АВТОСТАТ | Chevrolet Niva доедет до свободной зоны

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

24.09.12Прочитали 137 раз

Chevrolet Niva доедет до свободной зоны

СП GM и АвтоВАЗа "Джи Эм-АвтоВАЗ" вложит $200 млн в расширение производственных мощностей до 120 тыс. машин в год. Для этого на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) "Тольятти" будут построены новые прессовое и кузовное производства. Но в 2011 году в России было продано всего 54 тыс. Chevrolet Niva, и аналитики считают, что пока расширение мощностей "не совсем оправданно" с точки зрения рынка. По их мнению, АвтоВАЗ может перевести на новые производства часть своих сотрудников, а также на первом этапе закупать у СП комплектующие, экономя за счет льгот ОЭЗ.

Совет директоров "Джи Эм-АвтоВАЗ" в пятницу утвердил инвестпроект расширения производственных мощностей для выпуска нового поколения Chevrolet Niva. Компания планирует к 2015 году запустить на территории ОЭЗ "Тольятти" прессовое и кузовное производства, а также инженерную лабораторию. Проект будет финансироваться из собственных средств; общий объем вложений, включая разработку новой модели, составит около $200 млн. К 2015 году мощность "Джи Эм-АвтоВАЗ" должна увеличиться с нынешних 98 тыс. автомобилей в год до 120 тыс.

В Минэкономики считают, что с созданием производств "Джи Эм-АвтоВАЗ" в ОЭЗ "появится якорный резидент". В ОАО ОЭЗ пояснили "Ъ", что льготы зоны получит не все СП, а именно юридическое лицо, которое будет управлять данным инвестиционным проектом. Пока статуса резидента ОЭЗ оно не получило, но "в ближайшее время "Джи Эм-АвтоВАЗ" приступит к оформлению документов". Резиденты ОЭЗ освобождаются на первые пять лет с момента выкупа участка от уплаты земельного и транспортного налогов и на десять – от уплаты налога на имущество с момента его регистрации. Кроме того, до конца 2018 года налог на прибыль в ОЭЗ составляет 2%. Резиденты зоны не платят и таможенные пошлины при ввозе оборудования и комплектующих на ее территорию. Пока в ОЭЗ "Тольятти", которая была создана в 2010 году рядом с АвтоВАЗом, зарегистрировано пять компаний. Из них строительство завода пока начала только российско-словенская ТПВ РУС, которая будет производить сиденья для Lada Granta.

У GM масштабные планы развития в России – автоконцерн намерен инвестировать в расширение мощностей около $1 млрд. Кроме "Джи Эм-АвтоВАЗ" деньги пойдут на удвоение мощностей собственного завода GM в Петербурге (до 230 тыс. машин в год). Скорее всего, GM продолжит сотрудничество и с калининградским "Автотором", который объявил о создании в области "автомобильного кластера" мощностью 350 тыс. автомобилей в год.

В 2011 году Chevrolet Niva была самой продаваемой в России моделью Chevrolet; по объему продаж она опередила Lacetti. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2011 году в России было продано 54,4 тыс. Chevrolet Niva, то есть 31% от общего объема продаж Chevrolet; доля продаж Lacetti составила 24% (42,1 тыс. машин). При этом АвтоВАЗу удалось продать больше собственных внедорожников Lada 4х4 (в прошлом "Нива") – 60,7 тыс. автомобилей. Но в январе–августе 2012 года Chevrolet Niva обогнала Lada 4х4 – ее продажи составили 38,9 тыс. автомобилей (рост на 25%), а собственной модели АвтоВАЗа – 35,4 тыс. машин (падение на 8%). Chevrolet Niva в зависимости от комплектации стоит от 444 тыс. до 541 тыс. руб., а Lada 4х4 – от 333 тыс. до 373 тыс. руб.

"Продажи Chevrolet Niva растут, но до сих пор не достигли нынешнего уровня производственной мощности "Джи Эм-АвтоВАЗ" и вряд ли вырастут до 120 тыс. к 2015 году, поэтому расширение мощностей кажется не совсем оправданным с точки зрения рынка",– считает Михаил Пак из "Атона". Он отмечает, что сейчас сварка и финишная сборка кузова Chevrolet Niva осуществляется на АвтоВАЗе и с созданием собственного кузовного цеха "туда могут быть переведены часть сотрудников завода, что позволит ему оптимизировать расходы". Сейчас на "Джи Эм-АвтоВАЗ" работает около 1,4 тыс. человек, но в пресс-релизе компании говорится, что с запуском новых производств "дополнительно будет создано не менее 1,5 тыс. рабочих мест".

Кроме того, отмечает Михаил Пак, учитывая низкий налог на прибыль в рамках ОЭЗ, "Джи Эм-АвтоВАЗ" "может использовать различные ценовые схемы закупок, чтобы оптимизировать налогооблагаемую базу, например, покупать у нового юридического лица, которое явно будет его дочерней структурой, кузова и другие комплектующие дороже". Учитывая, что мощности на первом этапе, скорее всего, не будут полностью загружены исключительно производствами для Niva Chevrolet, добавляет аналитик, закупку деталей, например у прессового производства, по такой же схеме может осуществлять и сам АвтоВАЗ.

«Коммерсант»