Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Последний рубеж российского автопрома

Ожидание очередной волны кризиса сказывается на продажах легких коммерческих автомобилей – малый и средний бизнес осторожно вкладывает средства в приобретение новых машин.

Российский рынок легких коммерческих автомобилей, или LCV (Light Commercial Vehicle, полная масса не более 3,5 тонны), как и весь малый бизнес в России, на который ориентирован этот тип автомобилей, в последнее время развивается сдержанно и осторожно.

В кризис продажи легких грузовичков в нашей стране сократились почти наполовину и до сих пор рекордные показатели 2008 года (204 тыс.) по этому типу автомобилей не достигнуты. В посткризисные 2010–2011 годы рынок LCV в России вырос на целых 76%, и казалось, что в 2012-м продажи уже превысят докризисные. Однако этого не произошло. В прошлом году реализация легких грузовиков, по данным компании «Автостат», увеличилась всего на 1,7%, до 195 тыс. штук.

Участники рынка LCV говорят, что покупатели осторожничают, опасаясь новой волны кризиса. Впрочем, ситуация характерна для всего российского автомобильного рынка, который после бурного роста в прошлом году прибавил лишь 11%.

Держать оборону

В отличие от рынка легковых автомобилей, где иномарки уже давно подмяли под себя основную часть продаж, рынок LCV в России еще остается оплотом автомобилей российского производства.

Более половины продаж приходится здесь на двух лидирующих игроков – ГАЗ и УАЗ. Главное конкурентное преимущество российских LCV – их цена. Сегодня самую доступную бортовую «Газель» или УАЗ можно купить за 420 тыс. рублей – приличные модификации зарубежных производителей стоят в два-три раза дороже. «Любой предприниматель, взяв небольшой кредит в банке, может позволить себе купить “Газель” или УАЗ, если он, например, занимается фермерским либо лесным хозяйством где-нибудь в труднодоступном районе. Естественно, таким покупателям трудно сразу претендовать на иномарку», – отмечает Сергей Баландюк, руководитель направления «Авто Avito.ru».

Однако по другим потребительским характеристикам российские «Газели» и «буханки», увы, уступают зарубежным конкурентам, из-за чего доля российских автомобилей на нашем рынке LCV с каждым годом сокращается. «Если в 2007 году на новые автомобили марки ГАЗ приходилось 63 процента рынка, то в 2008-м этот показатель составил уже 55 процентов, в последующие годы падение продолжилось. По итогам 2012 года доля ГАЗа в сегменте легких коммерческих автомобилей составила чуть менее 39 процентов, – констатирует Дмитрий Ярыгин, аналитик агентства “Автостат”. – Причина роста продаж иномарок – их более высокая надежность. Кроме того, зарубежные автомобили более комфортны, имеют множество модификаций».

Действительно, показатели иностранных LCV на российском рынке впечатляют: если ГАЗ с учетом экспорта и госзаказа смог за прошлый год увеличить продажи на 0,2%, а УАЗ – на 0,9%, то, например, Renault продемонстрировала 73%, Ford – 44%, Volkswagen – 12%, Peugeot – почти 4% (см. график 3). «В посткризисный период Renault нацелилась на активное завоевывание сегмента LCV в России – говорит Фабрис Камболив, коммерческий директор Renault в России и регионе Евразия. – В 2012 году мы предложили клиентам широкую гамму коммерческих автомобилей: грузовой и пассажирский Kangoo, грузовой и пассажирский Trafic и грузовой Master в семи вариантах исполнения, с передним и задним приводом. Была проведена большая работа, запущена масштабная рекламная кампания. Как следствие – внушительный результат прироста в прошлом году».

Впрочем, и у иностранцев есть серьезные провалы: продажи LCV марки Fiat рухнули на 44% из-за того, что компания потеряла своего российского партнера (Sollers), и теперь LCV Fiat не производятся в России. Заменивший итальянцев новый партнер Sollers – компания Ford – активно выпускает свои LCV в России (в Елабуге и Набережных Челнах), и продажи Ford стремительно растут. Американский производитель намеревается развивать успех: на совместном предприятии в дополнение к модели Transit он запускает в Татарстане сборку нового микроавтобуса Ford Tourneo.

Развивать производство в России собираются и другие иностранные компании: Mercedes-Benz планирует начать выпуск модели Sprinter на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде, корейская Hyundai заявляет о намерениях производить свои LCV на площадке ЗИЛа.

Таким образом, удерживать свою долю отечественным производителям LCV будет все сложнее. «В целом при отсутствии каких-либо серьезных экономических катаклизмов рынок легкой коммерческой техники продолжит постепенно расти: по нашим прогнозам, в 2013 году сегмент LCV увеличится на 1–5 процентов, – говорит Дмитрий Ярыгин из “Автостата”. – В марочной же структуре доля российских брендов будет постепенно снижаться в пользу зарубежных».

Российские производители пытаются противостоять натиску иностранных конкурентов, модернизируя свои модели, причем в сотрудничестве с ведущими иностранными изготовителями компонентов. Так, УАЗ недавно начал выпуск машин с первым российским легковым дизельным мотором, который был разработан в партнерстве с Bosch. И в ближайшие пару лет ульяновцы обещают наладить выпуск легких коммерческих автомобилей на принципиально новой платформе. А ГАЗ начинает выпуск кардинально модернизированной модели «Газель Next», ключевые узлы которой также разработаны при участии иностранных партнеров (см. «Прыжок “Газели”»).   

«Эксперт-Авто»

25.04.13 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

  • вчера, 14:58 За год легковые автомобили в России подорожали на 16%

    Согласно результатам исследования, в январе – октябре нынешнего года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,37 млн рублей, что на 16% больше, чем за тот же период 2015 года.

    подробнее
  • вчера, 09:53 Ford объявил цены на Transit Custom и Tourneo Custom

    Компания Ford Sollers объявила цены на коммерческие автомобили Ford Transit Custom и Tourneo Custom, которые появятся на российском рынке в начале 2017 года. Автомобили уже доступны к заказу в новой сети специализированных дилерских Transit-центров. Цены на Ford Transit Custom стартуют от 1 млн 749 тыс. рублей, а на Tourneo Custom – от 2 млн 286 тыс. рублей.

    подробнее
  • 3 декабря 2016 Продажи автомобилей Hawtai в России выросли более чем втрое

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 10 месяцев 2016 года продажи автомобилей китайской марки Hawtai в России составили 208 единиц, что в 3,2 раза выше результата годичной давности (65 шт.).

    подробнее

Статьи на эту тему