Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Перспективная пятилетка

Всеобщая экономическая стагнация остро ставит вопрос, нужен ли нам автомобиль в том виде, в каком он предлагается сейчас. И если нет, то как он будет выглядеть в ближайшем будущем. Автомобильный критик Денис Орлов наметил штрихи к портрету машин следующих пяти лет.

Автомобиль автономного пробега

Очевидно, что автомобиль нельзя более рассматривать в отрыве от среды обитания. Машин вокруг настолько много, что их бездумное и хаотичное использование начало угрожать человеческой цивилизации. Ежегодно в автомобильных авариях по всему миру гибнет около 2 млн человек. Остальные вдыхают отработавшие газы и испытывают стресс, простаивая в пробках. Вопросы о том, как упорядочить движение, как сократить аварийность и как сделать автомобиль безопаснее, чище и экономичнее отныне изучаются как комплексная проблема. То есть речь идет о создании интеллектуальной транспортной системы.

Одним из решений является автоматизация управления автомобилем. Экспериментальные образцы, способные передвигаться без участия водителя, уже выведены на дороги. "Беспилотники" от Google и Continental допущены к эксплуатации по дорогам США, а их аналогу, подготовленному фирмой Bosch, разрешили ездить по германским автобанам. Возможно, утверждение представителей компании Continental о том, что к 2025 году на дороги выйдут серийные беспилотные автомобили, и покажется фантастикой, однако еще недавно такой же фантастикой казались поезда без машинистов и самолетные автопилоты, позволяющие сажать лайнеры в крупнейших аэропортах мира без участия экипажа.

Почему мы так скептически настроены по отношению к подобным прогнозам? Ответ прост: элементы полностью автоматического управления используются уже сегодня, однако работают от случая к случаю. Устройства, предупреждающие о приближении попутной машины в слепой зоне, слишком нервируют и мешают оперативно перестраиваться по полосам, системы автоматического торможения не всегда видят препятствие, датчики автопарковщиков капризничают при перемене погоды. Очевидно, что мы находимся в самом начале большого пути. Распространение автоматических помощников водителя начнется в наиболее очевидных с точки зрения алгоритма поведения областях: движение в колонне, парковка, заезд и размещение на многоуровневой стоянке. Одновременно с этим автомобили обзаведутся способностью общаться друг с другом через систему сотовой связи и через спутники (так называемая car-to-car communication). Например, получать информацию об участке дороги с пониженным коэффициентом сцепления. Водителю ничего не потребуется для этого делать: по проскальзыванию колеса электроника распознает опасный участок, внесет изменения в работу двигателя и трансмиссии, а заодно пошлет сигнал всем машинам, следующим тем же маршрутом.

Для всего этого автомобилю потребуются "органы восприятия", которыми он уже спешит обзаводиться. И тут в инженерную область вторгаются интересы политиков, военных и всевозможных спецслужб: в какой частотной полосе дозволить работать автомобильным радарам: 24-25 ГГц, 76-77 ГГц или 77-81 ГГц, какой мощностью должны обладать бортовые лазеры-дальномеры, с какой точностью разрешить определять местонахождение машины на местности? Очевидно, что для безопасного передвижения точность должна быть предельно высокой. Но если сегодня большинство навигаторов загрубляет показатели от нескольких до сотен метров, то как решится этот вопрос по отношению к автомобилям будущего?

Становясь все более интеллектуальным, автомобиль научится следить за физическим состоянием водителя и даже препятствовать усталости при помощи массажера или взбадривающего парфюма.

Грядущее отстранение водителя от главенствующей роли в управлении, очевидно, изменит и отношение в обществе к автомобилю. Из героя мальчишеских грез он превратится в обычный бытовой прибор, подобный кофемолке или пылесосу. Перед нами предстанет безукоризненное изделие из синтетических материалов, которые вытеснят собой металл. То, что еще недавно считалось прерогативой "Формулы-1", стало реальностью. Дрезденский институт легких и пластических материалов совместно с концерном ThyssenKrupp AG разработал технологию кузовов из углепластика, делающих их рентабельными уже при выпуске 25 тыс. единиц в год. А серии легковых автомобилей на порядок больше! Углепластиковый кузов вдвое легче стального. Кроме того, сегодня из разных синтетических материалов предлагают изготовлять опорные стойки подвесок, рессоры, суппорты тормозов, картеры механизмов. Выбранный отраслью "пластиковый вектор" повлечет за собой сокращение спроса на листовой прокат, подорвет благополучие металлургической индустрии. Но и та не стоит на месте, предлагая все более легкие и прочные конструкции, например полые трубы, усиленные алюминиевой нано-пеной,– это разработка Университета земли Саар.

Топливный круговорот

Открытым остается вопрос о типе двигателя. Хотя проводимые в Европе исследования и фиксируют снижение недоверия к электромобилям, очевидно, что полностью электрическим автомобилю не быть. Скорее в ближайшем будущем получат развитие машины с range-extender, вспомогательным двигателем внутреннего сгорания, работающим в паре с генератором электрического тока. Привод на колеса будет осуществляться электромоторами. Тем не менее продолжаются работы по совершенствованию традиционного двигателя внутреннего сгорания. В частности, стараются научить бензиновый двигатель работать по принципу воспламенения от сжатия, как у дизельного. Это поможет повысить эффективность и сократить эмиссию. В 2020 году в Германии вступает в силу новое ограничение по выбросу в атмосферу CO2 – до 69 г/км. Это будет самое жесткое ограничение в мире, и только моторы, работающие на сверхбедных топливных смесях, природном газе, с увеличенной степенью сжатия и гибкой приспосабливаемостью к нагрузкам смогут отвечать новым требованиям.

Компания Audi сделала неожиданный шаг в этом направлении. Совместно с ETOGAS GmbH, MT-BioMethan GmbH и EWE AG баварская автомобильная компания выстроила в городе Верльте на севере Германии экспериментальный завод по производству синтетического метана. Одна из производных – водород – добывается из воды, а другая – углекислый газ – аккумулируется из промышленных выбросов. Завод производит 1 тыс. тонн метана в год, связывая химическим путем 2,8 тыс. тонн углекислого газа – ровно столько, сколько смогли бы за это время переработать в процессе природного фотосинтеза 220 тыс. буковых деревьев. Таким образом, Audi предлагает наладить круговорот углекислого газа, когда его выбросы автомобилями будут примерно равны поглощению для синтеза нового топлива. При этом на таком газу смогут работать обычные автомобили.

Электрификация автомобиля будет совершенствоваться и дальше. Например, уже сегодня предлагаются электромоторы, встроенные в ось или непосредственно в колесо. Они не только приводят автомобиль в движение, но и почти мгновенно перераспределяют крутящий момент с колеса на колесо, тем самым сохраняя стабильную траекторию на дороге – такая технология получила название torque vectoring. С широким внедрением подобных решений отпадет необходимость в системах динамической стабилизации, работающих через тормоза, а заодно в дифференциалах и их блокировке. В этой связи вновь оживились разговоры о переводе бортовых потребителей электроэнергии с напряжения 12 В на 48 В. Чем выше напряжение, тем, например, эффективнее работа электромоторов, заменяющих сегодня повсеместно гидравлические и вакуумные приводы в автомобиле. Формат 48 В позволяет сделать все приводы компактнее, вдвое уменьшить сечение проводов в электропроводке, что снижает массу. С другой стороны, повысятся требования к надежности соединений и уплотнений, к качеству сборки. Остается открытым вопрос о мере доверия. В какой степени следует полагаться на сложнейшие электронные сервисы, уже сегодня назойливо предлагающие водителю отпустить руль и убрать ноги с педалей? Когда-то Айзек Азимов сформулировал свод законов робототехники. Робот не может причинить вред человеку. Главное, избежать вреда, который мы способны причинить сами себе.

Вам какого автомобиля не хватает?

Константин Цыбко, зампред комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

– Я считаю, что мы должны переходить на электромобили. В крайнем случае подойдет и автомобиль на биотопливе. И не хватает мне как раз не столько чего-то в самом автомобиле, а скорее в городе. Для перехода на экологически чистые машины не хватает электрозаправок. На современном этапе городским автомобилем вполне мог бы стать электромобиль – например, если бы разрешили им бесплатную парковку в центре города, создали бы необходимое количество зарядных устройств. Можно, например, отдать им приоритет при движении и обеспечить выделенной полосой или разрешить им пользоваться полосой для общественного транспорта. И, может быть, даже не брать с таких автомобилей дорожный налог. Тогда я бы с радостью пересел на электромобиль.

Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике:

– Современный автомобиль должен быть уже летающим, так что ему не хватает лишь малости – крыльев. Достаточно посмотреть на дороги Москвы, Пекина и понять: даже многоярусные дороги исправить ситуацию уже не могут. Поэтому я уверен: за летающими автомобилями – будущее, а по земле будет ползать лишь какой-то конвейерный общественный транспорт.

Василий Обломов, певец, музыкант:

– Комфортабельности и всего прочего мне в машинах и сейчас хватает. Не хватает водителей, которые соблюдают правила дорожного движения. Исполнение ПДД заменяет все возможные подушки безопасности и другие средства безопасности вместе взятые. У нас очень слабо развита культура вождения. Поэтому, например, такси, управляемое компьютером, которое начинает появляться в США, в России не получит распространения. Потому что ездить, соблюдая правила дорожного движения, когда все остальные их не соблюдают, особенно опасно. Действовать по алгоритму, по инструкции в таких ситуациях невероятно сложно.

«Коммерсант»

25.09.13 «Коммерсант»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 29 ноября 2016 Езда не стоит свеч («Российская газета»)

    Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.

    подробнее
  • 18 ноября 2016 Audi похоронит конвейер (Авторамблер)

    Вместо привычного конвейера компания Audi будет применять специальную схему производства автомобилей, основанную на отдельных модулях. Об сообщили «Авторамблеру» в Audi.

    подробнее
  • 25 октября 2016 Автопрому прописали госрегулирование («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", одна из самых радикальных озвученных Минпромторгом идей спасения автопрома – "унификация платформ", которая должна привести к снижению себестоимости машин,– предложена международными консультантами на базе опыта США и Южной Кореи. В этих странах в результате подобной реформы сократились лишние мощности и была оптимизирована структура производства.

    подробнее