Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Объездной путь

Кризис на европейском автомобильном рынке усугубляется. Но, несмотря на это, на Женевском автосалоне было на что посмотреть: обеспокоенные падением продаж, автопроизводители пытаются освоить новые рыночные ниши.

Невеселые статистические данные стали фоном 83-го Женевского салона. Его участники были вынуждены констатировать, что ситуация на автомобильном рынке Старого Света драматически ухудшается: по итогам прошлого года европейские продажи новых автомобилей показали худший результат за последние 17 лет, сократившись почти на 8%, до 12,5 млн единиц. Начало года не только не принесло облегчения, но и усугубило ситуацию: по данным исследовательской компании LMC Automotive, за первые два месяца показатели регистрации новых автомобилей в Европе упали почти на 10% (до 1,6 млн единиц) по сравнению с аналогичным периодом 2011-го.

«Я не думаю, что кто-то действительно ожидает восстановления европейского автомобильного рынка в течение ближайших двух-трех лет. Основной вопрос, будет на этом рынке плохо или очень плохо» — в такой формулировке выразил на женевской выставке общие ожидания глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон.

Однако, несмотря на столь неблагоприятный фон, нельзя сказать, что нынешний Женевский автосалон был преисполнен уныния и пессимизма. Все автопроизводители постарались продемонстрировать публике, что не только не собираются сдавать свои рыночные позиции, но и претендуют на новые ниши. В общей сложности состоялось более 130 мировых и европейских премьер. «Да, европейский автомобильный рынок сократился за последние пять лет на четверть. Автопроизводители в Европе терпят убытки, сокращают производственные мощности. Но мы не считаем приемлемым замораживать развитие новых моделей, наоборот, в этих условиях мы стремимся занять атакующую позицию, предлагая новые продукты», — сказал в интервью «Эксперту» генеральный директор марки Citroёn Фредерик Банзе.

Премиум в порядке

Впрочем, не все классы автомобилей страдают в Европе от провала продаж: неплохо чувствуют себя премиальные и люксовые бренды. По данным исследовательской компании JATO Dynamics, продажи, например, премиальных среднеразмерных кроссоверов за последний год выросли аж на четверть, а реализация компактных автомобилей класса премиум — на 9%.

Прочное положение премиального и люксового сегментов было очень заметно на женевской выставке, где на сей раз оказалось особенно много так называемых дримкаров — сверхдорогих моделей, претендующих на звание «самых-самых».

Под гром аплодисментов на стенде Ferrari было сдернуто покрывало с нового флагмана марки — самой быстрой машины в истории известного итальянского производителя спорткаров La Ferrari. Гибридный мотор суммарной мощностью 963 л. с. позволяет новой итальянской ракете разогнаться до 300 км/ч всего за 15 секунд. По предварительным данным, стоить машина будет 1,2 млн евро. И такая цена не отпугивает клиентов: при том что, по словам производителя, модель будет выпущена ограниченным тиражом в 499 экземпляров, сообщается, что заявок на ее приобретение поступило уже вдвое больше.

Марка Rolls-Royce также представила в Женеве самую мощную за всю свою историю модель: купе Wraith, оснащенное 12-цилиндровым мотором с двумя турбинами (мощность 624 л. с.). И хотя дизайн экстерьера машины получился спорным, она выделяется не только безупречной внутренней отделкой с применением элитных сортов кожи и дерева, но и оригинальными технологическими решениями. В частности, автоматическая коробка передач здесь переключается с учетом данных спутникового навигатора, который подсказывает автоматике, когда, например, дорога пойдет вверх. Особый шик салону автомобиля добавляет подсветка более чем из тысячи маленьких оптоволоконных лампочек, имитирующих звездное небо.

Bentley тоже выкатил самый мощный (625 л. с.) за всю свою историю седан — модель Flying Spur. Толпы посетителей собирал и стенд McLaren — производитель элитных машин выставил свою мощнейшую модель P1 c мотором в 916 л. с. (розничная цена — от 1 млн евро). Тесно было и на стенде Lamborghini, где было выставлено чудо инженерной мысли под названием Lamborghini Veneno — 750-сильный спорткар, стоящий более 3 млн евро. Машина будет выпущена тиражом всего три экземпляра — и все они уже проданы.

Маленький, а уже внедорожник

Впрочем, в Женеве было на что посмотреть и тем, кого интересуют автомобили, что называется, «для жизни». В этом году стала особенно заметна тенденция роста популярности в Европе компактных кроссоверов (так называемых компактных SUV — Sport Utility Vehicle).

Согласно статистике, за последний год рост продаж средних SUV составил впечатляющие 15% (см. таблицу), в частности, лидеры сегмента в Европе — модели Volkswagen Tiguan и Hyundai iх35 в ушедшем году продемонстрировали рост европейских продаж соответственно на 32 и 22%.

Автопроизводители убеждены, что в ближайшее время наряду с увеличением спроса на среднеразмерные кроссоверы начнется настоящий бум в сегменте еще более компактных джипчиков — так называемых маленьких SUV типа Nissan Juke.

«Спрос на Juke за последний год превзошел наши ожидания, мы продали 140 тысяч машин этой модели, хотя рассчитывали на 100 тысяч, — отметил в интервью “Эксперту” Пол Уиллкок, старший вице-президент по маркетингу и продажам Nissan Europe. — Мы объясняем рост спроса на автомобили такого класса тем, что они более практичны, часто более привлекательны с точки зрения дизайна, наконец, они дороже на вторичном рынке».

Специалисты международной исследовательской компании IHS утверждают, что в течение ближайших двух лет спрос на маленькие SUV в Европе вырастет более чем втрое: с нынешних 154 тыс. в год как минимум до 500 тыс. Не случайно на нынешнем Женевском автосалоне целый ряд премьер был связан именно с автомобилями этого нарождающегося класса.

В частности, отличное будущее прочат представленному в Женеве городскому кроссоверу Peugeot 2008, созданному на базе хэтчбека В-класса Peugeot 208. Другая выразительная премьера в новом классе «джипчиков» — новый Renault Сapture. На базе платформы Clio у французов получилась эмоциональная машинка с броскими цветовыми и дизайнерскими решениями. Правда, пока непонятно, появится ли эта модель в России. По словам представителей марки, продвигать Renault Сapture на российском рынке имеет смысл только при условии локализации ее производства, а на заводе Renault в Москве уже выпускается компактный кроссовер Renault Duster.

Наступление на сегмент кроссоверов В-класса собирается вести и Ford, представивший в Женеве новую модель EcoSport. В отличие от упомянутых выше Peugeot 2008 и Renault Сapture, которые оснащаются только передним приводом, Ford EcoSport в качестве опции будет иметь полный привод, и, соответственно, у него больше шансов справляться с бездорожьем.

Ну а что касается кроссоверов побольше, то значимой премьерой в этом классе можно назвать презентацию Toyota RAV4 четвертого поколения, которая увеличилась в размерах и получила более брутальный дизайн.

Из других заметных массовых премьер, в том числе для российского рынка, стоит отметить новый компактный автомобиль Nissan Note, созданный на новой платформе. Безусловно окажет влияние на российский рынок и новая Skoda Octavia — она тоже создана на принципиальной новой фольксвагеновской платформе MQB, на которой уже появились Volkswagen Golf 7-го поколения и новая Audi A3.

Нынешняя выставка ознаменовалась и дебютами: большой резонанс вызвало появление новой китайской марки Qoros производства совместного предприятия китайской Chery и израильской Israel Corporation. Компания представила, как она заявляет, премиальный седан Qoros-3, который в целом произвел на публику благоприятное впечатление во многом благодаря тому, что над его созданием трудились в том числе европейские специалисты, ранее работавшие в BMW, Volkswagen, Jaguar.

Электрический удар

С точки зрения передовых технологий женевская выставка в очередной раз продемонстрировала востребованность электромобилей и гибридных машин. По данным компании JATO Dynamics, продажи электромобилей в Европе в ушедшем году продемонстрировали наилучший прирост — плюс 64% (в частности, лидер этого класса Nissan Leaf продемонстрировал 201%).

И хотя доля продаж электромобилей в Европе пока еще очень мала (0,14%), прогнозируется, что в ближайшем будущем реализация электромобилей, а также гибридов будет динамично расти. Основных причин тому две: во-первых, эти машины быстро дешевеют и, во-вторых, в ближайшие годы в Европе будут ужесточаться меры по ограничению вредных выбросов от пассажирского транспорта.

«Каждый год цены на электромобили снижаются примерно на 10 процентов, — рассказал “Эксперту” Осаму Масуко, глава Mitsubishi Motors. — Например, если в 2009 году цена батарей для одного нашего электрокара i-Miev составляла 2 миллиона иен, то сейчас эта цена опустилась ниже миллиона». Тему продолжает Дидье Леруа, глава Toyota Motor Europe: «К 2018 году в Европе будут введены жесткие ограничения по выбросам углекислого газа. Из-за этого, а также потому, что люди стали больше заботиться об окружающей среде, доля продаж гибридных автомобилей нашей марки в Европе быстро растет. Если в 2012 году 13 процентов европейских продаж Toyota приходилось на гибридные автомобили, то в 2013-м мы рассчитываем на 20 процентов».

На женевском мотор-шоу в этом году почти каждый крупный автопроизводитель демонстрировал электрические или гибридные модели. Так, Mitsubishi представила концепт СА-Miev, который благодаря батареям нового поколения может преодолевать на одной зарядке 300 км — в два-три раза больше, чем нынешние электромобили.

А Toyota выставила на своем стенде компактный трехколесный электромобиль i-Road. Он рассчитан на перевозку двух человек и от одной зарядки может проезжать 50 км. «Мы считаем, что такие электромобили, как i-Road, скоро будут очень востребованы в тесных городах. На стандартном парковочном месте можно разместить четыре таких автомобильчика. У нас уже есть договоренность о предоставлении 70 машин i-Road для использования в Гренобле», — рассказал Дидье Леруа из Toyota Motor Europe.

Много шума на выставке наделала презентация маркой Citroёn оригинальной конструкции гибридного автомобиля без электрических батарей. В так называемом пневматическом гибриде Hybrid Air французские инженеры предлагают использовать сжатый воздух. Во время движения специальным компрессором он нагнетается в закрепленные в автомобиле баллоны, и отсюда его можно время от времени направлять в двигатель. По словам инженеров, исключительно на воздухе такой автомобиль в городском режиме может преодолевать до 80 процентов своего пути.

«Пневматический гибрид гораздо легче гибрида с батареями и как минимум вдвое дешевле, — рассказал “Эксперту” генеральный директор Citroёn Фредерик Банзе. — Поэтому мы считаем, что пневмогибриды в ближайшем будущем окажутся коммерчески привлекательными и конкурентными».

Если говорить о новинках в области технологий безопасности, то очередную оригинальную систему представила шведская Volvo. Если на прошлом Женевском автосалоне она показала первую в мире подушку безопасности для пешеходов, то сейчас на стенде компании была впервые продемонстрирована система предупреждения столкновения с велосипедистами, которая автоматически определяет велосипедиста на дороге и, если происходит опасное сближение, машина может остановиться без участия водителя.

«Эксперт-Авто»

27.03.13 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 29 ноября 2016 Езда не стоит свеч («Российская газета»)

    Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.

    подробнее
  • 31 октября 2016 Обзор ведущих европейских автомобильных выставок осени («АВТОСТАТ»)

    Партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ» по вопросам экспорта и стратегического позиционирования Мария Вола посетила  ведущие автомобильные мероприятия в Европе и выяснила, с чем сталкиваются компании, рискнувшие начать экспорт на новые рынки. Подробнее об этом – в обзоре.

    подробнее
  • 25 октября 2016 Автопрому прописали госрегулирование («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", одна из самых радикальных озвученных Минпромторгом идей спасения автопрома – "унификация платформ", которая должна привести к снижению себестоимости машин,– предложена международными консультантами на базе опыта США и Южной Кореи. В этих странах в результате подобной реформы сократились лишние мощности и была оптимизирована структура производства.

    подробнее