Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Кредитная заставляющая («Коммерсант») Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

05 декабряподробнее

Выехать из ямы

Российский автомобильный рынок катится вниз: продажи падают уже пять месяцев. Стимулировать восстановление рынка призвана государственная программа льготного кредитования. Внушает оптимизм и рост отдельных сегментов.

После трех лет устойчивого роста над российским автомобильным рынком сгустились тучи. Если в 2011-м и 2012 году продажи новых автомобилей росли соответственно на 40 и 11%, то сейчас они показывают отрицательную динамику.

Еще в начале года на авторынке царил сдержанный оптимизм (в январе и феврале он рос на 4,7 и 1,7% соответственно), но уже с марта продажи начали проваливаться: в целом по итогам первого полугодия они сократились на 6,1%, до 1,25 млн единиц. А в июле ситуация усугубилась – рынок упал на 8% по сравнению с июлем 2012 года.

Кризис или стабилизация?

Сокращение продаж автомобилей в России коснулось почти всех автопроизводителей. Из первой десятки наибольшее падение показали Nissan, Ford, Chevrolet, а также отечественная Lada – за первое полугодие они упали соответственно на 20, 19, 16 и 10%. А нарастить продажи смогли только Kia и Renault (на 6 и 10%).

Тревожная тенденция: наиболее сильное снижение продаж наблюдается в сегментах, которые до недавнего времени были самыми массовыми. Продажи автомобилей среднего размерного класса (так называемый гольф-класс, или размерный класс С) за первое полугодие обрушились в среднем на 14,7%, а компактные автомобили размерного класса В – на 12%. А ведь эти два сегмента в сумме составляют более половины всего российского автомобильного рынка.

Стоит отметить, что непростая ситуация с продажами автомобилей сейчас наблюдается не только в России, но и на рынках многих других стран. Большинство европейских рынков в текущем году показывают серьезное падение продаж: Германия, Франция, Италия упали соответственно на 8, 11 и 19%, серьезное снижение наблюдается также в Индии и Японии. Впрочем, кое-где продажи растут, например в Китае, США, Бразилии.

Нестабильная ситуация в мировых экономиках, слухи о том, что в России вот-вот начнется рецессия, – один из ключевых негативных факторов, оказывающих влияние на российский автомобильный рынок. Автомобиль – серьезная покупка, и на фоне ожидания очередного мирового кризиса люди предпочитают повременить с его приобретением, считают участники рынка.

Не лучшим образом на продажах сказываются ценовые войны, которые развернулись в России с начала весны. «Для многих игроков стало нормой не снижать планы при снижении спроса, а ввязываться в тяжелые ценовые войны. Это мы и наблюдали, в основном в первом и в начале второго квартала. Позднее производители уже не смогли поддерживать уровень цен, и клиенты, видя, что цены растут, взяли паузу», – комментирует Вагиф Бикулов, директор дилерского центра Rolls-Royce компании «Авилон автомобильная группа».

И все же участники рынка предпочитают говорить не о начинающемся кризисе, а скорее о стабилизации. «Общий тренд заключается в том, что российский авторынок стабилизируется после ажиотажных продаж в 2011-м и 2012 году, – говорит Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании “Рольф”. – Россия быстро движется к западной модели, где ежегодный прирост продаж составляет не более пяти процентов».

Кроссоверы идут на обгон

Помимо торможения продаж на российском рынке наблюдаются и изменения внутри основных рыночных сегментов. Как уже упоминалось, продажи в самых массовых сегментах средних и компактных автомобилей (С- и В-класса) падают сильнее, чем в среднем по рынку. Сокращение продаж этого класса автомобилей объясняется двумя основными причинами: во-первых, эти два сектора – самые бюджетные, а в кризис в первую очередь страдают продажи недорогих автомобилей.

Но продажи бюджетных автомобилей В-класса, вероятнее всего, в ближайшее время воспрянут в связи с выходом на рынок этим летом ряда интересных моделей – собираемой на АвтоВАЗе Nissan Almera, а также Сhevrolet Cobalt, Peugeot 301 и др.

Ну а со средним классом ситуация похуже. Несмотря на то что автомобили гольф-класса традиционно пользуются самым высоким потребительским вниманием, спрос на них в последнее время начал ослабевать, и связано это с повышением цен. В последнее время автопроизводители стремятся оснастить машины этого класса все большим набором передовых технологических решений, что приводит к росту цен. Если еще несколько лет назад нормой для этого класса была цена 15 тыс. долларов, то сейчас минимальная ценовая планка стартует от 20 тыс. долларов. Как следствие, резко упали продажи подавляющего большинства самых продаваемых моделей в С-сегменте – например, продажи Ford Focus за первое полугодие снизились на 24%, Сhevrolet Cruze – на 15%, Opel Astra – на 34%.

На фоне падения продаж автомобилей массовых сегментов ударными темпами растут продажи набирающих популярность кроссоверов, а также автомобилей премиальных марок. «За семь месяцев текущего года продажи кроссоверов выросли на 15,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более чем до 451 тысячи единиц, а реализация автомобилей премиум-сегмента составила 110 тысяч автомобилей – это на 5,6 процента больше, чем за семь месяцев прошлого года», – констатирует Татьяна Луковецкая из «Рольфа».

Успех сегмента компактных кроссоверов наглядно демонстрируют, например, продажи собираемого в Москве Renault Duster – компактного паркетного внедорожника, реализация которого за первое полугодие скакнула в два с половиной раза, и теперь этот автомобиль – четвертый по популярности в России. Неплохие результаты продаж в России показывают и другие кроссоверы, например Hyundai ix35 и Toyota Rav4, продажи которых выросли соответственно на 17 и 43%.

Секрет популярности кроссоверов в том, что они действительно хорошо подходят для специфических российских условий: на них удобно передвигаться в городе, преодолевать легкое бездорожье и ехать по зимней дороге. К тому же по ценам кроссоверы иногда даже доступнее моделей массового сегмента: например, Renault Duster сейчас стоит от 480 тыс. рублей – это дешевле бюджетных легковых автомобилей.

Что же касается автомобилей премиум-класса, то, как известно, сам по себе этот рыночный сегмент наиболее устойчив в кризисные периоды. К тому же доля премиума на российском рынке еще не так высока – сейчас она составляет около 8%, в то время как на развитых рынках обычно превышает 10%.

Дополнительным фактором роста продаж становится вывод премиальными брендами на рынок «младших», более доступных моделей.

«Выход новых “младших” моделей и снижение цен позволили более широкой аудитории рассматривать автомобили премиум-сегмента в качестве альтернативы массовым маркам, – отмечает Вагиф Бикулов из “Авилона”. – В массовом сегменте в последнее время производители представляют технологически все более совершенные модели, что отражается на цене, и сегодня выбор клиента в ценовом диапазоне, например, от 800 тысяч до 1,2 миллиона рублей уже включает в себя и широкий выбор моделей премиум-сегмента».

Льготный кредит от государства

На тревожную тенденцию снижения продаж отреагировало государство: власти в очередной раз запускают программу льготных автокредитов, на которую в течение 2013–2014 годов из казны планируется выделить 13 млрд рублей.

Действие программы начнется 1 сентября, воспользоваться ею сможет любой желающий. Единственное условие: цена приобретаемого нового автомобиля не должна превышать 750 тыс. рублей, и не важно, произведен этот автомобиль на территории России или нет.

Минимальный первоначальный взнос льготного кредита – 15% стоимости автомобиля, максимальный срок кредита – 36 месяцев. Ключевая выгода льготного кредита – ставка: государство обещает компенсировать сумму в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. В настоящее время она составляет 8,25%, поэтому речь может идти о компенсации примерно 5,5% обычной ставки. То есть если сейчас годовая ставка по кредитам составляет 14–15% годовых, то после старта программы она опустится до 9–10%.

Участники рынка с воодушевлением восприняли новые меры правительства, которые, по их мнению, безусловно будут стимулировать развитие рынка. Прежде всего программа будет направлена на сегмент бюджетных автомобилей, который сейчас показывает снижение.

По словам Сергея Литвиненко, аналитика компании PricewaterhouseCoopers, льготное кредитование уже хорошо зарекомендовало себя на российском рынке в 2009–2012 годах: «Мы проанализировали динамику продаж трех популярных моделей, участвовавших в программе льготного кредитования в 2011 году. Это Renault Sandero, VW Polo, Chevrolet Lacetti. С момента включения этих трех моделей в программу их продажи значительно возросли – в 2011 году более чем в два с половиной раза».

Хотя сейчас автокредиты гораздо популярнее, чем в начале прошлой государственной программы кредитования (в 2009 году 24% автомобилей покупалось в кредит, а сейчас почти 45%), их потенциал еще высок. Например, в США доля кредитных автомобилей на рынке достигает 83%, в Великобритании – 74%.

Но не стоит забывать, что сейчас существенно расширен список машин, которые можно купить по льготному кредиту (прошлая программа включала в себя ограниченный перечень российских машин и иномарок российской сборки).

По прогнозам PricewaterhouseCoopers, если в 2011 году средний объем выдачи льготных автокредитов в месяц составлял 24 тыс. кредитов, то во второй половине 2013 года он будет колебаться от 20 до 30 тыс. в месяц. А за год увеличение объема продаж с использованием льготного автокредита составит 80–120 тыс. автомобилей, что обеспечит 2–3 процентных пункта прироста общего объема продаж автомобилей по итогам года.

Благодаря старту программы льготного кредитования аналитические компании изменили прогноз развития российского автомобильного рынка на текущий год. Если еще недавно PricewaterhouseCoopers прогнозировала падение рынка по итогам года на 6%, то сейчас аналитики считают, что рынок сократится на 1,5–3%, до 2,7 млн автомобилей. По оптимистическим же прогнозам, рынок вырастет на 3–6%.

В среднесрочной перспективе участников российского автомобильного рынка ждут непростые времена. Например, тяжело придется небольшим дилерам. Крупным дилерским сетям, особенно тем, которым за последние годы удалось диверсифицировать свой бизнес и выйти на рынки стран ближнего зарубежья, будет легче пережить падение рынка.

«Сегодняшняя ситуация с финансовой точки зрения для многих дилеров даже тяжелее, чем резкий кризис в 2008 году. Происходит не только снижение объемов продаж, но и снижение маржи за счет высокой конкуренции и демпинга на рынке. И все это уже в течение большого промежутка времени, – говорит Владимир Григорьев, коммерческий директор группы компаний “Автомир”. – Мы видим, что в последнее время наибольшее снижение продаж пришлось на Москву и Петербург, в ряде других регионов ситуация более стабильная. Мы также работаем на рынке Казахстана, а в этом году рынок там показывает просто сумасшедшие темпы роста – мы ожидаем, что продажи автомобилей в Казахстане в 2013 году по сравнению с 2012-м вырастут вдвое».  

«Эксперт-Авто»

28.08.13 «Эксперт-Авто»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему