АВТОСТАТ | Триллион на автопром и автохлам

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.12.12Прочитали 119 раз

Триллион на автопром и автохлам

Правительство РФ в пятницу рассмотрит проект программы по развитию отечественного автопрома. Финансирование российских производителей автомобилей и комплектующих до 2020 года составит более триллиона рублей. Средства пойдут в том числе на НИОКР и развитие экологически чистого транспорта. Эксперты считают, что субсидии, вероятнее всего, призваны компенсировать потери государства из-за новой схемы работы ввозных пошлин.

Проект государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» размещен на сайте «большого правительства». Важной частью документа является финансирование российского автопрома. Правительство РФ во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым рассмотрит программу в пятницу, 7 декабря.

Согласно тексту документа, объем финансирования российского автопрома до 2020 года составляет почти 940 млрд рублей, 72,6 млрд из которых являются бюджетными средствами, а оставшиеся 866,6 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников. Помимо этой суммы авторы программы посчитали необходимым привлечь дополнительные 186 млрд рублей в период с 2016-го по 2020 год. Таким образом, финансирование российского автопрома на девять лет составит более триллиона рублей.

Подпрограмма по развитию автопрома разделена на два этапа – с 2012-го по 2015 год и с 2016-го по 2020 год. В ее реализации примут участие госкорпорация «Внешэкономбанк» и держатель крупного пакета акций «АвтоВАЗа» ГК «Ростехнологии». Большая часть финансирования будет направлена на разработку механизма выплат субсидий российским компаниям, производящим в РФ автомобили или комплектующие. Дополнительные расходы на это направление программы с 2018 года составят 162,5 млрд рублей.

Кроме того, подпрограмма предусматривает еще одну выплату субсидий российским автопроизводителям и их «дочкам» на возмещение затрат по выплате кредитов. Под этим подразумеваются займы, полученные на реализацию инвестиционных или инновационных проектов. Субсидии также планируется предоставить фирмам, которые выплачивают проценты по обеспеченным госгарантиями кредитам 2009–2010 годов. На реализацию этого предложения планируется потратить 23,8 млрд рублей. Средства также пойдут на развитие национальной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работы (НИОКР) по ключевым направлениям. По мнению авторов документа, к ним относятся повышение энергоэффективности, продвижение экологически чистого транспорта (платформа «Зеленый автомобиль»), а также развитие компонентной базы и расширение области компетенции. Расходы на это направление составляют 3 млрд рублей.

Подпрограмма предусматривает субсидирование перевозки автомобилей, выпущенных на предприятиях Дальнего Востока, в объеме 20,1 млрд рублей и стимулирование создания современных подшипниковых производств (300 млн рублей). При этом объем необходимых для реализации подпрограммы средств увеличивается ежегодно. Так, в 2016 году объем дополнительного финансирования подпрограммы составляет 550 млн рублей, а в 2020-м – 79,2 млрд рублей.

Необходимые дополнительные средства из федерального бюджета на 2016–2020 годы будут, как утверждается в документе, «уточняться в ходе корректировки мероприятий подпрограммы, в частности, механизма утилизации автомобилей». Подпрограмма ставит своей задачей увеличить годовой объем производства легковых автомобилей в России с 1,8 млн машин в 2012 году до 3,15 млн в 2020-м. Также планируется повысить долю автомобилей российского производства на внутреннем рынке с 68% в 2011 году до 80% в 2020 году.

Помимо прочего с помощью мероприятий подпрограммы планируется повысить долю добавленной стоимости в автопромышленности до 48% к 2020 году. Для сравнения, в 2010 году этот показатель составлял 21%. Данная мера, по утверждению авторов документа, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, пункт подпрограммы предлагает возмещать торговым фирмам затраты, связанные с продажей новых автомобилей со скидками лицам, которые сдали свою предыдущую машину в утиль, что указывает на возможность проведения новой кампании по утилизации автохлама.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» рассказал «Газете.Ru», что указанные в документе субсидии, вероятнее всего, призваны компенсировать потери государства из-за новой схемы работы ввозных пошлин. «С 2018 года по договоренности с ВТО пошлины на ввоз комплектующих должны быть одинаковые для всех производителей. В рамках подписанные с правительством РФ соглашений крупные группы, такие как «АвтоВАЗ» – Renault-Nissan, Daimler – КамАЗ, Ford-Sollers, а также General Motors и Volkswagen, получат право на беспошлинный ввоз автокомпонентов с 2018 года. Эта мера призвана компенсировать потери от того, что фирмы будут платить пошлины, но фактически государство будет их возвращать в виде субсидий, чтобы выполнить обязательства», – рассказал эксперт.

Кроме того, специалист посчитал возможность проведения новой кампании по утилизации автохлама вероятной. «Я думаю, что новая программа утилизации может появиться, но в ней могут прописать экологические требования, – пояснил Беспалов. – По старой программе продавались преимущественно классические «Лады», а если новая программа будет запущена, то имеет смысл с ее помощью произвести обновление автопарка на более экологичный транспорт».

«Газета.Ru»