Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Инфографика

Лидеры рынка автомобилей с пробегом в федеральных округах

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Свежая статья

Закупки для «Кортежа» покроют тонировкой («Коммерсант») Закупки для «Кортежа» покроют тонировкой («Коммерсант»)

Как стало известно "Ъ", Минпромторг попросил правительство включить НАМИ, разрабатывающий проект автомобилей для первых лиц государства "Кортеж", в список ФГУПов, которым разрешено заключать госконтракты вне процедур закона о контрактной системе. Сейчас ФГУПы обязали проводить открытые конкурсы, но Минпромторг считает, что это может сорвать сроки проекта, затрудняет сотрудничество с зарубежными поставщиками и создает риск утечки секретной информации.

27 февраляподробнее

Вадим Швецов сел за руль УАЗа

Контролирующий акционер "Соллерса" Вадим Швецов решил лично возглавить ключевой актив холдинга – Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Еще весной бизнесмен утверждал, что, наоборот, хочет отойти от оперативного управления. В компании изменение позиции акционера объясняют "поиском стратегического партнера для УАЗа", который должен появиться до конца года. Но до сих пор владельцы российских компаний, в том числе сам господин Швецов, переходили на исполнительные должности в первую очередь в критических ситуациях.

Вчера основной владелец и гендиректор "Соллерса" Вадим Швецов заявил, что на УАЗе и Заволжском моторном заводе (ЗМЗ), которые входят в группу, сменилось руководство. Сергей Юрасов, возглавлявший оба завода с 2010 года, покинул свой пост. Вместо него УАЗ возглавит лично господин Швецов, а ЗМЗ – бывший технический директор предприятия Андрей Матюшин. В "Соллерсе" сообщили "Ъ", что совет директоров ЗМЗ уже утвердил Андрея Матюшина в должности гендиректора, а кандидатура Вадима Швецова должна быть утверждена "в ближайшее время".

Неожиданное решение господина Швецова лично заняться оперативным управлением в "Соллерсе" объясняют в первую очередь "поиском стратегического партера для УАЗа, который необходим для дальнейшего развития завода". "После 2015 года в планах компании стоит начало производства внедорожников и коммерческих автомобилей на новой платформе, господин Швецов решил стать гендиректором завода, чтобы быть максимально вовлеченным в производство и переговоры с потенциальными партнерами", – уверяют в "Соллерсе". Причины увольнения Сергея Юрасова в компании комментировать не стали, отметив лишь, что он "уходит из периметра компании в целом" и в дальнейшем "будет развиваться самостоятельно".

Вадим Швецов уже возглавлял УАЗ в самый разгар кризиса – в 2009-2010 годах. Затем его сменил Сергей Юрасов, которого в отрасли характеризуют как "чистого производственника" – с 2004 года он был исполнительным директором УАЗа, а до этого работал на ГАЗе и в "Ростсельмаше". Сам господин Швецов вчера подчеркнул, что "в России сложилась такая ситуация, когда для иностранных инвесторов решающую роль играет личная вовлеченность главного акционера в процесс управления". "Пока многие иностранные компании доверяют лично мне, и пока я таким образом могу быть полезен, я буду заниматься менеджментом, – заявил Вадим Швецов. – Как только мы исчерпаем все ресурсы в создании альянсов по выпуску автомобилей и автокомпонентов, мне перестанет быть интересным процесс управления, и можно будет уходить на пенсию".

Впрочем, еще этой весной бизнесмен придерживался другой точки зрения. Он говорил, что намерен отойти от операционной деятельности не только конкретных заводов, но и "Соллерса" в целом "в ближайшие полтора-два года". Преемника Вадим Швецов называл еще летом 2011 года – это его первый заместитель Николай Соболев.

Обычно владельцы российских компаний возвращались к оперативному управлению в трудные времена, в конфликтных ситуациях или накануне больших сделок, это было частым явлением в кризис. Например, в январе 2009 года гендиректором "Русала" стал Олег Дерипаска, а в феврале того же года владелец транспортной группы FESCO Сергей Генералов занял пост ее президента. Тогда этот шаг объясняли желанием в кризис "сосредоточить все стратегические и управленческие полномочия и ответственность в одной точке". В 2010 году Михаил Прохоров стал гендиректором "Полюс Золота" на фоне конфликта с казахскими партнерами вокруг KazakhGold. Алексей Мордашов возглавил "Северсталь" накануне IPO.

"Конечно, поиск партнера для УАЗа – достаточно сложная задача, но в принципе такие глобальные переговоры можно вести, являясь только гендиректором "Соллерса"",– считает один из источников "Ъ" среди автопроизводителей. В то же время никто из опрошенных "Ъ" участников рынка не слышал о "каких-либо серьезных проблемах на УАЗе", которые могли быть стать причиной резкой смены менеджмента и возвращения к управлению собственника компании. "Возможно, господина Швецова не устроил медленный ход переговоров и о партнерстве, но это можно только предполагать", – считает один из источников "Ъ".

"Соллерс" давно говорит о привлечении стратегического партнера для УАЗа. Источники "Ъ" рассказывали, что им может стать корейский SsangYong, сборку которого "Соллерс" ведет на Дальнем Востоке. В феврале стало известно, что индийская Mahindra & Mahindra, которой принадлежит SsangYong, тоже в будущем может запустить сборку автомобилей в России. В сентябре Вадим Швецов говорил, что намерен определиться с платформой для нового УАЗа до конца года. Он отметил, что производство около 100 тыс. новых автомобилей в год может быть организовано либо в партнерстве, либо по лицензии.

"Вряд ли Вадим Швецов пришел на УАЗ только для переговоров о потенциальном партнерстве, обычно владельцы делают такие шаги, когда у компании возникают проблемы на операционном уровне",– считает Михаил Пак из "Атона". Но очевидных проблем у УАЗа он тоже не видит. Наоборот, чистая прибыль завода по РСБУ за первое полугодие выросла в шесть раз, до 826 млн руб., компании удалось сократить коммерческие расходы. "Конечно, причиной роста в первую очередь стала не операционная деятельность, а прочие доходы, но тем не менее улучшение финансовых показателей налицо", – отмечает аналитик. Продажи УАЗа за январь-сентябрь выросли на 10%, до 42,7 тыс. машин. На фоне достаточно неплохой ситуации на УАЗе, полагает Михаил Пак, отставка Сергея Юрасова всего через два года после назначения "выглядит странно".

«Коммерсант»

10.10.12
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 5 апреля 2016 Переезд со шведского на французский («Коммерсант»)

    Вчера официально состоялась объявленная месяц назад отставка шведа Бу Андерссона, первого иностранца во главе АвтоВАЗа. “Ъ” разбирает причины увольнения топ-менеджера, итоги его работы и возможные риски, ожидающие нового руководителя завода француза Никола Мора.

    подробнее
  • 16 марта 2016 Наслали Мора: кто возглавил АВТОВАЗ после Андерссона (AutoNews.ru)

    Руководство Alliance Rostec Auto BV, совместного предприятия «Ростеха» и Renault-Nissan, утвердило нового руководителя АВТОВАЗа – француза Николя Мора. Топ-менеджер, который возглавлял румынскую Dacia, приступит к своим обязанностям 4 апреля.

    подробнее
  • 9 марта 2016 У Бу Андерссона отобрали сказку («Газета.Ru»)

    Имя нового руководителя «АвтоВАЗа» после поспешной отставки Бу Андерссона назовут уже 15 марта. Эксперты сомневаются, что сейчас можно найти адекватную замену шведу, но предполагают, что на эту должность вновь назначат иностранца. На заводе от преемника ждут увеличения объемов производства и заработной платы. Сделать это можно, в частности, за счет переноса сборки автомобиля Lada Vesta из Ижевска в Тольятти.

    подробнее

Инфографика на тему