Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Кредитная заставляющая («Коммерсант») Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

05 декабряподробнее

Утилизация по-русски

Будет ли введен сбор для отечественных производителей грузовиков? После вступления России в ВТО власти были вынуждены ввести утилизационные сборы для ввозимых в страну грузовиков. Предполагается, что они будут введены и для новых машин российского производства. Чиновники наверняка придумают, как смягчить этот удар КамАЗу, ГАЗу и прочим российским автозаводам и одновременно не рассориться с ВТО.

Дискриминационный сбор

Переговоры между Россией и ВТО, как известно, длились рекордные 18 лет. Собственно, именно из-за этого отечественные потребители получили весьма выгодные условия членства в этой организации. По условиям двухсторонних соглашений таможенные пошлины для большей части отечественных отраслей были значительно снижены. Если говорить про рынок грузового автотранспорта, то на большинство новых и подержанных автомобилей сборы уменьшились до 15%, а в некоторых случаях и ниже, что, по мнению автопроизводителей, стало слишком сильным разовым снижением.

В рамках борьбы с ухудшением экологической ситуации в стране, а по совместительству и для защиты интересов отечественных производителей был введен утилизационный сбор для импортируемых на территорию России автомобилей, как легковых, так и грузовых. Теперь в бюджет необходимо уплатить 150 тыс. руб. на ввозимый новый грузовой автомобиль, на подержанную машину сбор может оказаться значительно выше (коэффициент зависит от возраста автомобиля, его стоимости и параметров двигателя).

ВТО посчитало введение данной меры только для импортных авто дискриминацией. По мнению организации, тот формат, в котором был реализован утилизационный сбор, является протекционистским. Он в большей степени направлен на защиту российского автопрома, а не на улучшение экологической ситуации. Сейчас проходят многоуровневые переговоры между представителями России и ВТО по поводу ввода утилизационного сбора для отечественных автомобилей.

Поначалу предполагалось, что российские производители будут освобождаться от этого сбора только в том случае, если они станут проводить инвестиции в развитие собственных утилизационных мощностей. Этот подход, скорее всего, будет пересмотрен, и отказаться от ввода утилизационного сбора на отечественные грузовики вряд ли получится. Причина проста: ссориться с коллегами по ВТО в самом начале сотрудничества российская сторона вряд ли станет. Но чиновники постараются затянуть обсуждение и создать как можно более комфортные условия для КамАЗа, ГАЗа, ЗИЛа и «братского» МАЗа. Положение отрасли да и общая экономическая ситуация в стране не дадут российским властям возможности просто уступить партнерам по ВТО.

С введением утилизационного сбора импорт грузовых автомобилей на территорию России существенно сократился. Несмотря на это, большинство ведущих европейских автомобильных концернов открывают свои производства в России. Эта тенденция объясняется сравнительно низкими издержками на оплату рабочей силы и потенциалом внутреннего рынка, и следуют ей не только производители грузовиков.

Въехали в стагнацию

Среднестатистический покупатель отечественного грузовика отличается от потребителя импортной продукции. Основными преимуществами российской техники выступают хорошая приспособленность к эксплуатации в сложных климатических и дорожных условиях, наличие развитой базы сервисного обслуживания, которая зачастую складывается не только из фирменных СТО, но и большого количества частных мастерских, где практически любой мастер сможет сделать необходимый ремонт «КамАЗа» или «ГАЗа» за считаные часы, так как он привык работать с этой техникой. И конечно же, неоспоримое преимущество – сравнительно низкая цена. Правда, именно последний фактор может в скором времени стать менее существенным из-за введения утилизационного сбора.

Это один из непроизводственных факторов, который влияет на динамику спроса на отечественные грузовики. Помимо него производство грузовых автомобилей тесно связано с ситуацией во многих отраслях хозяйства, которые сейчас находятся в стагнации или рецессии: металлургии (как черной, так и цветной), грузоперевозках, тяжелом и легком машиностроении. Общее замедление темпов роста экономики России больно бьет по рынку. По оценкам Росстата, во втором квартале этого года ВВП РФ вырос всего на 1,2% (г/г), а объем промышленного производства по итогам первого полугодия вырос только на 0,1% (г/г). При этом отмечается отсутствие интереса инвесторов к реальным проектам, а деловая активность в сфере малого и среднего бизнеса, потребителей грузового и коммерческого транспорта в последнее время снижается. Это происходит из-за повышения страховых отчислений и, как следствие, самоликвидации большого количества малых предприятий.

На самом деле сейчас в России существует большое количество важных и потенциально прибыльных инвестиционных проектов, но замедление экономики заставляет инвесторов опасаться за свои деньги и направлять их в различные сегменты финансовых рынков, выводить капиталы из страны или просто хранить деньги на банковских депозитах (это подтверждается динамикой прироста суммарного объема депозитов). В такой ситуации реализация инфраструктурных проектов государством может сослужить национальной экономике неплохую службу: после их запуска повысится производительность труда, появятся дополнительные рабочие места, а малый и средний бизнес получат возможность развиваться как вспомогательный механизм, обеспечивающий бесперебойную работу данных проектов. Правда, пока данные меры еще не заработали (т.к. большинство таких проектов являются долгосрочными), мы видим сокращение совокупного спроса, в том числе и на грузовые автомобили.

Перспективы

В целом введение утилизационного сбора на отечественную продукцию негативно скажется на отпускных ценах грузовых автомобилей равномерно по всем регионам России. Не стоит ждать от автопроизводителей того, что они полностью возьмут на себя увеличившиеся издержки, – не те финансовые возможности. Таким образом, расплачиваться за данное нововведение будет конечный потребитель, который, в свою очередь, будет менять структуру совокупного спроса на данном рынке. Наметившаяся тенденция по вытеснению импорта, скорее всего, прекратится. Можно будет наблюдать скачкообразное снижение интереса к новым российским грузовикам. Правда, продлится такой провал недолго, будут найдены новые ценовые ориентиры и рынок вновь вернется к точке равновесия.

Вместе с тем изменения коснутся только первичного рынка грузовых автомобилей, а вторичка затронута не будет. Достаточно сложно придумать механизм внедрения утилизационного сбора на уже выпущенную или уже ввезенную в Россию технику. Более предпочтительным будет вариант более тщательной проработки системы сборов с новых автомобилей, чем пытаться охватить вторичный рынок. Тем более что с течением времени из-за естественного выбытия автопарка все грузовые машины постепенно будут заменены теми, при первичной покупке которых утилизационный сбор уже был уплачен. Кстати, вполне возможно, что после его введения на новые отечественные автомобили вырастет спрос на подержанные, но достаточно «свежие» машины, на которые данные изменения, скорее всего, распространяться не будут.

Для того чтобы введение утилизационного сбора как можно слабее сказалось на отечественных компаниях, им в первую очередь необходимо повысить качество своей продукции, увеличить срок ее эксплуатации и активно сотрудничать с другими автопроизводителями с целью получения синергического эффекта. В перспективе ближайших трех-пяти лет изменения в системе налогообложения уже не будут восприниматься негативно, как это происходит сейчас, а превратятся во что-то свершившееся, не плохое и не хорошее.

Когда же показатели российской экономики вернутся на докризисные значения, спрос на грузовые автомобили вырастет настолько, что места на нем хватит всем производителям – и внутренним, и зарубежным. Расстояния, которые приходится преодолевать ресурсам, комплектующим, готовой продукции в рамках производственного цикла, в России в несколько раз больше, чем в Европе. Поэтому и автопарк придется обновлять чаще с учетом протяженности и качества наших дорог.

«РБК daily»

18.09.13 «РБК daily»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее
  • 23 ноября 2016 Утилизацию сдали в утиль («Газета.Ru»)

    Сотни миллиардов рублей должны поступить в государственный бюджет в качестве утилизационных сборов с новых транспортных средств в ближайшие три года. Как выяснила «Газета.Ru», расходов в бюджете на саму утилизацию при этом не заложено. В Госдуме предлагают разработать госпрограмму поддержки предприятий по утилизации, на финансирование которых по закону положено выделять до 12 млрд руб. в год.

    подробнее
  • 27 октября 2016 На загрузку! (MotorPage.ru)

    Неожиданно, но факт: российский рынок грузовиков начал подавать признаки возрождения. Ключевым фактором позитивного тренда является отложенный спрос – коммерческие организации даже в тяжелых экономических условиях вынуждены обновлять свои автопарки.

    подробнее