Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Против лома

Для автомобилистов могут ввести новый налог. Платить придется не за сам факт владения авто, а за выбросы СО2 во время езды. Об общих принципах ухода от транспортного налога и перехода на экологический, который действует в Европе, минпромторг уже договорился с министерством финансов, подтвердил "РГ" заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. В детали и сроки замминистра вдаваться не стал.

Сегодня в России 47 процентов автомобилей старше 10 лет, подсчитали в министерстве, а средний возраст транспорта в стране - около восьми лет. По регионам ситуация крайне неоднородна. Пожалуй, один из наиболее насыщенных автомобилями федеральных округов - Дальневосточный. "Если взять Владивосток, там практически тысяча автомобилей на тысячу жителей, то есть каждый горожанин имеет как минимум одну машину. А средний возраст парка остается достаточно высоким: 82 процента авто старше 10 лет", - говорит Рахманов. На таком фоне дальневосточного подержанного японского импорта европейская часть России в транспортном плане обновляется более быстрыми темпами. Влияет на это и более высокая платежеспособность населения.

Рахманов обращает внимание на то, что не только возраст автомобилей остается достаточно высоким, но и по экологическим классам половина парка относится к категориям "Евро-1" и ниже. "Это на самом деле создает серьезную экологическую угрозу, прежде всего для "миллионников", ведь около 60 процентов выбросов в атмосферу в городах приходится на транспорт. Для контроля над экологической ситуацией в мегаполисах минпромторг предлагает вводить ограничения на сроки эксплуатации авто, в первую очередь легкого коммерческого транспорта. Вместе с тем Рахманов обещает учитывать позицию потребителей, которые по разным причинам голосуют в пользу подержанных машин. Если автомобиль экологичен, препятствий не будет, обещает он. Впрочем, по словам замминистра, в 2012 году в Россию уже ввезли около 40 тысяч старых иномарок. И на них мошенники умудрились получить сертификаты четвертого экокласса. Сейчас в минпромторге разбираются с этими случаями.

Мнения опрошенных "РГ" экспертов в оценке "налоговой автореволюции" разделились. Одни считают, что она излишняя. "Сегодня практически каждая вторая эксплуатируемая в России машина (в мегаполисах даже чаще) - иномарка уже оснащена более "чистым" двигателем и требует заправки топливом достаточно высокого экологического класса", - говорит Марина Емельянцева, юрист компании "Налоговик". К тому же акциз на бензин класса 5 в 2014 году планируется взимать по ставке 5750 рублей за тонну, а за бензин, не соответствующий 3-му классу - 11 110 рублей, практически вдвое больше. Что, естественно, отразится на розничной цене и будет стимулировать автовладельцев пересаживаться на более экологически чистые авто. Да и вообще, говорит Емельянцева, еще ни одна налоговая реформа не приводила к существенному снижению фискального бремени, и вполне возможно, что эта замена одного налога на другой только увеличит нагрузку на автовладельцев. А с учетом российских расстояний приведет к раскрутке инфляции. И в любом случае ударит по семьям с небольшими доходами.

Не стоит волноваться раньше времени, советует эксперт проекта "Общественная Дума" Сергей Литвиненко. Для перехода на экологический налог, по его мнению, потребуется как минимум 5-7 лет. И ряд условий для обновления автопарка. "Германия, например, делала скидки тем, кто менял старые машины на новые и экологичные", - напоминает Литвиненко. Так что пока неизвестно, проиграют автомобилисты или выиграют. Механизм замены пока не понятен, но новый налог не будет вводиться с целью уменьшения другого, поэтому для расчета размера ставок налоговое бремя наверняка будет увеличено, считает он. Гипотетически эксперт "РГ" рассчитал, что размер налога может вырасти в 10-15 раз. Например, при ставке транспортного налога в 5 рублей владелец легкового автомобиля "ВАЗ 2107" с мощностью двигателя 74 л. с. заплатит в год 370 рублей (5 рублей (налоговая ставка) Х 74 л.с. Х (12 /12) = 370 рублей), приводит он пример. "Представим, что размер экологического налога будет равен загрязнению на 1 км, умноженному на ставку и на общий выброс за год. Даже если владелец дешевой легковушки проедет за год тысячу км и выбросит на каждый из них 200 граммов СО2, а ставка налога будет равна 0,5 рубля, тогда он заплатит 100 тысяч рублей. А скорее всего, он проедет больше, тогда и налог будет намного выше", - говорит Литвиненко.

По его мнению, государству нужно будет предусмотреть ряд льгот для тех, у кого минимальные выхлопы. Поддержать и производителей топлива "Евро-3" и "Евро-4". В Германии, например, льготная норма - если автомобиль выделяет меньше 120 граммов CO2 на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально разрешенный "бесплатный выхлоп" немцы опустили до 110 граммов на километр, а в 2014-м - уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Заодно она на руку хозяевам машин-гибридов: имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.

При разработке закона следовало бы предусмотреть переходный период для тех, кто не в состоянии будет перейти на эксплуатацию более "здорового" топлива, настаивает Марина Емельянцева. Должны быть установлены различия для тех, кто использует свой автомобиль только для личных нужд и ездит относительно немного, продолжает эксперт, и для тех, кто возит грузы или пассажиров, наматывая по 100 тысяч километров за год. Лучше вообще пойти другим путем, советует Ирина Парулева, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа". Экологическим сбором, предлагает она, лучше обложить производителей "вредных" для окружающей среды транспортных средств, а не население, тогда новый налог будет стимулировать "выбывание" старых автомобилей из оборота, но не ударит по людям.

Плюсы и минусы нового налога

Сейчас все платят одинаково вне зависимости от того, как часто пользуются автомобилем, а с введением экологического налога те, кто ездит редко (например, на дачу и обратно), будут платить меньше. Это плюс.

Произойдет вынужденное обновление парка на автомобили с лучшей топливной экономичностью и меньшими выбросами СО2. Автопрому придется подстраиваться под новые нормы, уменьшая массу транспортных средств при разработке авто следующих поколений, имеющих сниженные или "нулевые" выбросы СО2. Значит, шаги к прогрессу будут делаться намного быстрее и появится стимул для инноваций. Это тоже плюс.

А вот это уже, по мнению экспертов "РГ", минусы: уровень жизни населения далек от европейского, на который этот налог рассчитан, значит, его бремя упадет на более бедные слои населения, которые не могут обновить свои машины, а обеспеченные автомобилисты окажутся практически освобожденными от налога. Тогда получается, экологический налог станет налогом на бедность. И еще придется менять автомобильный парк государственных служб учреждений (больниц и т.п.), на что потребуется немало бюджетных денег.

«Российская газета»

15.10.13 «Российская газета»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему