bool(false) АВТОСТАТ | Параллельная реальность

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

28.10.13Прочитали 84 раз

Параллельная реальность

В ближайшее время правительство может отменить запрет на так называемый параллельный импорт. Фактически это означает отмену монопольного права официальных дилеров продавать и устанавливать на автомобили фирменные запчасти.

До сих пор официальные дилеры и правообладатели брендов имели возможность запрещать параллельный импорт под предлогом защиты товарного знака. И таким образом диктовали свои условия. Согласно исследованию, которое провела Высшая школа экономики по заказу ассоциаций, представляющих интересы производителей и крупных импортеров, рынок автозапчастей – из тех, где разница в ценах у официальных и "серых" дилеров максимальна (60-80% и более, в отдельных случаях может возрастать до пяти-шести раз).

Кто за?

Прежде всего – ФАС России. Антимонопольщики уверены: запрет параллельного импорта вынуждает потребителей переплачивать за запчасти и сервисные услуги. Отмена ограничений должна привести к усилению конкуренции на рынке и неизбежному в этом случае снижению цен.

– Различные автомобильные бренды, такие, например, как "Audi" и BMW, нормально относятся к конкуренции между собой, – подчеркивает начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов.

– Отношения между дилером и автопроизводителем в России в значительно меньшей степени подвержены регулированию, чем, например, в США или Евросоюзе, – соглашается с позицией ФАС старший менеджер практики PWC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко. – Необходимость введения дополнительного регулирования назрела и действительно может стимулировать развитие рынка. Одним из ключевых является вопрос о возможности приобретения оригинальных запчастей независимыми центрами, самые крупные из которых по многим аспектам деятельности приблизились к уровню официальных дилеров. Данная инициатива действительно может привести к снижению цен вследствие повышения конкуренции. Однако необходимо учитывать, что автокорпорации будут по-прежнему поддерживать официальных дилеров, которые произвели существенные инвестиции в строительство центров, в обучение персонала. Они продвигают бренд и вправе рассчитывать на благосклонность производителя. В случае отмены импортной монополии корпорации, вероятно, смогут легально оказывать своим дилерам дополнительные услуги, влияющие, например, на сроки поставки запчастей. Другая важная инициатива ФАС касается предоставления доступа независимым сервисным центрам к технической информации производителей. Мы полагаем, что сам по себе доступ не позволит независимым центрам конкурировать с официальными дилерами – чтобы пользоваться сложной технической информацией, необходима соответствующая квалификация сотрудников центра (производители, как правило, организуют специальное обучение для сотрудников своих дилеров).

– У "официалов" оригинальные запчасти намного дороже по сравнению с неофициальными центрами, зачастую неоправданно, – также встает на сторону ФАС ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов. – Поэтому снятие монополии дилеров на официальные запчасти – вполне логичная мера. Но в основном она должна затронуть владельцев послегарантийных автомобилей, у которых появится больше возможностей для приобретения необходимых деталей. В свою очередь, владельцы гарантийных машин, скорее всего, продолжат пользоваться услугами дилеров. Что касается стоимости обслуживания, то в теории она должна снизиться, но как это произойдет на практике, сказать сложно.

– Добровольно автопроизводители не откажутся от ценового диктата, – не сомневается председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Практически все автопроизводители указаны в реестре Федеральной таможенной службы, поэтому импортировать запчасти без их ведома невозможно. Это приводит к тому, что у нас дикие цены на сервисные услуги, слишком мало сервисных компаний, а у существующих – высокая стоимость обслуживания. И чем быстрее отменят действующие правила по ввозу в страну запчастей, тем лучше будет для потребителей. Это приведет к росту конкуренции и созданию новых сервисов, к снижению цен на сервисные услуги. Дополнительным плюсом отмены запрета на параллельный импорт станет снижение стоимости страховки автомобиля. Напомню: во многих странах разрешен свободный ввоз запчастей, и России необходимо к этому стремиться.

Кто против?

Одним из главных противников отмены монополии является Минпромторг. По мнению чиновников ведомства, параллельный импорт создаст финансовые риски для автомобильных компаний, открывших свои производства в России. И некоторые из них могут закрыть цеха по выпуску комплектующих. Хотя верится в подобную перспективу с трудом. Как известно, крупные корпорации умеют приспосабливаться к изменениям на рынке и оперативно минимизировать риски. Кроме того, у них остается важное преимущество – благодаря местному производству они могут оперативно реагировать на потребительский спрос, значительно сокращая время ожидания покупателями запчастей.

– Усиление конкуренции и падение цен на сервис не будут существенными, – считает первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев. – Все ограничится отдельными товарными категориями. При этом снизится уровень инвестиционной привлекательности российских производственных проектов. Те, кто уже пришли, конечно, не уйдут. А вот те компании, которые только собираются открывать заводы в нашей стране, серьезно задумаются...

Понятно, что решение, на котором настаивают в антимонопольном ведомстве, не выгодно официальным дилерам. Ведь теперь им придется бороться за клиента с "неофициалами". Кроме того, в дилерском сообществе опасаются, что после отмены монополии практически сразу на четверть вырастет поток контрафактных запчастей. А борьба правоохранительных органов с ввозом контрафакта станет практически невозможной, так как нельзя установить легальность ввоза товара в Россию.

В Ассоциации европейского бизнеса считают, что параллельный импорт препятствует долгосрочному развитию бизнеса в России. Как следствие, нарушаются права компаний на собственные товарные знаки и их защиту. В итоге иностранные производители теряют стимул для инвестиций. Кроме того, в АЕБ не разделяют оптимизма некоторых участников рынка по поводу возможного снижения цен. Эксперты ассоциации уверены, что в рознице запчасти не подешевеют. Просто торговцы-посредники увеличат собственную маржу.

И нашим, и вашим?

Сейчас стороны пытаются найти точки соприкосновения и достичь компромисса, который бы устроил и ФАС, и Минпромторг с АЕБ. Однако пока полноценного диалога не выходит.
– ФАС предлагает использовать зарубежные модели, но опыт ЕС и США применять в российских условиях надо очень осторожно, – предупреждает Сергей Литвиненко. – При этом важно найти баланс интересов всех сторон: производителей, дилеров, независимых техцентров и потребителей.

Согласно последним предложениям, новые правила по использованию фирменных запчастей могут быть закреплены в Кодексе поведения дистрибьюторов автомобильной продукции, присоединиться к которому работающим на рынке автосервиса компаниям можно будет в добровольном порядке. Документ разрабатывает Ассоциация европейского бизнеса (затем он должен быть согласован с ФАС России). Согласованная версия появится в ближайшие месяцы. В случае, если кодекс не будет соблюдаться участниками рынка, ФАС может прибегнуть к законодательным мерам регулирования предложенных правил.

«Клаксон»