Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Добавят денег на тягач («Российская газета») Добавят денег на тягач («Российская газета»)

Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

02 декабряподробнее

Параллельная реальность

В ближайшее время правительство может отменить запрет на так называемый параллельный импорт. Фактически это означает отмену монопольного права официальных дилеров продавать и устанавливать на автомобили фирменные запчасти.

До сих пор официальные дилеры и правообладатели брендов имели возможность запрещать параллельный импорт под предлогом защиты товарного знака. И таким образом диктовали свои условия. Согласно исследованию, которое провела Высшая школа экономики по заказу ассоциаций, представляющих интересы производителей и крупных импортеров, рынок автозапчастей – из тех, где разница в ценах у официальных и "серых" дилеров максимальна (60-80% и более, в отдельных случаях может возрастать до пяти-шести раз).

Кто за?

Прежде всего – ФАС России. Антимонопольщики уверены: запрет параллельного импорта вынуждает потребителей переплачивать за запчасти и сервисные услуги. Отмена ограничений должна привести к усилению конкуренции на рынке и неизбежному в этом случае снижению цен.

– Различные автомобильные бренды, такие, например, как "Audi" и BMW, нормально относятся к конкуренции между собой, – подчеркивает начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов.

– Отношения между дилером и автопроизводителем в России в значительно меньшей степени подвержены регулированию, чем, например, в США или Евросоюзе, – соглашается с позицией ФАС старший менеджер практики PWC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко. – Необходимость введения дополнительного регулирования назрела и действительно может стимулировать развитие рынка. Одним из ключевых является вопрос о возможности приобретения оригинальных запчастей независимыми центрами, самые крупные из которых по многим аспектам деятельности приблизились к уровню официальных дилеров. Данная инициатива действительно может привести к снижению цен вследствие повышения конкуренции. Однако необходимо учитывать, что автокорпорации будут по-прежнему поддерживать официальных дилеров, которые произвели существенные инвестиции в строительство центров, в обучение персонала. Они продвигают бренд и вправе рассчитывать на благосклонность производителя. В случае отмены импортной монополии корпорации, вероятно, смогут легально оказывать своим дилерам дополнительные услуги, влияющие, например, на сроки поставки запчастей. Другая важная инициатива ФАС касается предоставления доступа независимым сервисным центрам к технической информации производителей. Мы полагаем, что сам по себе доступ не позволит независимым центрам конкурировать с официальными дилерами – чтобы пользоваться сложной технической информацией, необходима соответствующая квалификация сотрудников центра (производители, как правило, организуют специальное обучение для сотрудников своих дилеров).

– У "официалов" оригинальные запчасти намного дороже по сравнению с неофициальными центрами, зачастую неоправданно, – также встает на сторону ФАС ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов. – Поэтому снятие монополии дилеров на официальные запчасти – вполне логичная мера. Но в основном она должна затронуть владельцев послегарантийных автомобилей, у которых появится больше возможностей для приобретения необходимых деталей. В свою очередь, владельцы гарантийных машин, скорее всего, продолжат пользоваться услугами дилеров. Что касается стоимости обслуживания, то в теории она должна снизиться, но как это произойдет на практике, сказать сложно.

– Добровольно автопроизводители не откажутся от ценового диктата, – не сомневается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Практически все автопроизводители указаны в реестре Федеральной таможенной службы, поэтому импортировать запчасти без их ведома невозможно. Это приводит к тому, что у нас дикие цены на сервисные услуги, слишком мало сервисных компаний, а у существующих – высокая стоимость обслуживания. И чем быстрее отменят действующие правила по ввозу в страну запчастей, тем лучше будет для потребителей. Это приведет к росту конкуренции и созданию новых сервисов, к снижению цен на сервисные услуги. Дополнительным плюсом отмены запрета на параллельный импорт станет снижение стоимости страховки автомобиля. Напомню: во многих странах разрешен свободный ввоз запчастей, и России необходимо к этому стремиться.

Кто против?

Одним из главных противников отмены монополии является Минпромторг. По мнению чиновников ведомства, параллельный импорт создаст финансовые риски для автомобильных компаний, открывших свои производства в России. И некоторые из них могут закрыть цеха по выпуску комплектующих. Хотя верится в подобную перспективу с трудом. Как известно, крупные корпорации умеют приспосабливаться к изменениям на рынке и оперативно минимизировать риски. Кроме того, у них остается важное преимущество – благодаря местному производству они могут оперативно реагировать на потребительский спрос, значительно сокращая время ожидания покупателями запчастей.

– Усиление конкуренции и падение цен на сервис не будут существенными, – считает первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев. – Все ограничится отдельными товарными категориями. При этом снизится уровень инвестиционной привлекательности российских производственных проектов. Те, кто уже пришли, конечно, не уйдут. А вот те компании, которые только собираются открывать заводы в нашей стране, серьезно задумаются...

Понятно, что решение, на котором настаивают в антимонопольном ведомстве, не выгодно официальным дилерам. Ведь теперь им придется бороться за клиента с "неофициалами". Кроме того, в дилерском сообществе опасаются, что после отмены монополии практически сразу на четверть вырастет поток контрафактных запчастей. А борьба правоохранительных органов с ввозом контрафакта станет практически невозможной, так как нельзя установить легальность ввоза товара в Россию.

В Ассоциации европейского бизнеса считают, что параллельный импорт препятствует долгосрочному развитию бизнеса в России. Как следствие, нарушаются права компаний на собственные товарные знаки и их защиту. В итоге иностранные производители теряют стимул для инвестиций. Кроме того, в АЕБ не разделяют оптимизма некоторых участников рынка по поводу возможного снижения цен. Эксперты ассоциации уверены, что в рознице запчасти не подешевеют. Просто торговцы-посредники увеличат собственную маржу.

И нашим, и вашим?

Сейчас стороны пытаются найти точки соприкосновения и достичь компромисса, который бы устроил и ФАС, и Минпромторг с АЕБ. Однако пока полноценного диалога не выходит.
– ФАС предлагает использовать зарубежные модели, но опыт ЕС и США применять в российских условиях надо очень осторожно, – предупреждает Сергей Литвиненко. – При этом важно найти баланс интересов всех сторон: производителей, дилеров, независимых техцентров и потребителей.

Согласно последним предложениям, новые правила по использованию фирменных запчастей могут быть закреплены в Кодексе поведения дистрибьюторов автомобильной продукции, присоединиться к которому работающим на рынке автосервиса компаниям можно будет в добровольном порядке. Документ разрабатывает Ассоциация европейского бизнеса (затем он должен быть согласован с ФАС России). Согласованная версия появится в ближайшие месяцы. В случае, если кодекс не будет соблюдаться участниками рынка, ФАС может прибегнуть к законодательным мерам регулирования предложенных правил.

«Клаксон»

28.10.13 «Клаксон»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • 24 ноября 2016 Новую методику подсчета локализации разработает НАМИ

    «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ) займется разработкой новой методики подсчета локализации. Об этом в эксклюзивном интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» рассказал директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Алексей Володин.

    подробнее
  • 22 ноября 2016 КАМАЗ повысил эффективность закупок

    КАМАЗ подвел итоги деятельности в области закупок и логистики за десять месяцев текущего года. Так, предприятию удалось снизить затраты на закупку ТМЦ и затраты на логистику относительно запланированных на этот период показателей.

    подробнее
  • 21 ноября 2016 КАМАЗ начал программу импортозамещения по изготовлению деталей

    На заводе запасных частей и компонентов и на заводе двигателей КАМАЗа стартовала программа импортозамещения по изготовлению деталей для раздаточной коробки РК-6522.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 7 ноября 2016 О чем рассказали российские поставщики на «Автомеханике» в Германии. Обзор («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» публикует серию мини-интервью с российскими компаниями-участниками немецкой выставки «Автомеханика», которая прошла в начале осени во Франкфурте-на-Майне.

    подробнее
  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 19 сентября 2016 Российскому автопрому показали китайский путь («Коммерсант»)

    На АвтоВАЗе считают, что если не начать развивать в стране инжиниринговую базу, то Россия откатится на начальный уровень развития индустрии. В компании говорят о необходимости создания отечественных платформ и компонентов на базе локальных поставщиков, что принесет экономике 5,5 трлн руб. до 2025 года. Подобный путь прошли, например, Китай и Южная Корея, в разное время перешедшие от сборки импортных моделей к созданию своей автоиндустрии, но применить их опыт в России будет непросто.

    подробнее