АВТОСТАТ | «Авторынок испытывает нервы производителей на прочность»

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

08.08.13Прочитали 244 раз

«Авторынок испытывает нервы производителей на прочность»

Автопроизводители обеспокоены сокращением российского рынка новых автомобилей – на кону стоят миллиарды евро, вложенные в расширение локального производства в России. Представители индустрии говорят о возможном повторении сценария 2009 года, когда за год продажи машин в России сократились вдвое. Опрошенные «Газетой.Ru» российские эксперты, наоборот, придерживаются оптимистических прогнозов.

Зарубежные автопроизводители обеспокоены последними событиями на российском рынке новых автомобилей, пишет издание Automotive News. Спрос на новые автомобили в России заметно сократился. По данным западных журналистов, под угрозой оказались многомиллиардные инвестиции в дополнительные производственные мощности на российской территории, активно вкладываемые многими крупными компаниями в последние годы. Причиной тому стал резкий подъем продаж автомобилей в России, последовавший за почти двукратным сокращением спроса на машины в послекризисном 2009 году. Тогда продажи упали до 1,5 млн машин в год, а по результатам 2012 года количество реализованных автомобилей достигло 2,9 млн штук. Затем в первой половине 2013 года продажи сократились на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

По данным компании Boston Consulting Group (BCG), приведенным в публикации Automotive News, такие компании, как Ford, General Motors, BMW, Hyundai-Kia, Mazda, PSA, Renault-Nissan, Toyota и Volkswagen Group, заявили в последнее время о создании новых производственных мощностей в России или расширении существующих. Общая сумма этих проектов, по оценкам BCG, составляет €10 млрд до 2020 года.

Опрошенные изданием представители индустрии и эксперты утверждают, что спад рынка затронул самые популярные сегменты бюджетных автомобилей, а премиальные продажи, наоборот, возросли. Кроме того, производственных мощностей у компаний оказалось значительно больше, чем того требует ситуация, пишет издание.

Президент Volvo Russia Джон Стек проводит параллели с 2009 годом: рубль слабеет, ставки по кредитам растут, а компании пытаются реализовать оставшиеся после бума минувшего года автомобили с огромными скидками, заявил топ-менеджер изданию Automotive News. Тем не менее в BCG пока считают, что российский рынок сможет преодолеть трудности и стать пятым по величине в мире к 2020 году с объемом продаж в 4,4 млн машин.

«Мы действительно видим замедление в сегменте компактных и субкомпактных автомобилей наподобие седана Ford Focus», – рассказал Automotive News глава ГАЗа Бо Андерссон. Глава Ford Sollers Тед Каннис заявил изданию, что некоторые компании приостановили принятие важных решений, поскольку они более не могут смотреть в будущее с такой же уверенностью, как раньше.

Несмотря на это обстоятельство, западные автомобильные компании пока не намерены сокращать вложения в российское производство. К примеру, компания Ford пока смотрит в будущее с оптимизмом и уверяет в громадном потенциале российского рынка – в компании ранее заявили о планах расширить производство кроссоверов в России, вероятнее всего, в надежде компенсировать сокращающийся спрос на хетчбэки и седаны Focus. Схожей позиции придерживается альянс Renault-Nissan, согласившийся вложить около €560 млн в производство автомобилей группы на «АвтоВАЗе» в Тольятти.

Особые надежды возлагаются на новую программу льготного кредитования, инициированную летом 2013 года российскими властями. За время действия предыдущей программы (в 2009–2011 годах) были реализованы около 490 тыс. новых машин. Теперь власти рассчитывают продать с помощью льготного кредита почти 500 тыс. машин за полтора года.

Стремление автомобильных компаний создать собственное производство в России продиктовано высокими пошлинами на импорт автомобилей, а также призванным заменить эти налоги утилизационным сбором, который начали взимать осенью 2012 года, вскоре после вступления России в ВТО. Действующие на территории России производители получили возможность избежать уплаты сбора в случае предоставления гарантий того, что выпущенные ими автомобили будут впоследствии утилизированы.

По мнению властей Евросоюза, такая позиция является дискриминационной по отношению к фирмам, не имеющим своих мощностей в России. От российских властей потребовали уравнять утилизационный сбор для всех, но власти страны не успели вовремя принять требуемый для этого законопроект, в результате чего Евросоюз обратился с жалобой в суд ВТО. Теперь документ, вводящий утилизационный сбор для всех автокомпаний на российском рынке, как ожидается, будет принят в конце 2013 года.

Опрошенные «Газетой.Ru» российские эксперты не считают, что сокращение российского рынка ставит под сомнение развитие производственных мощностей западных компаний на территории России.

Директор портала auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что опасаться западным компаниям нечего – они знали, на что идут. «Я думаю, что все фирмы представляют себе рынок, в который они вкладывают, он в принципе не изменился. Если они вкладывали в текущий рынок, объем которого составляет около 3 млн, то мало кто ожидал, что он вырастет до 5–6 млн», – рассказал Дацкив «Газете.Ru».

«Рынок в 3 млн позволяет им все вернуть, потому что построены заводы прежде всего для бюджетных машин, и они продаются, – считает эксперт. – Особых денег на таком рынке, возможно, и не заработать, но простаивать мощности тоже не будут. Не все так здорово, как ожидалось, но так происходит не только в России, а на многих других рынках».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» также считает, что у западных компаний нет причин для беспокойства. «В долгосрочной перспективе потенциал есть. Возможно, рынок не будет расти очень быстро, но со следующего года он должен начать прибавлять по несколько процентов в год», – считает эксперт. «Создаются большие производственные мощности, возможно, стопроцентной загрузки удастся достичь не всем, но она все же будет высокой», – уточнил Беспалов «Газете.Ru».

Вагиф Бикулов, директор дилерского центра Rolls-Royce компании «Авилон», считает, что нестабильность российского рынка может настораживать западные компании, но серьезных причин опасаться за свои вложения в производство у них нет. «Российский автомобильный рынок испытывает нервы производителей на прочность. Действительно, такая волатильность при столь значимых объемах (а сегодня российский рынок входит в число европейских лидеров) создает серьезные трудности для производителей во всех сегментах», – считает специалист.

По словам эксперта, переоценка возможностей рынка в минувшем году не осталась без последствий, но делать выводы пока рано. «2013 год вновь подтвердил, что часто оптимизм экспертов приводит к чрезмерной нагрузке на дилеров, что затем приводит к дефициту. Снижение продаж автомобилей в 2013 году пока скорее выглядит как корректировка, чем как реальный повод задуматься о целесообразности размещения производственных мощностей, тем более что перспектива таких инвестиций никогда не оценивается итогами шести месяцев», – рассказал «Газете.Ru» Бикулов.

Руководитель кластера «Рольф Юго-Восток» Ford Светлана Виноградова рассказала «Газете.Ru», что российскому рынку есть куда расти. «Россия существенно отстает от развитых стран по количеству автомобилей на душу населения, – рассказала эксперт. – Сейчас этот показатель составляет около 300 автомобилей на тысячу человек, в то время как в США на тысячу человек приходится около 800 автомобилей, а в Германии – около 550 автомобилей. Кроме того, существует проблема устаревания российского автопарка. Средний возраст более половины автомобилей на российских дорогах превышает 5 лет».

«Газета.Ru»