Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Страна дорогого автовладения

PwC нашла еще одну причину замедления роста российского авторынка. Стоимость владения автомобилем среднего ценового сегмента (около 700 тыс. руб.) в стране составляет порядка 300 тыс. руб. в год. Это значительно дороже, чем в США, где такая же машина обойдется примерно в 220 тыс. в год, и почти равно затратам автовладельцев в Англии. Если в Европе на стоимость владения в первую очередь влияет высокая цена топлива, то в России проблема в высоких ставках по кредитам, налоговой нагрузке, дороговизне страховки и техобслуживания.

Средняя стоимость владения иномаркой гольф-класса в крупных российских городах составляет 304,7 тыс. руб. в год, следует из аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC). В исследовании говорится, что средняя стоимость владения машиной в России выше, «чем во многих развитых странах», это является одним из ключевых факторов, «сдерживающих дальнейший рост» авторынка. Например, по данным PwC, средняя стоимость владения автомобилем гольф-класса в США составляет 223,4 тыс. руб. в год, то есть на 26,6% меньше, чем в России. При этом в Великобритании использование такого автомобиля будет стоить практически как в России – 304,4 тыс. руб.

Чтобы определить стоимость владения, в PwC проанализировали средние за три года (при пробеге около 16 тыс. км) расходы на топливо, страхование, техобслуживание, а также выплаты процентов по кредиту (при условии, что 50% было внесено в качестве первоначального взноса) на покупку машины и налоговую нагрузку, то есть непосредственные расходы на содержание. Около половины затрат, которые учитывают PwC, складываются из «потери стоимости автомобиля», то есть разности между расходами на приобретение и доходами от перепродажи.

В PwC исходят из того, что стоимость автомобиля гольф-класса в России составляет 744 тыс. руб., в США – 716 тыс. руб., а в Великобритании – 959 тыс. руб. Из анализа следует, что в России средние расходы на топливо в год составляют почти 40 тыс. руб., на страхование (КАСКО+ОСАГО) – 64,3 тыс. руб., на плановое техобслуживание – 16,1 тыс. руб. На выплаты процентов по кредиту уходит 36,7 тыс. руб., а на налоги и сборы – 4,6 тыс. руб. При этом потери в стоимости при перепродаже составят порядка 148,8 тыс. руб. в год, то есть 60% за три года владения машиной.

В США затраты на выплату процентов значительно меньше – всего 5,7 тыс. руб., поскольку средняя ставка составляет 2,7% против 14,2% в России. Ниже и налоговая нагрузка, на которую приходится лишь 1,8 тыс. руб. в год. Значительно дешевле страхование, на которое уйдет всего 35,8 тыс. руб., сэкономить позволяет техобслуживание, на которое потребуется 12,5 тыс. руб. Аналогичная ситуация в Великобритании, где при средней ставке в 5,7% годовая кредитная нагрузка составит 18,5 тыс. руб., налоговая – 6,3 тыс. руб. На страхование в Англии будет уходить 40 тыс. руб. в год, а на техобслуживание – 8,5 тыс. руб. Зато топливные расходы в США и Великобритании значительно выше, чем в России,– 48,1 тыс. руб. и 70,7 тыс. руб. соответственно. Потери от перепродажи в США и Великобритании за три года составят около половины стоимости автомобиля (119,3 тыс. руб. и 159,8 тыс. руб. в год).

В исследовании PwC отмечается, что дополнительными факторами, которые удорожают стоимость владения автомобилем в России, являются не только высокие ставки по автокредитам и увеличение налоговой нагрузки, но и «удорожание стоимости парковок и гаражей», увеличение числа платных трасс, цены топлива и размеров штрафов. Кроме того, среди негативных факторов в исследовании отмечаются введение утилизационного сбора и увеличение стоимости техосмотров.

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов согласен, что «основные затраты на владение автомобилем в России скидываются из высоких выплат по кредитам, которые составляют 16–18% против в среднем 4,2% в США, а также страховых платежей». «Но, рассчитывая стоимость владения, стоило бы учесть и коррекцию, которая возникает за счет курсовой разницы, если очистить цифры от нее, то между расходами в России и США не было бы такого разрыва»,– отмечает дилер. Кроме того, по его мнению, «рассчитывая потери от перепродажи, стоило бы вычесть из них потенциальные расходы на использование альтернативных видов транспорта, например покупку проездных или затраты на такси». В целом господин Попов считает, что «средняя стоимость владения автомобилем релевантна только в сравнении с общим уровнем доходов в России, США и Европе».

Директор дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаил Жмаков согласен, что сейчас «стоимость владения автомобилем в нашей стране обходится гражданам дороже, чем в Америке или Великобритании». По расчетам «Авилона», стоимость владения Hyundai Solaris (при его средней цене 550 тыс. руб.) в год будет 43,5 тыс. руб. без учета потери стоимости. «Что касается более дорогих моделей, например Hyundai i40, средняя стоимость которого 1,2 млн руб., то тут стоимость владения доходит до 58 тыс. руб.»,– говорит господин Жмаков. Однако по его мнению, сейчас ситуация улучшается – появляются новые бюджетные модели, банки предлагают «все более выгодные кредитные ставки», а официальные дилеры стали «снижать стоимость нормо-часа на обслуживания автомобиля».

По мнению Михаила Пака из «Атона», расчеты PwC «в целом верны», но аналитик считает, что их следовало бы очистить от потери в стоимости при перепродаже. «Это другая статья расходов, которая напрямую не относится к стоимости владения автомобилем, а скорее входит в общие амортизационные издержки собственника»,– говорит господин Пак. Кроме того, он отмечает, что «логичнее было бы рассчитывать среднюю стоимость владения машиной за четыре-пять лет, а не за три года». Часто гарантия на машину заканчивается через три года, и владельцы перестают обслуживать ее у официального дилера, поясняет аналитик, а это примерно в 1,5 раза дешевле, что снижает стоимость владения.

«Коммерсант»

24.01.13 «Коммерсант»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 9 декабря 2016 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее