АВТОСТАТ | Федеральные и региональные правительства ищут возможность поддержать автопром

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

21.10.13Прочитали 387 раз

Федеральные и региональные правительства ищут возможность поддержать автопром

КобенкоА.jpg

Владимир Авдеенко:
- В бюджет заложены большие объемы для поддержки промышленного развития в стране и существует целый ряд инструментов, которые были разработаны в 2013 году Министерством промышленности и торговли или находятся в разработке сейчас.
То, что в промышленности ситуация неординарная, в мировой и в нашей российской — вы все хорошо знаете. Понятно, что отчасти это обусловлено макроэкономическими причинами. Это стоимость денег, не очень хорошая конъюнктура для традиционных рынков. Но даже при хорошей ценовой конъюнктуре, которая может быть восстановится, мы находимся в ситуации некого структурного кризиса в перерабатывающих отраслях промышленности. Мы в целом исчерпали потенциал инноваций того производственного комплекса, который нам достался от советских времен. Поэтому сегодня усилия правительства сосредоточены в основном на структурных изменениях в промышленности. Во-первых, мы должны научиться иначе работать со спросом в промышленности. Во-вторых, должны стимулировать перенос не технологий, а комплексный перенос компетенций. Третье направление — это стимулирование создания новой промышленной инфраструктуры. На эти три приоритета — спрос, технологические компетенции, производственная инфраструктура, - направлена была наша работа в 2013 году.

Что удалось сделать? Во-первых, создали подпрограмму государственной программы развития промышленности, которая называется «Развитие индустрии композиционных материалов». Основной ее смысл — не в том, что мы финансируем НИОКРы, исследовательские разработки для производства новых композиционных материалов, а мы стимулируем промышленный сектор замещать традиционный ассортимент инновационными материалами.

Вторая задача — радикальное изменение всей системы технического регулирования. Технологический рынок просто не воспринимает новый продукт, если он не стандартизирован к применению. Поэтому в рамках программы запланирована разработка стандартов — государство выделяет на это около 1 млрд рублей.

Второе направление по развитию - мы в июле 2013 года разработали Дорожную карту по развитию инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна, и правительство ее одобрило. Она в целом касается любых видов инжиниринговой деятельности. Думаю, что опыт, который есть у коллег в Самарской области, будет, безусловно, использован. И инжиниринговый центр по автопрому будет участвовать в этой программе.

Третий инструмент, который касается промышленной индустрии и о котором на днях говорил министр промышленности и торговли в Тобольске — это программа по развитию системы индустриальных парков в стране. Поручение по разработке такой программы находится сейчас в разработке. До конца года основные элементы этой работы планируется выполнить, и с 2014 года начнется финансирование мероприятий в дополнение к тем, которые есть сейчас по линии Минэкономразвития по Особым экономическим зонам. Предполагается создать масштабную сеть промышленных парков. Участие государства в этом будет связано с помощью в формировании и финансировании инфраструктуры.

кобенко_21.jpg

Александр Кобенко:
- Когда задумывался этот форум, мы хотели создать хорошую площадку для диалога. Чтобы иностранные компании могли пообщаться с российскими, поставщики — с производителями автокомпонентов, производители — с органами власти относительно тех форм поддержки и создаваемых условий для ведения бизнеса.
Проект федерального бюджета на 2014-16-ый годы, который сейчас рассматривается в думе, очень позитивен именно для автомобильной индустрии. Вот в следующем году — почти 100 млрд выделяется на различные программы поддержки, в 15-16-ом годах - более 106 млрд. Я призываю всех активно пользоваться федеральными программами. Прежде всего - программой субсидирования (пока по пальцам одной руки можно пересчитать предприятия Самарской области, которые этой программой воспользовались). Мы готовы помогать и формировать соответствующие заявки, и обеспечивать сопровождение этих заявок.

Вместе с тем у нас есть определенные предложения и для федеральных органов исполнительной власти: считаем, что было бы целесообразно включить в подпрограммы поддержки автомобильной промышленности финансирование различных инжиниринговых центров и отдельных инновационных проектов по развитию самих компаний автокомпонентного сектора. Кроме того, поскольку у нас создан государственный утилизационный фонд, мы выступили с рядом предложений по рециклингу.

Россия остается одним из наиболее привлекательных рынков в Европе. Объем продаж превысил докризисное значение. По-прежнему Россия уступает развитым странам в автомобилизации, что является важным фактором роста продаж. В то же время умеренные темпы роста национальной экономики в 2013 году приводят к замедлению роста рынка. На фоне двух противоположных тенденций – глобализации и регионализации перед национальной автомобильной промышленностью, региональными кластерами крайне остро стоят задачи конкурентоспособности. Как в отрасли в целом, так и отдельных кластеров и предприятий. Экономика Самарской области как никакая другая испытывает на себе последствия глобализации. Среди позитивных результатов - значительное привлечение инвестиционного капитала: в последние полтора года мы имеем большое количество начатых проектов в сегменте автокомпонентов и порядка 500-600 млн – подтвержденный объем инвестиций в те проекты, которые мы начали примерно с лета прошлого года.
К сожалению, качество продукции многих российских поставщиков автокомпонентов заметно хуже, чем производителей комплектующих в других странах – Бразилии, Турции, не говоря уже о предприятиях ведущих экономик – Германии, Франции, Японии.

В настоящее время при поддержке АВТОВАЗа силами центра инновационного развития кластерных инициатив Самарской области подготовлена комплексная ранжировка поставщиков, которая учитывает уровень инжиниринговых затрат предприятия. Все производители комплектующих в соответствии с этой комплексной оценкой разделены на три группы – надежные, рисковые и неудовлетворительные. Пока доля тех, кто находится в зоне риска, достаточно высока.

И можно прогнозировать два сценария развития подкластера отечественных автокомпонентов предприятий. В случае отсутствия согласованных мер со стороны государства и бизнес-сообщества с большой вероятностью может реализоваться сценарий пессимистичный, то есть выбывание с рынка заметной группы российских поставщиков автокомпонентов. Даже поставщики с удовлетворительным качеством могут покинуть этот рынок, если не решат вопросы организации собственного аутсорсинга и инжиниринга.

В целях парирования этих угроз мы перезапускаем программу развития автомобильного кластера. С 2010 года в регионе открыта программа по поддержке малого и среднего бизнеса, в рамках которой выполняется достаточно большой объем различных мероприятий, связанных с обучением сотрудников, внедрением цифрового моделирования и многое другое. Причем услуги предприятиям малого и среднего бизнеса здесь готовы оказывать на безвозмездной основе либо на льготных условиях. Целью кластера является сохранение лидирующей позиции производителей, локализованных в Самарской области как в автомобильном, так и в автокомпонентном сегментах и в среднесрочной перспективе – задача развить экспортный потенциал.

Исторически мы понимаем, как организованы многие поставщики. Часть из них организовались за счет выноса производства с АВТОВАЗа и большинство вопросов, связанных с инжинирингом и проектированием новых изделий они решали за счет работы с НТЦ АВТОВАЗа. Сейчас в связи с реформированием НТЦ и сокращением программы проектирования узлов и комплектующих перед этими предприятиями стоит задача наращивания собственного инжинирингового потенциала или использование аутсорсинговых подразделений. Организовать свой инжиниринг компаниям малого и среднего бизнеса достаточно дорого. Поэтому по инициативе правительства Самарской области и при поддержке АВТОВАЗа создается специализированный инжиниринговый центр. Для предприятий малого и среднего бизнеса на первом этапе услуги центра будут безвозмездными. Полномасштабный старт проектов намечен на январь 2014 года.

Олег Жадаев:
- По итогам 2012 года на 73 предприятиях Самарской области проведена оценка систем менеджмента качества и производственных линий поставщиков по методике Альянса. Цифры озвучены, и они не могут не тревожить: традиционные поставщики покидают линейку. Мы понимаем, что число действующих поставщиков (сегодня их 106) и дальше будет сокращаться. В связи с этим региональные меры очень актуальны. Мы сейчас нацелены на два фактора. На финансовое стимулирование поддержки качества, которое требуется от Альянса и на финансирование в рамках программ НИОКР. Это позволит ряду предприятий добиться двух составляющих — качества своей продукции и возможности остаться в линейке поставщиков. Но мы знаем, что ряд предприятий пошли по другому направлению — по созданию СП. И мы, безусловно, поддерживаем и эти инициативы.
Правда, их на сегодняшний день не так уж много. Министерство промышленности и технологий Самарской области на сегодняшний день разрабатывает программу инновационного развития машиностроительного комплекса. И, собственно говоря, эта программа синхронизируется с государственной программой поддержки промышленности, повышения конкурентоспособности. Одна из ее подпрограмм — поддержка автомобилестроения. Мы должны в этой программе сформировать фактически Дорожную карту, для того чтобы предприятия региона имели возможность воспользоваться всеми уровнями федеральной поддержки. Рабочая группа продолжает трудиться над программой, до конца года планируют свою работу завершить.

, источник: www.autostat.ru