АВТОСТАТ | Послепраздничный откат

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

12.03.13Прочитали 172 раз

Послепраздничный откат

Завершение сезона новогодних скидок на автомобили предсказуемо замедлило рост продаж, в феврале он составил всего 2% по сравнению с 5% в январе. При этом рынок резко сегментировался – ряд марок показывают серьезное падение, тогда как другие обеспечивают общий рост. Автопроизводители традиционно объясняют падение продаж производственными причинами, но дилеры считают, что проблемы возникли у тех, кто не обновил модельный ряд в прошлом году.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в феврале. Они выросли всего на 2%, до 210,6 тыс. машин. Таким образом, после завершения новогодних распродаж рост авторынка вновь замедлился. В январе благодаря скидочным акциям рынок продемонстрировал рост на 5%, до 162 тыс. машин, но даже это незначительное увеличение динамики участники рынка восприняли как "очень хороший сигнал" и "обнадеживающее начало". Дело в том, что во втором полугодии 2012 года рынок резко замедлился "вплоть до стагнации", говорили в АЕБ. Поэтому после улучшения ситуации в январе автопроизводители прогнозировали увеличение активности покупателей "в целом по индустрии" на фоне "высокого" весеннего сезона продаж.

Но этого не произошло – продажи многих популярных марок продолжили падение, начавшееся еще в конце года. Например, продажи Chevrolet упали на 1%, продажи Hyundai и Nissan снизились на 8%. Toyota и Ford снизили продажи на 26% и 23% соответственно. Падение на 18% показала Mazda, на 16% – Peugeot. В результате доля рынка Ford в феврале снизилась на 1,1 процентного пункта (п. п.), до 3,3%, Hyundai – на 0,7 п. п., до 6,4%, Toyota по итогам месяца заняла 4,4%, уменьшив свою долю на 1,4 п. п. Марки, которые показывали рост в январе, напротив, в основном сохранили свои позиции. Например, Renault увеличил продажи в феврале на 19%, доля автоконцерна на рынке выросла на 1,1 п. п., до 7,3%. Рост продаж на 10% и увеличение доли рынка до 5,9% (на 0,4 п. п.) показал Volkswagen. На 7% выросли продажи Kia, которая нарастила долю рынка до 6,7% (на 0,3 п. п). Только Hyundai, которая росла в январе на 11%, в феврале резко изменила направление, снизив продажи на 8%.

"На рынке исчезла тенденция к консолидированному росту по большинству популярных марок, которая наблюдалась в 2011 году и отчасти в первой половине 2012 года – теперь часть популярных брендов достаточно активно наращивает продажи, тем самым обеспечивая рост рынка в целом, а другие, наоборот падают", – отмечает президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов. Он считает, что сейчас рост показывают те бренды, которые "вывели на рынок новые модели, обеспечившие основной объем продаж, и активно инвестировали в прошлом году маркетинг". Те, кто остался со старыми моделями, добавляет дилер, будут снижать продажи, пока не обновят модельный ряд.

Действительно, по данным АЕБ, продажи популярных бюджетных моделей, которые давно присутствуют на рынке, в феврале показали серьезное снижение. Например, продажи Ford Focus упали на 25%, до 4,9 тыс. машин, Hyundai Solaris – на 9%, до 8,4 тыс., Renault Logan – на 36%, до 3,7 тыс.

Сами автопроизводители традиционно объясняют снижение продаж "производственными причинами". Например, в Ford "Ъ" сообщили, что "продажи в феврали снизились, в частности, из-за сложной ситуации с поставкой комплектующих для Mondeo, на который приходится значительный объем продаж". Кроме того, в этом году в России перестали продаваться Fiesta и Fusion. При этом в Ford не считают февраль "провальным месяцем", уверяя, что хорошие результаты показали Kuga, Explorer и Transit. В Renault снижение продаж Logan и Sandero объясняют "перераспределением производственных мощностей" в пользу нового Duster, продажи которого составили 5,9 тыс. машин.

В Hyundai говорят, что продажи компании в России "абсолютно соответствуют установленным на этот год квотам и графикам". Но директор по продажам дилерского центра Hyundai "Авилон" Алексей Константинов объясняет падение продаж Solaris "в первую очередь ожиданием выхода рестайлинга модели в марте". Он добавляет, что "в январе все дилеры распродавали стоки предыдущего года, поэтому продажи Solaris были высокие, но в феврале стоки начали заканчиваться, а клиенты стали ждать выхода обновленной модели".

По мнению господина Константинова, сейчас в целом на рынке "ажиотаж вокруг новогодних распродаж 2012 года плавно перешел в весенний сезонный подъем продаж 2013 года", но "предпосылок для бурного роста продаж пока не предвидится". Главный управляющий директор розничного подразделения "Рольфа" Татьяна Луковецкая считает, что в 2013 году темпы роста рынка "будут снижаться, но продажи будут по-прежнему расти". По данным "Рольфа", в феврале, как и в январе, активно росли премиальный сегмент и кроссоверы, что происходило на фоне снижения темпов роста остальных сегментов. По мнению Михаила Пака из "Атона", "после завершения скидочных акций рынок вернулся к состоянию декабря 2012 года" и в ближайшие несколько месяцев "будет, скорее всего, показывать динамику, близкую к нулевой".

«Коммерсант»