АВТОСТАТ | Вадим Швецов сел за руль УАЗа

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

10.10.12Прочитали 125 раз

Вадим Швецов сел за руль УАЗа

Контролирующий акционер "Соллерса" Вадим Швецов решил лично возглавить ключевой актив холдинга – Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Еще весной бизнесмен утверждал, что, наоборот, хочет отойти от оперативного управления. В компании изменение позиции акционера объясняют "поиском стратегического партнера для УАЗа", который должен появиться до конца года. Но до сих пор владельцы российских компаний, в том числе сам господин Швецов, переходили на исполнительные должности в первую очередь в критических ситуациях.

Вчера основной владелец и гендиректор "Соллерса" Вадим Швецов заявил, что на УАЗе и Заволжском моторном заводе (ЗМЗ), которые входят в группу, сменилось руководство. Сергей Юрасов, возглавлявший оба завода с 2010 года, покинул свой пост. Вместо него УАЗ возглавит лично господин Швецов, а ЗМЗ – бывший технический директор предприятия Андрей Матюшин. В "Соллерсе" сообщили "Ъ", что совет директоров ЗМЗ уже утвердил Андрея Матюшина в должности гендиректора, а кандидатура Вадима Швецова должна быть утверждена "в ближайшее время".

Неожиданное решение господина Швецова лично заняться оперативным управлением в "Соллерсе" объясняют в первую очередь "поиском стратегического партера для УАЗа, который необходим для дальнейшего развития завода". "После 2015 года в планах компании стоит начало производства внедорожников и коммерческих автомобилей на новой платформе, господин Швецов решил стать гендиректором завода, чтобы быть максимально вовлеченным в производство и переговоры с потенциальными партнерами", – уверяют в "Соллерсе". Причины увольнения Сергея Юрасова в компании комментировать не стали, отметив лишь, что он "уходит из периметра компании в целом" и в дальнейшем "будет развиваться самостоятельно".

Вадим Швецов уже возглавлял УАЗ в самый разгар кризиса – в 2009-2010 годах. Затем его сменил Сергей Юрасов, которого в отрасли характеризуют как "чистого производственника" – с 2004 года он был исполнительным директором УАЗа, а до этого работал на ГАЗе и в "Ростсельмаше". Сам господин Швецов вчера подчеркнул, что "в России сложилась такая ситуация, когда для иностранных инвесторов решающую роль играет личная вовлеченность главного акционера в процесс управления". "Пока многие иностранные компании доверяют лично мне, и пока я таким образом могу быть полезен, я буду заниматься менеджментом, – заявил Вадим Швецов. – Как только мы исчерпаем все ресурсы в создании альянсов по выпуску автомобилей и автокомпонентов, мне перестанет быть интересным процесс управления, и можно будет уходить на пенсию".

Впрочем, еще этой весной бизнесмен придерживался другой точки зрения. Он говорил, что намерен отойти от операционной деятельности не только конкретных заводов, но и "Соллерса" в целом "в ближайшие полтора-два года". Преемника Вадим Швецов называл еще летом 2011 года – это его первый заместитель Николай Соболев.

Обычно владельцы российских компаний возвращались к оперативному управлению в трудные времена, в конфликтных ситуациях или накануне больших сделок, это было частым явлением в кризис. Например, в январе 2009 года гендиректором "Русала" стал Олег Дерипаска, а в феврале того же года владелец транспортной группы FESCO Сергей Генералов занял пост ее президента. Тогда этот шаг объясняли желанием в кризис "сосредоточить все стратегические и управленческие полномочия и ответственность в одной точке". В 2010 году Михаил Прохоров стал гендиректором "Полюс Золота" на фоне конфликта с казахскими партнерами вокруг KazakhGold. Алексей Мордашов возглавил "Северсталь" накануне IPO.

"Конечно, поиск партнера для УАЗа – достаточно сложная задача, но в принципе такие глобальные переговоры можно вести, являясь только гендиректором "Соллерса"",– считает один из источников "Ъ" среди автопроизводителей. В то же время никто из опрошенных "Ъ" участников рынка не слышал о "каких-либо серьезных проблемах на УАЗе", которые могли быть стать причиной резкой смены менеджмента и возвращения к управлению собственника компании. "Возможно, господина Швецова не устроил медленный ход переговоров и о партнерстве, но это можно только предполагать", – считает один из источников "Ъ".

"Соллерс" давно говорит о привлечении стратегического партнера для УАЗа. Источники "Ъ" рассказывали, что им может стать корейский SsangYong, сборку которого "Соллерс" ведет на Дальнем Востоке. В феврале стало известно, что индийская Mahindra & Mahindra, которой принадлежит SsangYong, тоже в будущем может запустить сборку автомобилей в России. В сентябре Вадим Швецов говорил, что намерен определиться с платформой для нового УАЗа до конца года. Он отметил, что производство около 100 тыс. новых автомобилей в год может быть организовано либо в партнерстве, либо по лицензии.

"Вряд ли Вадим Швецов пришел на УАЗ только для переговоров о потенциальном партнерстве, обычно владельцы делают такие шаги, когда у компании возникают проблемы на операционном уровне",– считает Михаил Пак из "Атона". Но очевидных проблем у УАЗа он тоже не видит. Наоборот, чистая прибыль завода по РСБУ за первое полугодие выросла в шесть раз, до 826 млн руб., компании удалось сократить коммерческие расходы. "Конечно, причиной роста в первую очередь стала не операционная деятельность, а прочие доходы, но тем не менее улучшение финансовых показателей налицо", – отмечает аналитик. Продажи УАЗа за январь-сентябрь выросли на 10%, до 42,7 тыс. машин. На фоне достаточно неплохой ситуации на УАЗе, полагает Михаил Пак, отставка Сергея Юрасова всего через два года после назначения "выглядит странно".

«Коммерсант»

 
Загрузка...