Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Не стагнация, а стабилизация

Российский автомобильный рынок резко сбавил темпы роста. Судя по всему, он входит в фазу стабилизации, и, согласно прогнозам, в наступившем году продажи новых машин в лучшем случае останутся на прежнем уровне.

Минувший год для российского автомобильного рынка завершился на невеселой ноте. Если в начале 2012-го он баловал участников приростом продаж на 20–25%, а летом реализация новых автомобилей продолжала расти не так бурно, но все же ощутимо, на 10–15%, то осенью рынок вдруг резко затормозил: по итогам октября рост составил всего 5%, в ноябре опустился до нуля, а в декабре, даже несмотря на новогодние скидки, рынок поднялся всего на 1% по сравнению с декабрем 2011-го.

И все же по итогам года поставлен абсолютный рекорд: продажи новых легковых машин увеличились на 11%, до 2,935 млн единиц, то есть впервые, хоть и незначительно, превышены докризисные объемы (в 2008 году было продано 2,918 млн машин.

Однако, несмотря на рекордные показатели, настроение у участников рынка скорее тревожное. «2013 год простым не станет, уже не будет такого легкого роста, нужно готовиться к трудным временам», – заявил на пресс-конференции по итогам года Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Стабилизация – признак зрелости

Почему автомобильный рынок вдруг резко сбавил темпы роста? Его участники говорят прежде всего о психологических причинах: рынок еще далек от насыщения (напомним, что в среднем в России на тысячу жителей приходится 260 автомобилей, в то время как в развитых европейских странах – свыше 500, а в США – свыше 700), деньги у потребителя есть, но он их придерживает.

«Причина замедления развития рынка лежит не внутри России, а за ее пределами, – заявляет Йорг Шрайбер. – Люди смотрят на ситуацию в Европе и в других странах и ожидают нового кризиса. Во многом это напоминает ситуацию 2008 года, когда в условиях неопределенности люди предпочитали не делать таких серьезных приобретений, как автомобиль».

«Прежде всего это ментальный кризис, – соглашается Денис Петрунин, управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ”. – Реальных оснований для сокращения потребительской активности на автомобильном рынке нет. В последние месяцы мы не видели каких-то сенсационных данных о падении доходов населения, об ухудшении ситуации в экономике страны. Скорее всего, люди придают большое значение зависимости российской экономики от Европы и США и считают, что нестабильность мировой экономики скоро может отразиться на состоянии дел в России».

Есть и другие мнения. Например, Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат», считает, что рынок вышел на оптимальный уровень потребления с учетом покупательной способности населения, и в ближайшее время спрос будет оставаться на достигнутом уровне, то есть составит порядка 220–250 тыс. новых машин в месяц.

«Скорее не стагнация, а стабилизация» – так призывают оценивать нынешнее состояние рынка его участники. «Никакой паники нет, просто российский автомобильный рынок достиг зрелости и вошел в период стабилизации», – отмечает Вратислав Страшил, глава марки Volkswagen в России.

«Стабилизация – важный признак зрелого рынка, – развивает мысль Адиль Ширинов, исполнительный директор совместного предприятия Ford-Sollers. – Стабильного развития рынка нам очень не хватало в последние годы, рынок был подвержен колебаниям: то резко падал, то взлетал. Сейчас он, похоже, начинает стабилизироваться – и это полезно всем. Стабильность означает предсказуемость, снижение рисков, более планомерное развитие бизнеса».

С упором на внутреннее производство

Что касается конкретных компаний, то в ушедшем году одним из немногих отрицательную динамику показал крупнейший российский производитель – АвтоВАЗ. Итог его работы – 537 тыс. автомобилей, минус 7% по отношению к 2011 году. Хотя при этом предприятие все равно лидирует с большим отрывом, занимая 18% автомобильного рынка.

Падение продаж было предсказуемым: позади программы утилизации и льготного кредитования, прекращен выпуск «классики». Будущее АвтоВАЗа теперь определяется развитием сотрудничества с альянсом Renault-Nissan: в частности, завод готовится к рывку, связанному с началом производства бюджетной иномарки Nissan Almera – отгрузки первых машин в дилерские сети должны начаться со дня на день.

Ведущие иностранные автопроизводители в подавляющем большинстве показали положительную динамику. Здесь продолжается триумф иномарок, произведенных в России: более двух третей самых ходовых моделей года выпускаются на российских заводах. Так, лучшим иностранным брендом и вторым в общем зачете стал Chevrolet – 205 тыс. штук. Более половины продаж марки пришлось на две ключевые выпускаемые в России модели – Chevrolet Niva и Cruze. Кстати, последняя в ушедшем году показала впечатляющий прирост продаж – 68%, до 63,1 тыс. штук.

Третье место заняла французская Renault с показателем 189 тыс. машин: в прошлом году «выстрелил» запущенный в производство на столичном заводе новый недорогой внедорожник Renault Duster. По-прежнему одна из главных опор марки – бюджетная модель Logan; впрочем, по итогам года ее продажи показали существенное падение – на целых 28%, и с показателем 58 тыс. единиц с первых строчек в списке самых популярных машин эта модель переместилась на 11-ю. За французами вплотную идут корейцы – Kia и Hyundai (187 и 174 тыс.). Самой продаваемой иномаркой в России, как и в позапрошлом году, стала выпускаемая под Петербургом Hyundai Solaris (110 тыс.).

Впечатляет скачок немецкой марки Volkswagen, которая почти с рекордным приростом на 40% (164 тыс. проданных машин) поднялась в общем зачете самых продаваемых автомобильных брендов с прошлогоднего 9-го места на 6-е. Секрет успеха – опять-таки удачное развитие собственного производства в России. В частности, сейчас почти каждая вторая машина VW в России – это выпускаемая под Калугой модель Polo, продажи которой в минувшем году подскочили на треть (почти до 70 тыс. единиц).

Ну а главными неудачниками года можно назвать итальянцев – продажи FIAT рухнули на 69%, до 8,6 тыс. единиц. Объясняется это тем, что FIAT недавно потерял в России партнера в виде компании Sollers, и очевидно, что из-за своих глобальных проблем итальянскому концерну сейчас не до России. Кроме того, продажи снизились у Daewoo (–5%), Suzuki (–8%), Сadillac (–9%).

Кроссоверы рулят

Главная новость ушедшего года для автомобильных маркетологов: в России заметно снижаются продажи в так называемом гольф-классе (размерный класс С), еще недавно самом популярном. «Я помню времена, когда продажи в этом сегменте занимали более 50 процентов, – посетовал на упомянутой выше пресс-конференции Йорг Шрайбер, – сейчас же по итогам года этот показатель опустился до 39 процентов».

Два нынешних главных драйвера рынка – кроссоверы и бюджетные автомобили размерного класса B. Согласно данным компании «Рольф», за 2012 год доля кроссоверов на российском рынке увеличилась на 8,4%, до 28,4%. А доля бюджетных автомобилей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) выросла на 2,3 процентного пункта – до 20,6%. «Серьезным подспорьем продаж кроссоверов в России стал выход на рынок доступной и популярной сейчас модели Renault Duster. Впрочем, продажи других автомобилей сегмента – Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage, а также Toyota RAV4 и Nissan X-Trail – по-прежнему стабильно растут», – отмечает Татьяна Луковецкая, главный управляющий директор розничного подразделения компании «Рольф».

«В долгосрочной перспективе особенно компактные кроссоверы будут “подъедать” продажи автомобилей размерных классов С и D, – прогнозирует Денис Петрунин из Hyundai. – Дело в том, что по цене эти типы автомобилей находятся на соизмеримом уровне. И потребитель, выбирая между вариантом с максимальной комплектацией модели С-класса и просто хорошо оснащенной моделью компактного кроссовера, скорее будет склоняться к выбору последнего».

И конечно же, в наступившем году будет продолжаться рост продаж автомобилей в премиум-сегменте. По итогам 2012 года, например, все представители «большой премиальной немецкой тройки» сумели показать существенный прирост – BMW, Mercedes-Benz и Audi подняли продажи соответственно на 33, 29 и 44%, а производитель премиальных спортивных машин Porsche умудрился увеличить реализацию на целых 64%.

«Премиальный сегмент с каждым годом становится все более популярным у россиян, – говорит Татьяна Луковецкая. – Основная причина – активное расширение модельных линеек за счет автомобилей “младших” классов снижает стоимость входа в число владельцев автомобилей премиальных брендов. Это позволяет премиальным маркам завоевать новую целевую аудиторию, которая раньше рассматривала для покупки только масс-бренды».

«Премиальный сегмент имеет потенциал для дальнейшего роста в России, – продолжает Василий Мельников, представитель российского офиса BMW. – По нашим оценкам, доля премиальных автомобилей в России сейчас составляет 8 процентов, в то время как на развитых рынках доля премиума достигает 12–13 процентов».

Одновременно в России растет доля автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач. Если еще пять лет назад лишь около четверти новых автомобилей имели автоматическую трансмиссию, то по итогам 2012 года на их долю уже пришлось порядка 45 процентов рынка.

Наконец, участники рынка надеются, что в наступившем году в России будут более сдержанные ставки по кредитам на приобретение автомобилей, хотя по итогам года доля автомобилей, купленных в кредит, достигла 42%. «Сейчас ставки по автомобильным кредитам достигают 15–16 процентов годовых, – сетует Йорг Шрайбер. – Это вызывает у нас недоумение, поскольку в Европе кредиты на покупку нового автомобиля стоят 3–4 процента годовых». 

«Эксперт-Авто»

13.02.13 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее