АВТОСТАТ | Не салона хлебавши

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

10.06.13Прочитали 272 раз

Не салона хлебавши

Как стало известно "Ъ", вокруг Московского автосалона 2014 года может разгореться скандал. Его потенциальные участники недовольны стоимостью аренды площадок, выставленной организатором "Крокус Экспо". Автопроизводители подчеркивают, что предложенные цены значительно выше ставок на салоны первого класса в Париже и Франкфурте. Переговоры сторон должны пройти на этой неделе. Если договориться не удастся, ряд известных марок могут отказаться от участия в салоне.

О том, что ряд крупных автоконцернов не согласны с условиями проведения Московского международного автомобильного салона в 2014 году (ММАС-2014) на площадке МВЦ "Крокус Экспо", "Ъ" рассказали несколько источников среди автопроизводителей. "Автоконцерны не устраивают цены аренды площадей для автосалона",– говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, цена одного квадратного метра в "Крокус Экспо" на время проведения автосалона "выросла по сравнению с 2012 годом минимум на 65%" – со €110 до €185. "При этом администрация "Крокуса" требует внести плату до начала осени, затем арендная ставка вырастет до €250",– утверждает собеседник "Ъ".

Другой собеседник "Ъ" добавляет, что "диверсифицированный подход к оплате в зависимости от сроков – нормальная практика", но "у многих автопроизводителей расходы на участие в автосалоне не заложены в бюджет этого года, а планируются на следующий год". "То есть оплатить аренду по начальной ставке в этом году для многих автопроизводителей практически невозможно",– подчеркивает собеседник "Ъ". "В любом случае даже начальная ставка аренды в "Крокусе" превышает цену аренды площадей на европейских автосалонах",– уверяет источник "Ъ". По его данным, начальная стоимость аренды на Франкфуртском автосалоне, который пройдет в сентябре 2013 года, составляет €157, а на Парижском автосалоне в 2012 году она была на уровне €165.

Источники "Ъ" отмечают, что кроме роста цен автоконцерны не устраивают и другие условия участия в салоне. Например, утверждает один из них, организаторы берут дополнительные деньги за проезд экспонатов по территории до выставочного павильона. Кроме того, "на монтаж стендов даются крайне сжатые сроки, хотя есть возможность делать это не в такой спешке, а в качестве монтажной компании рекомендуется застройщик самого "Крокуса"". В итоге, уверяет один из источников "Ъ", стенд на автосалоне в среднем обойдется не менее чем в €1 млн. По словам автопроизводителей, учитывая снижение продаж автомобилей на российском рынке и планируемое распространение утилизационного сбора на автозаводы, которые производят машины в России, "столь высокие траты на автосалон становятся нелогичными". "Многие сейчас существенно сокращают издержки и начинают экономить, поэтому не исключено, что ряд крупных автоконцернов вообще могут отказаться от участия в автосалоне на нынешних условиях",– подчеркивает один из источников "Ъ".

Собеседники "Ъ" рассказывают, что сложившаяся ситуация на прошлой неделе обсуждалась членами комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). "Есть предложение подготовить коллективное письмо от АЕБ организаторам автосалона с подробным изложением претензий",– говорит один из источников "Ъ". Он добавляет, что персональные переговоры каждого автоконцерна с "Крокусом" ощутимых результатов не дали, поэтому 13 июня они планируют провести коллективную встречу с администрацией выставочного центра. До этого большинство автопроизводителей официально ситуацию не комментируют, в АЕБ и НП "Объединение автопроизводителей России" (ОАР), которое является соорганизатором салона, тоже отказались от комментариев.

Однако, например, в Renault "Ъ" подтвердили, что считают повышение ставок аренды площадей на ММАС-2014 "абсолютно неприемлемым". "Предложенные цены значительно выше ставок аренды на салоны первого класса в Париже и Франкфурте, при этом медийное покрытие Московского автосалона и количество его посетителей ниже, чем на европейских,– отмечают в компании.– На нынешних условиях мы считаем участие в салоне нецелесообразным". В АвтоВАЗе тоже полагают, что стоимость участия в каждой выставке "должна быть адекватна результату", то есть росту продаж автомобилей, поэтому "аренда площадей на автосалоне в Москве не должна быть дороже, чем стоимость участия в аналогичных международных выставках". "Эту позицию разделяют многие автокомпании, производящие и продающие машины в России, и вскоре она будет донесена до организаторов ММАС-2014",– заверили в АвтоВАЗе, добавив, что в этом году он сделал акцент на региональные выставки в России: Красноярск, Новосибирск, Петербург, Екатеринбург. Впрочем, источники "Ъ" отмечают, что у сторон еще есть время на переговоры.

В самом "Крокусе" ситуацию называют "рабочей". "Согласование арендных ставок с автоконцернами, которые планируют свое участие в ММАС-2014,– абсолютно рабочий процесс, в этой ситуации нет ничего уникального. Подобные консультации происходят каждый год перед проведением автосалона",– сообщил "Ъ" вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов. Он подтвердил, что для автоконцернов стоимость аренды составляет €185 при оплате до 1 сентября, а после этого – €250. "Стоимость участия согласована с ОАР, обладающим генеральной лицензией на проведение Международного автосалона в России и являющимся официальным представителем OICA (Международной организации производителей автомобилей.– "Ъ") в нашей стране. С автоконцернами ведутся индивидуальные переговоры",– пояснил Эмин Агаларов. Он уверяет, что "многие ведущие автоконцерны уже заявили об увеличении площади экспозиции на ММАС-2014", и "сомневается" в том, что могут быть отказы от участия.

По данным Эмина Агаларова, в ММАС-2014 могут принять участие около 50 автомобильных брендов (в 2012 году – 45). При этом, подчеркивает господин Агаларов, посещаемость салона растет: в 2010 году пришло около 800 тыс. человек, в 2012 году – примерно 1 млн, в 2014 году "ожидаемая динамика посещения" должна увеличиться на "10-20%". Эти цифры сопоставимы с посещаемостью европейских автосалонов: в 2011 году Франкфуртский автосалон посетили 928 тыс. человек, Парижский – более 1,2 млн человек. ММАС проводится в "Крокус Экспо" раз в два года с 2006-го, до этого он проходил в ЦВК "Экспоцентр".

По мнению гендиректора выставочной компании ITE LLC Moscow Александра Шталенкова, в России не так много площадок, способных принять выставку масштаба ММАС, в качестве альтернативы "Крокус Экспо" могут рассматриваться только Экспоцентр или МВЦ "Екатеринбург-Экспо". В Петербурге строится новый выставочный центр "ЭкспоФорум", но он будет открыт только в 2014 году. Михаил Пак из "Атона" отмечает, что, "поскольку ММАС пока не вышел по своей значимости на уровень европейских и американских автосалонов, для многих иностранных автоконцернов участие в нем не является принципиальным для имиджа". "Если договориться об условиях не получится, некоторые популярные марки могут отказаться от участия в салоне, на нем больше будут представлены китайские и отечественные бренды, для которых ММАС важен",– считает Михаил Пак. По его мнению, с учетом того, что у многих автоконцернов есть производство в Петербурге, "перенос салона туда выглядит вполне реалистичным".

«Коммерсант»

 
Загрузка...