АВТОСТАТ | АвтоВАЗ стал еще условнее прибыльным

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

08.10.12 Прочитали 529 раз

АвтоВАЗ стал еще условнее прибыльным

АвтоВАЗ в первом полугодии резко увеличил чистую прибыль – в четыре раза, до 27,4 млрд руб. Но уже традиционно это произошло за счет дисконтирования займов "Ростехнологий". Прибыль завода от основной деятельности составила всего 646 млн руб., но даже в ней учитываются доходы от выбытия дочерних компаний. На операционном уровне завод наращивает убытки.

В пятницу АвтоВАЗ опубликовал финансовые результаты по МСФО за первое полугодие. Выручка от реализации увеличилась на 8,5%, до 89,2 млрд руб., чистая прибыль – более чем в четыре раза, до 27,4 млрд руб. Это произошло в первую очередь благодаря дисконтированию беспроцентных займов "Ростехнологий", которые завод получил в кризис в качестве господдержки. "Финансовый результат группы АвтоВАЗ сформировался за счет прибыли от основной деятельности в сумме 0,7 млрд руб. и дохода от дисконтирования беспроцентных займов в сумме 26,7 млрд руб.",– говорится в сообщении АвтоВАЗа.

В отчете поясняется, что в июне АвтоВАЗ подписал с "Ростехнологиями" соглашения, "которые продлевают сроки погашения займов общей номинальной стоимостью 52,3 млрд руб. до 2032 года". Это было одним из условий сделки по продаже контрольного пакета АвтоВАЗа альянсу Renault-Nissan. "Новое финансовое обязательство дисконтировано с использованием действующей рыночной процентной ставки по аналогичным инструментам в размере 12,6%",– говорится в отчете АвтоВАЗа.

Эффект от дисконтирования отражался в прибыли АвтоВАЗа и в прошлом году, но был значительно меньше. По итогам первого полугодия 2011 года он составил 6,8 млрд руб., за весь год – 11,3 млрд руб. "Позитивные финансовые результаты АвтоВАЗа за первое полугодие 2012 года вновь сформировались не за счет операционной деятельности, а в основном за счет разовых эффектов",– отмечает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Помимо дохода от дисконта завод получил еще 2,5 млрд руб. "от выбытия дочерних и зависимых обществ". Кроме того, отмечает аналитик, еще 880 млн руб. пришлось на долю завода в прибыли "зависимых обществ", то есть в первую очередь в СП с GM "Джи Эм-АвтоВАЗ".

Валовая прибыль АвтоВАЗа от реализации снизилась в январе–июне на 12%, до 9,4 млрд руб. "Но административные расходы и расходы по продаже продукции выросли и составили 10,7 млрд руб., таким образом, без учета дисконтирования и учета прибыли от выбытия дочерних обществ завод получил бы 1,2 млрд руб. операционного убытка",– подсчитал Михаил Пак из "Атона". На АвтоВАЗе рост расходов объясняют индексированием зарплат и увеличением количества новых специалистов из альянса Renault-Nissan, которые "активно участвуют в модернизации завода". "Без дисконта по сравнению с прошлым годом операционный убыток завода даже увеличился бы, поскольку в первом полугодии 2011 года без эффекта от дисконтирования он составлял 358 млн руб.",– отмечает Михаил Пак.

"Достаточно слабые результаты АвтоВАЗа от основной деятельности вполне предсказуемы – продажи завода падали все первое полугодие",– отмечает Владимир Беспалов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), они снизились за полгода на 14%, до 250,7 тыс. машин. Это признают и на самом АвтоВАЗе, объясняя снижение валовой прибыли "завершением программы утилизации". При этом продажи новой модели Lada Granta, которая должна поддержать продажи завода в первом полугодии, были ниже целевых показателей.

"Во втором полугодии начала продаваться новая модель Largus, а продажи Granta достигли 14 тыс. машин в месяц, и главный вопрос в том, удастся ли АвтоВАЗу за счет этого улучшить ситуацию с прибылью от основной деятельности и рентабельностью",– говорит Владимир Беспалов. По его подсчетам, рентабельность завода по EBITDA, "очищенная от разовых эффектов", составила 2,4%. По мнению Михаила Пака, она на уровне 3,2% против 5% годом ранее. У других российских производителей ситуация гораздо лучше: "Соллерс" по итогам первого полугодия удалось выйти на докризисные 12,7% рентабельности по EBITDA, группе ГАЗ – на 11%, а КамАЗу – на 9,7%. По мнению Михаила Пака, объяснить такой большой разрыв только тем, что заводы работают в разных сегментах рынка, нельзя, причина в неэффективности работы АвтоВАЗа.

«Коммерсант»