Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

ВАЗ простит все

Компания «АвтоВАЗ» простила обанкротившимся дилерам более миллиарда рублей. Согласно отчету компании за третий квартал, несмотря на победу в судах, завод уже не рассчитывает взыскать многомиллионные долги с нескольких разорившихся партнеров. Еще более крупные издержки компания может понести в будущем: продолжающиеся судебные тяжбы с другими компаниями не сулят «АвтоВАЗу» компенсаций.

«АвтоВАЗ», согласно финансовой отчетности за третий квартал 2012 года, не смог взыскать с нескольких региональных дилеров более миллиарда рублей. Обанкротившись после кризиса, те так и не перечислили заводу средства за поставленные машины. И деньги, и автомобили, как выяснилось, были впоследствии похищены. В отчете есть описание всех закончившихся судебных процессов, в которых участвовал тольяттинский завод. Несколько тяжб велось с дилерами «АвтоВАЗа», к которым завод имел финансовые претензии. Как выяснилось, несмотря на положительные судебные решения, завод направил часть долгов на списание. Другая часть классифицирована как «нереальная к взысканию».

Основным должником «АвтоВАЗа», согласно документу, является подразделение «Элекс-полюса» «Элекс-полюс Л»: убыток, «причиненный недостачей автомобилей», составил 562,1 млн рублей. Ранее контрольный пакет в 51% акций дилера «Элекс-полюс» принадлежал самому «АвтоВАЗу», а эта сеть являлась крупнейшим партнером завода. В 2009 году выяснилось, что со складов компании пропало более четырех тысяч переданных на реализацию машин. «АвтоВАЗ» попытался компенсировать убытки, подав иски к двум дочерним компаниям холдинга на сумму почти в миллиард рублей, однако до сих пор денег в Тольятти так и не увидели. Тяжба с «Элекс-полюс Л» тянулась с 2009 года до тех пор, пока компания не была ликвидирована в июле 2012 года. В августе долг был направлен на списание. По мнению завода, взыскать его уже нереально.

Аналогичным образом завершилась тяжба с ООО «Чехов-Лада», задолжавшим «АвтоВАЗу» 396,5 млн рублей. В марте этого года дилер был ликвидирован. «В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ долг является нереальным к взысканию», – констатируют авторы отчета. Под списание попали и долги воронежского ООО «Технология», задолжавшего заводу в общей сложности около 95,5 млн рублей. Обанкротившаяся компания была ликвидирована в апреле, и в отчете отмечается, что возместить ущерб уже нереально. Схожая ситуация сложилась и с долгами архангельского ООО «АвтоРИМ». Компания уже ликвидирована, и взыскать с нее заводу ничего не удастся. Во всех вышеперечисленных случаях были вскрыты факты хищения продукции завода.

Между тем завод из-за недобросовестных дилеров может понести новые убытки. В отчете перечислены судебные процессы, которые еще не закончены. Продолжается тяжба с компанией «Электро-полюс Центр», которая должна «АвтоВАЗу» 435 млн рублей за пропавшие машины. Особых иллюзий по поводу исхода дела в компании не питают и оценивают шансы получить деньги как «маловероятные».

Чуть более 100 млн рублей, из которых 25 млн составляют проценты по долгу, «АвтоВАЗ» в рамках дела о взыскании убытков, причиненных недостачей автомобилей, пытается взыскать с ОАО «Саратов-Лада». Согласно утвержденному арбитражным судом мировому соглашению, дилер должен расплачиваться с заводом с марта 2011 по декабрь 2015 года. «АвтоВАЗ» оценивает шансы получить деньги «выше среднего».

Недостача автомобилей была отмечена и еще у одного крупного дилера «АвтоВАЗа» – ОАО «Кубань-Лада». Компания задолжала 237,6 млн рублей, в том числе 55,4% в качестве процентов по долгу. Согласно заключенному соглашению, деньги должны быть выплачены в период с января 2011-го по декабрь 2015 года, и в «АвтоВАЗе» оценивают перспективы возврата средств как «выше среднего».

Аналогичные тяжбы на сотни миллионов рублей «АвтоВАЗ» ведет и с другими региональными лидерами, в частности «Ростов-Лада» (долг 181 млн рублей) и «Брянск-Лада» (около 27,5 млн). Если в последнем случае завод все-таки рассчитывает возместить ущерб, то с ростовского дилера взыскать средства, скорее всего, уже не удастся.

Согласно отчету, по итогам трех кварталов работы выручка «АвтоВАЗа» составила 133,67 млрд рублей, на 4% больше, чем в прошлом году. Но чистая прибыль компании за год снизилась в 2,5 раза, до 1,19 млрд рублей. Совету директоров холдинга, куда входят 12 человек, по итогам 2011 года за успешную работу был выплачен бонус в размере 37,2 млн рублей.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в сложившейся ситуации списание долгов является для «АвтоВАЗа» оптимальным вариантом. «Если компании-должники обанкротились и взыскать с них уже нечего, то для того, чтобы эти задолженности не болтались на балансе и с них не нужно было платить налоги, компания подчищает баланс, – объяснил он «Газете.Ru». – Это лишние затраты, которые никому не нужны».

По словам аналитика, проблемы с дилерами в 2009 году у «АвтоВАЗа» возникали в основном потому, что компании-партнеры, набрав перед финансовым кризисом кредитов, не смогли по ним расплатиться. «Люди строились, вкладывали, беря деньги под большие проценты, а когда рынок рухнул, пошла волна банкротств, – пояснил эксперт. – Были и банальные случаи воровства, но это не главная причина». По его мнению, кризис 2008 года сыграл и свою положительную роль. «Было некое оздоровление рынка: компании стали более осторожны при строительстве каких-то гигантских дилерских центров, – отметил Удалов. – При этом проблемы с дилерами были далеко не только у «АвтоВАЗа», но и других автопроизводителей».

«АвтоВАЗ» предпринял все необходимые, предусмотренные действующим законодательством меры для возвращения долгов, - сообщили в «Газете.Ru» в пресс-службе предприятия. - Все дальнейшие действия компании также находятся в рамках правового поля Российской Федерации. Следует напомнить, что само раскрытие фактов убытков, причиненных недостачей автомобилей, произошло после начала реформирования системы сервисно-сбытового обслуживания на «АвтоВАЗе». Одна из задач реформирования состояла как раз в том, чтобы исключить случаи хищения и поднять обслуживание покупателей и владельцев автомобилей на уровень, позволяющий удовлетворять их требования. Эта задача последовательно выполняется».

«Газета.Ru»

26.11.12 «Газета.Ru»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 5 декабря 2016 Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

    Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

    подробнее
  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 17 ноября 2016 Авторитейл теряет людей («Коммерсант»)

    Российские дилеры пытаются найти новые форматы продаж – через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф".

    подробнее