Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Кладбище автопрома

Производитель электрокаров из Калифорнии, компания Fisker, находится на грани банкротства. Финансовые затруднения возникают у автомобильных компаний сплошь и рядом, но не всем брендам удается преодолеть их – чаще всего не везет маркам из США. «Газета.Ru» вспомнила самые громкие «смерти» автомобильных брендов за последние несколько лет.

Некогда многообещающая компания из штата Калифорния, Fisker Automotive, находится на грани банкротства – фирма уволила 75% сотрудников, а ее основатель и другие ключевые топ-менеджеры покинули компанию. Судьба производителя электрического спорткара Karma под вопросом, а «Газета.Ru» решила тем временем вспомнить наиболее заметные «смерти» автомобильных марок за последние годы.

Было много случаев, когда крупные автомобильные компании не смогли справиться с финансовыми затруднениями, и отдельные бренды или марки прекращали свое существование, но были и обратные ситуации. Например, помощь американских властей двум участникам «большой тройки» из Детройта в 2009 году – General Motors и Chrysler: обе компании находились на грани банкротства, но их значение в масштабе страны было так велико, что власти решили помочь им средствами налогоплательщиков. Это у последних вызывало определенное недовольство.

«Летальных исходов» среди автомобильных компаний больше всего именно в США – многие входящие в состав концернов GM и Chrysler компании даже не дожили до финансового кризиса в 2009 году.

В 2000-е первым «покойником» стал входивший в Chrysler бренд Plymouth. Появившаяся в конце 1920-х бюджетная марка вступила в фазу бурного расцвета в 1950-е годы за счет невысокой стоимости машин. В 1960-е компании удалось сохранить внимание клиентов за счет новаторского для своей эпохи дизайна – широких, низких силуэтов с массивными «плавниками» сзади. В конце 1960-х марке нужны был новые модели для привлечения покупателей – ими оказались бюджетные машины категории Muscle cars, эпоха которых продлилась недолго – до нефтяного кризиса середины 1970-х. Популярности марке добавила лицензия на мультипликационного персонажа – птицу Road Runner из мультфильмов про койота. Модель получила культовый статус, который сохранился по сей день – Road Runner Superbird можно увидеть в блокбастере «Форсаж-6». В 1980-е и 1990-е годы компания не смогла предложить ничего, кроме моделей Chrysler под другими названиями. Последней попыткой привлечь к себе внимание для Plymouth стал «хот-род» Prowler, но машина получила массу негативных отзывов из-за двигателя V6, не слишком характерного для подобных автомобилей, и автоматической коробки передач. В 2001 году с конвейера сошел последний Plymouth.

«Смерть» настигла и бренд Oldsmobile, входивший в состав концерна General Motors. Компании-долгожителю удалось просуществовать целых 106 лет. Вопреки расхожему мнению, первым массовым производителем автомобилей является именно Oldsmobile, а не Ford – исчезнувшая марка наладила конвейер в 1901 году, а детище Генри Форда начало выпускаться массово лишь в 1913 году. Кроме того, Oldsmobile стал пионером по использованию хрома в легковых автомобилях, а также популяризировал использование автоматических коробок передач со своей АКПП Hydra-Matic в 1940 году. Компания отличилась и в эпоху muscle cars – модели 442 (название образовано от объема двигателя в кубических дюймах – в литрах он равен 7,2) и Cutlass остаются одними из наиболее ценных коллекционных автомобилей такого класса. Во второй половине 1990-х годов Oldsmobile Aurora была почти самой технически продвинутой моделью GM. Но в начале 2000-х руководство General Motors заявило, что марка Oldsmobile не в состоянии приносить прибыль и будет ликвидирована. С конвейера Oldsmobile сошли 500 последних экземпляров модели Alero, которые получили специальное исполнение Final 500.

Несколькими годами позже не стало культовой марки Pontiac, также входившей в состав GM. Появившаяся в 1926 году марка позиционировалась как производитель динамичных автомобилей спортивного характера для широкого круга покупателей – фирма выпускала простые автомобили с мощным для своей стоимости двигателем. «Золотая эра» Pontiac пришлась на 1960-е и 1970-е годы – компания находилась на пике созданного ей самой течения muscle cars. Первым автомобилем этого архетипа стал триумфальный Pontiac GTO, вышедший в 1964 году и разработанный Джоном Делореаном, который позже создал свою собственную марку автомобилей, также вскоре исчезнувшую. Тем не менее после бурного успеха имидж компании стал терять остроту а актуальность, Pontiac стал выпускать модели, либо почти не отличающиеся от автомобилей Chevrolet, либо откровенно неудачные. Одна из последних моделей Pontiac, кроссовер Aztec, вошла во всевозможные рейтинги самых уродливых машин. Несмотря на наметившийся в последние годы существования подъем, марка не смогла найти себе нишу на рынке 2000-х годов, и руководство GM решило принести марку в жертву для того, чтобы гарантировать себе получение госпомощи во время финансового кризиса в 2009 году. Последние автомобили Pontiac сошли с конвейера в конце 2009 года.

В связи с граничащей с банкротством ситуацией еще один бренд из портфеля GM перестал существовать в 2009 году – марка Saturn. Он просуществовал всего лишь 19 лет – это был эксперимент GM по созданию новаторского, но доступного и высококачественного бренда американских автомобилей в ответ на засилье японского импорта. Марка выпускала преимущественно компактные и среднеразмерные бюджетные модели, но прибыльной никогда не была. Скорее наоборот – Saturn «высасывал» деньги из казны GM на новые разработки, вложения в которые не оправдывались. Поначалу при выпуске автомобилей Saturn использовались смелые технические решения, такие как кузовные панели из пластика, но позже все было унифицировано с остальными брендами GM – в конечном счете под маркой Saturn в США продавались автомобили Opel. В 2009 году руководство GM решило избавиться от Saturn для обеспечения госпомощи, как это произошло с Pontiac, и чуть не случилось с еще одной маркой – Hummer.

В 1998 году компания GM выкупила название бренда Hummer у производителя оригинального военного внедорожника компании AM General. Первая модель, Hummer H1, представляла собой гражданскую версию принятого на вооружение армией США автомобиля HMMVW (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – «высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство»). После покупки бренда концерном GM были разработаны еще две модели – гигантский H2 и более компактный H3. Автомобили были созданы на гражданской платформе внедорожников GM. Новые Hummer пользовались некоторым успехом, но их карикатурная внешность и малая функциональность ограничивали их популярность, а люди, купившие их, нередко становились объектом насмешек. Кроме того, в GM усомнились в обоснованности выпуска таких машин в условиях нарастающей финансовой напряженности – автомобили были весьма прожорливы. Тем не менее руководство GM не стало закрывать бренд, находясь на грани банкротства в 2009 году, потому что надеялось продать его. В 2010 году бренд Hummer пыталась выкупить китайская компания «Сычуань Тэнчжун», но власти Китая не дали ход этой сделке. Последний Hummer сошел с конвейера в мае 2010 года.

Бренды из портфеля Ford печальной участи тоже не избежали. Марка Mercury была основана в 1938 году сыном Генри Форда, Эдселом Фордом. Изначально планировалось, что марка будет выпускать премиальные автомобили начального уровня – классом выше, чем Ford, но ниже Lincoln. За редкими исключениями Mercury выпускал слегка измененные модели Ford, но непонятно было, почему за хромированные диски или слегка изменённый интерьер нужно переплачивать по сравнению с такой же моделью от Ford. Известность марке принес muscle car эпохи 1970-х – модель Cougar, которая выпускалась вплоть до исчезновения марки и насчитывает шесть поколении. В последние годы существования Ford на ее долю на американском рынке приходились около 15% продаж, но вклад Mercury в этот результат был мизерным – около 0,8%. В 2011 году марка была ликвидирована вскоре после принятия руководством Ford новой стратегии под названием One Ford. Последний автомобиль Mercury сошел с конвейера в первые дни 2011 года.

В последние годы исчезали не только американские бренды – тенденция коснулась и Европы. В 1999 году перестала существовать легендарная чешская марка Tatra. Для западных автомобилистов это название едва ли что-то значит, несмотря на то что Tatra была старейшим производителем в мире после Peugeot и Daimler. Компания за 102 года своего существования выпускала автомобили с применением передовых для своего времени разработок, дизайна и наработок в области аэродинамики. В частности, фирма одной из первых популяризировала использование двигателей V8 в легковых автомобилях, причем устанавливались они преимущественно сзади. Во время Второй мировой войны Tatra получила анекдотическую популярность: немцам во время оккупации понравились машины Tatra, но ввиду особенностей конструкции (тяжелый двигатель сзади) они часто разбивались в авариях. Немецким военным даже поступила инструкция не садиться за руль Tatra. После этого Tatra стали в шутку называть «секретным оружием Чехословакии». Но после падения «железного занавеса» в конце 1980-х Tatra не смогла остаться конкурентоспособной. Последняя машина марки сошла с конвейера в 1999 году.

В 2005 году прекратил свое существование последний в Великобритании производитель массовых автомобилей – MG Rover. Эта компания объединяла два бренда – производителя компактных спорткаров MG и выпускающий более массовые машины Rover. Объединение компаний произошло в 2000 году, когда BMW продала имевшиеся у нее активы нескольких британских фирм, причем Rover был продан за 10 фунтов стерлингов. До этого, в 1990-е годы, автомобили Rover переживали второе рождение – благодаря технологиям Honda им удавалось быть достаточно популярными в сегменте среднеразмерных автомобилей, но успех был временным – в конечном счете владевшая Rover компания BMW предпочла избавиться от британских автопроизводителей, в том числе компании Land Rover. Впоследствии пакет брендов был вновь разъединен – в 2005 году MG Rover перестал существовать – бренд MG достался китайской компании Nanjing Automotive Group, а Rover сначала оказался в руках Ford, а потом был продан индийской фирме Tata Motors вместе с маркой Land Rover. В последние годы существования продукция MG Rover потеряла всякий авторитет у покупателей – из боязни быть осмеянными топ-менеджеры компании наотрез отказались передать на тест-драйв одну из своих поздних моделей ведущим телепередачи Top Gear, что сильно ударило по имиджу фирмы.

В 2012 году перестал существовать бренд немецких лимузинов Maybach. Это была вторая «смерть» марки, образованной в 1909 году (первая – в 1940 году). В 2002 году, после неудачных попыток купить марки Rolls-Royce и Bentley, руководство Mercedes-Benz решило возродить марку Maybach. Возможно, одной из причин неудачи стала ее малая известность по сравнению с уже упомянутыми Rolls-Royce и Bentley. Линейка компании включала две модели, которые базировались на флагмане Mercedes-Benz – S-Class. Машины Maybach были значительно роскошнее платформенного донора – можно было заказать отделку салона из камня, серебряные бокалы и ящик для сигар, в котором поддерживалась нужная температура воздуха. Тем не менее покупатели роскошных лимузинов не слишком жаловали Maybach – в 2011 году было продано лишь 200 автомобилей, а в последнем году производства Mercedes-Benz терял до 330 тысяч евро на каждой проданном «Майбахе». В конечном счете руководство Mercedes-Benz решило ликвидировать марку, причем без официального объявления – в каталоге Maybach на 2013 год просто указали, что модель более не будет выпускаться. Последние оставшиеся экземпляры Maybach были проданы дилерским центрам по $100 тыс.

Без потерь не обошлось и в российском автопроме – в 2010 году прекратился выпуск автомобилей марки «Волга». Легендарный советский бренд появился в 1956 году и стал в стране статусным символом для жителей Союза на долгие годы. Все поколения «Волг» создавались под заметным влиянием американских автомобилей той же эпохи. Впрочем, поколений у машины, по сути, было два – первое, ГАЗ-21, и второе, ГАЗ-24, которое модернизировалось вплоть до 2010 года и каждый раз получало новый индекс в названии. Автомобили «Волга» часто использовались в качестве такси, полицейских автомобилей и машин «скорой помощи». Кроме того, существовали ограниченные партии машин для спецслужб, оснащенные двигателями V8 объемом свыше пяти литров и мощностью около 200 л. с. (обычная «Волга» оснащалась рядной «четверкой» мощностью до 100 л. с.). Значительно обновленная «Волга» – ГАЗ-3111 – стала провалом – высокая стоимость и низкая надежность заставили потенциальных покупателей обратиться к западным автомобилям, с которыми планировала конкурировать новая «Волга» – Mercedes-Benz E-Class и BMW 5-Series. В 2005 году стало известно, что компания ГАЗ планирует сосредоточить свои усилия на выпуске более прибыльной продукции, чем «Волга» – автомобилях серии «Газель» и других коммерческих автомобилях. «Волги» российской разработки перестали выпускать в 2007 году. С 2008 по 2011 год ГАЗ выпускал автомобиль Volga Siber, который представлял собой перелицованную версию седана Chrysler Sebring. Ввиду финансового кризиса модель продавалась плохо – за все время было выпущено около 9 тысяч Volga Siber, и выпуск было решено прекратить.

«Газета.Ru»

06.06.13 «Газета.Ru»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 25 октября 2016 Автопрому прописали госрегулирование («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", одна из самых радикальных озвученных Минпромторгом идей спасения автопрома – "унификация платформ", которая должна привести к снижению себестоимости машин,– предложена международными консультантами на базе опыта США и Южной Кореи. В этих странах в результате подобной реформы сократились лишние мощности и была оптимизирована структура производства.

    подробнее
  • 7 октября 2016 Плюс электрификация всей страны («Коммерсант»)

    Электромобили чем-то напоминают коммунизм – это светлое будущее, которое почему-то никак не может наступить. Появившись примерно в то же время, что и машины с двигателем внутреннего сгорания, электрические машины проиграли конкуренцию и весь XX век оставались на вторых ролях. Затем вроде бы начали возрождаться, но до сих пор не сумели занять сколько-нибудь существенную часть рынка.

    подробнее
  • 11 июля 2016 Дело о десяти миллионах (MotorPage.ru)

    Как будто злой рок преследует крупнейшие автомобильные концерны: стоит им приблизиться к объему выпуска 10 млн машин в год – и тут же случается беда…

    подробнее