Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

По дороге к трем миллионам

Российский рынок автомобилей становится все более значимым для крупнейших производителей машин. Вклад России в прирост новых автомобилей в мире составил за последние три года 9%. В масштабе Европы Россия вплотную приблизилась к позиции лидера по продажам автомобилей, но на фоне таких стран, как США и Япония, уровень автомобилизации и доходов на душу населения в стране все еще остается весьма низким.

В 2012 году во всем мире было продано свыше 69 млн автомобилей: более 30% автомобилей от этого числа были куплены в Азиатском и Американском регионах, а на долю Европы пришлись 23,2% мировых продаж. Лидерами по реализации автомобилей в мировом масштабе остались Китай (15,5 млн) и США (14,4 млн). Третье место заняла Япония (4,6 млн).

Вклад России в реализацию автомобилей в 2012 году составил 4% (2,76 млн), а в период с 2009-го по 2012 год российские продажи обеспечили 9-процентный прирост новых автомобилей во всем мире (+1,3 млн). Причем за этот трехлетний период вклад России в мировые автопродажи оказался более значительным, чем у обладающих более крупными авторынками Японии, Бразилии и Индии, говорится в отчете компании PricewaterhouseCoopers.

Самый большой прирост продаж автомобилей в мире за последние три года также обеспечили нынешние лидеры рынка – Китай (+4,9 млн) и США (+4 млн). На этом фоне охваченная кризисом автомобильного сектора Европа демонстрирует устойчивое снижение продаж –14,5% (–2,9 млн).

Россия играет все большую роль для крупнейших мировых автопроизводителей. Так, доля российских продаж в реализации автомобилей альянса Renault-Nissan (8,1 млн машин; 4-е место в мире) составила 11%. Также Россия сыграла заметную роль в формировании продаж южнокорейского альянса Hyundai-Kia (7,12 млн; 5-е место в мире) – доля реализованных в России машин этих марок составила 5,1% от общего количества годовых продаж. Кроме того, компании GM (9,29 млн машин; 2-е место в мире), Volkswagen (9,07 млн; 3-е место в мире) и Ford (5,66 млн; 6-е место в мире) смогли реализовать заметную часть своих машин в России: данный показатель для трех компаний составил 3,1%, 3,5% и 3,9% соответственно.

Почти все компании, у которых заметная доля продаж пришлась именно на российский рынок, обладают собственным производством в России, а многие фирмы в 2012 году заявили о намерениях расширить уже существующие мощности. Так, концерн Volkswagen планирует вложить 840 млн евро в производство автомобилей и комплектующих в Калуге и Нижнем Новгороде в 2013–2015 годах, альянс Renault-Nissan вложит $750 млн в СП по управлению «АвтоВАЗом», а компания Sollers и Mazda запустили производство суммарной стоимостью 10 млрд рублей. Кроме того, фирмы «Автотор» и Magna заключили договор о создании автокластера в Калининградской области: его производственная мощность составит около 350 тысяч машин в год, а объем инвестиций в проект насчитывает около $3 млрд.

В 2012 году российский авторынок увеличился на 10% и достиг отметки в 2,76 млн проданных машин. В денежном выражении рынок вырос на 21%. Доля отечественных марок на российском рынке продолжила сокращаться (–6,5%), а количество иномарок, произведенных в России, наоборот, выросло (+17%) и достигло 44% от общего количества продаж. Таким образом, доля собранных в России иномарок на рынке за последние 5 лет выросла вдвое, причем не только в количественном отношении, но и в денежном. При этом импорт автомобилей остался на высоком уровне – 35% (+15%).

Эксперты PricewaterhouseCoopers констатируют, что рост продажи автомобилей в России в 2010 и 2011 годах стал следствием значительного сокращения спроса на машины в 2008 и 2009 годах. Резкий рост продаж начал замедляться во втором квартале 2011 года, но в абсолютном выражении рынок все же продолжил расти. Заметный рост продолжился и в 2012 году, но во второй половине года он ощутимо забуксовал, продемонстрировав тенденцию к стабилизации.

По прогнозам специалистов PricewaterhouseCoopers, в 2013 году российский рынок увеличится примерно на 5% и достигнет отметки в 2,9 млн реализованных автомобилей. При этом основной прирост также придется на иномарки, собранные в России (+9%) и импортные автомобили (+3%), а доля российских автомобилей останется на прежнем уровне.

В компании считают, что экономическая нестабильность в Европе, введение утилизационного сбора, а также высокая цена владения машиной в России являются основными сдерживающими рост российского рынка факторами.

В свою очередь, увеличению спроса на машины, уверены в PricewaterhouseCoopers, способствует продолжающийся рост ВВП в России, снижение безработицы, увеличение производства иностранных марок в России, а также рост экономики Китая и стабильный курс доллара. Эксперты считают, что при условии достижения уровня автомобилизации в 400 машин на 1000 тысячу человек и приобретения уровня дохода в размере $25 тыс. на душу населения к 2025 году продажи автомобилей в России могут превысить отметку в 3,5 млн машин. При этом отмечается, что в настоящее время уровень дохода на душу населения в России находится на низком уровне (менее $10 тыс.), сопоставимом с Китаем, Индией и Бразилией. Европейские страны, США и Япония находятся в диапазоне от $25 до $40 тысяч дохода на душу населения.

Аналитик компании «ВТО Капитал» Владимир Беспалов считает прогноз PwC относительно пятипроцентного роста уровня продаж автомобилей в России в этом году несколько оптимистичным. «Я исхожу, что рост составит всего 2–3%, но в зависимости от ситуации он может колебаться в коридоре от 0% до 5%, – заявил «Газете.Ru» эксперт. – Я думаю, что первое полугодие будет на нулевом уровне и даже в какие-то месяцы можем уйти в «минус», а во втором ситуация в экономике должна оживиться, могут снизиться банковские кредитные ставки и потихоньку мы увидим рост. От того, какая у него будет динамика, и зависят итоговые цифры в 2013 году».

Беспалов считает абсолютно логичным, что самым быстрорастущим сегментом в стране являются иномарки, произведенные в России. «Идет тенденция замещения импорта, – отметил он. – У нас доля импорта составляет около трети, и естественным образом производимые у нас иномарки будут постепенно замещать те, что завозят из-за рубежа. Тем более что защита внутреннего рынка в виде пошлин, утилизационного сбора остается высокой и тенденция замещения будет продолжаться». При этом аналитик считает, что те компании, которые хотели бы собирать машины в России, уже это сделали и появление новых крупных игроков пока под вопросом. «Новые соглашения о промсборке пока не подписываются, единственное, может появиться Fiat, но пока они, видимо, не определились со своими планами, – отмечает он. – Кроме того, будет развиваться калининградский завод «Автотор», и там тоже может кто-то появиться».

Беспалов считает, что для успешного развития лидеру отечественного автопрома необходимо заниматься обновлением линейки моделей «АвтоВАЗа». «Новые «Гранта» и «Ларгус» продаются неплохо, и падение продаж у них идет именно на старые модели, которые они снимают с производства, – отмечает эксперт. – Если обновление модельного ряда пройдет успешно, то 20% рынка они смогут удержать».

«Газета.Ru»

22.02.13 «Газета.Ru»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее