Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Европейский авторынок откатился на 17 лет

Европейский авторынок достиг минимума за последние 17 лет, снизив продажи на 7,8%. Больше всего машин продано в Германии, где стагнация не столь заметна (падение на 2,9%), и России, которой, несмотря на рост на 11%, так и не удалось обогнать лидера продаж в Европе. При этом большинство европейских брендов тоже смогли добиться в России хорошего роста, но, по мнению дилеров и аналитиков, даже на фоне падения в Европе автоконцерны не будут смещать квоты на поставку автомобилей и маркетинговые бюджеты в пользу России. Одной из причин для этого станет утилизационный сбор, введенный осенью.

Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в Европе за 2012 год. Авторынок сократился на 7,8%, до 12,53 млн машин. Это худший результат за последние 17 лет. Больше всего машин было продано в Германии, но и там объем продаж снизился на 2,9%, до 3 млн автомобилей. На втором месте Великобритания, где рынок вырос на 5,3%, до 2 млн машин. Третье место заняла Франция, где продано 1,8 млн автомобилей, но падение составило почти 14%. Хуже всего машины в 2012 году продавались в серьезно пострадавших от кризиса Греции и Португалии – там падение составило 40,1% и 37,9% (до 58,4 тыс. и 95,2 тыс. автомобилей) соответственно.

Отрицательная динамика продаж в Европе наблюдалась у большинства автопроизводителей. Например, продажи Volkswagen (он остался лидером рынка) снизились на 1,6%, до 2,9 млн машин. Продажи Peugeot и Citroen упали на 12,9%, до 1,4 млн автомобилей. Renault удалось продать 1 млн автомобилей – на 19,1% меньше, чем в 2011 году. На 16,1%, до 779,6 тыс. машин, упали продажи Fiat. На этом фоне итоги российского авторынка в прошлом году выглядят значительно лучше. Несмотря на снижение темпов роста (10,6%), Россия по объему продаж автомобилей (2,93 млн) сохранила второе в Европе, почти догнав Германию. При этом продажи большинства популярных марок выросли в среднем на 15-30%, например Renault увеличил их на 23%, а Volkswagen – на 40% (см. "Ъ" от 16 января). Устойчивый рост в России показывают продажи премиальных брендов, например, продажи BMW вросли на 33%, Audi – на 44%, а Mercedes – на 29%. В Европе, напротив, продажи дорогих автомобилей снижаются или показывают низкий рост – продажи Mercedes и BMW упали на 1,8%, Audi удалось увеличить их всего на 3.1%.

"В этом году рост российского рынка еще более замедлится, вполне вероятно и снижение, хотя для европейских автопроизводителей на фоне общей стагнации в Европе он остается одним из самых привлекательных",– отмечает Михаил Пак из "Атона". Но он уверен, что автоконцерны не станут перераспределять маркетинговые бюджеты и стоки из Европы в Россию, продавая здесь автомобили в первую очередь внутренней сборки, поскольку "это маржинальнее, а многие продукты, производимые здесь, ориентированы именно на Россию".

С этим согласны и дилеры. "Собственный рынок всегда будет в приоритете для европейских производителей, потому что, даже несмотря на снижение продаж, он наиболее стабилен с точки зрения покупательской способности населения",– подчеркивает президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов. Он отмечает, что "даже, хотя продажи в России в январе находятся на уровне прошлого года, квоты на поставку автомобилей иностранными автоконцернами сейчас ниже". Он объясняет ситуацию не только прогнозами замедления рынка, но и тем, что иностранные автопроизводители "хотят создать в первые три месяца нового года дефицит машин, чтобы потом сыграть на повышении цен и ажиотажном спросе". Однако, подчеркивает господин Попов, это "краткосрочная стратегия, а глобально перераспределять европейские мощности и объемы в пользу России никто не будет, это связано со значительными дополнительными издержками".

В Renault говорят, что Россия всегда была для компании "ключевым рынком", что подтверждает покупка контрольного пакета АвтоВАЗа и масштабное расширение мощностей. "Мы верим, что в перспективе Россия обгонит Германию по объему продаж, к 2016 году российский рынок совокупно с СНГ выйдет на 4 млн автомобилей, а именно в России будет продаваться 3,5 млн машин",– говорят в Renault. Однако в компании подчеркивают, что "перераспределение объемов поставок и маркетинговых бюджетов не соответствует стратегии Renault", поскольку автоконцерн "ориентируется на внутреннее производство". В "Фольксваген груп рус" тоже говорят, что "не планируют перераспределять поставки из Европы в пользу России". "Это возможно локально по каким-либо конкретным моделям, так было и в прошлом году, но глобально этого происходить не будет – Россия один из главных рынков для Volkswagen, и планирование поставок и производства изначально исходит из этого",– подчеркивают в компании.

"В Европе сложно ожидать роста в ближайшее время, одна из причин этого – снижение объемов производства, загрузка мощностей автозаводов в большинстве стран ЕС ниже 60-70%, только в Германии и Великобритании она превышает 80%, поэтому, даже если спрос начнет восстанавливаться, заводы не успеют сразу выйти на высокий объем производства, а значит, небольшого роста можно ожидать только в 2014 году",– считает старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. По его оценкам, Россию в этом году ждет небольшой рост или нулевая динамика. "При этом если в Германии продажи продолжат падать, то в следующем году при небольшом росте мы можем догнать ее и стать крупнейшим рынком Европы",– говорит эксперт. Тем не менее он согласен, что европейские автоконцерны вряд ли перераспределят поставки и объемы производства из Европы в Россию, отмечая, что "этому помешает в том числе утилизационный сбор".

«Коммерсант»

17.01.13
 

Исследования на тему

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 31 октября 2016 Обзор ведущих европейских автомобильных выставок осени («АВТОСТАТ»)

    Партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ» по вопросам экспорта и стратегического позиционирования Мария Вола посетила  ведущие автомобильные мероприятия в Европе и выяснила, с чем сталкиваются компании, рискнувшие начать экспорт на новые рынки. Подробнее об этом – в обзоре.

    подробнее
  • 21 сентября 2016 Выхлоп на всю Европу («Газета.Ru»)

    Год спустя после «дизельгейта» – небывалого скандала, связанного с намеренным занижением выхлопов дизельных машин Volkswagen, – эксперты пришли к неожиданному выводу: модели крупнейшего немецкого концерна оказались самыми чистыми на европейском рынке, а дизельные машины большинства производителей на тестах и в реальной жизни выбрасывают разное количество веществ.

    подробнее
  • 6 сентября 2016 Российские комплектующие поедут в Европу («Коммерсант»)

    Nissan перестанет поставлять бамперы в Европу из Японии и начнет экспортировать их со своего петербургского завода. Это один из первых примеров организации поставок автокомпонентов из России на экспорт. Но, по мнению экспертов, нельзя говорить о том, что из-за девальвации рубля наметилась тенденция к наращиванию экспорта компонентов: в массе своей иностранные автоконцерны не спешат переходить на поставщиков РФ, которым препятствует отсутствие локализации субкомпонентов.

    подробнее