АВТОСТАТ | Subaru идет на разгон

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

20.09.12Прочитали 62 раз

Subaru идет на разгон

Subaru стремится опровергнуть тезис, что небольшим автопроизводителям сейчас трудно выживать на глобализирующемся мировом автомобильном рынке. В течение нескольких лет эта небольшая по мировым масштабам японская компания планирует увеличить объемы производства на треть.

Японский автопроизводитель Subaru намерен серьезно увеличить производство. Если в прошлом году компания в общей сложности произвела 617 тыс. автомобилей, а в этом году рассчитывает продать во всем мире 630 тыс., то, согласно обнародованному пятилетнему плану развития, к 2016 году предполагается производить 900 тыс. машин. А далее, еще в течение нескольких лет, ежегодное производство должно достигнуть 1 млн автомобилей.

Эти заявления Subaru контрастируют с не очень позитивным настроем других участников мирового автомобильного рынка – некоторые из них в ожидании второй волны финансового кризиса говорят о спаде продаж и даже закрывают заводы. Subaru же не входит даже в первую десятку крупнейших мировых автопроизводителей, объемы ее производства более чем в десять раз ниже, чем у ведущих мировых автогигантов. За счет чего она рассчитывает на разгон продаж?

Найти свою нишу

Subaru – пример того, как небольшой по мировым меркам автомобильной компании удалось занять определенную рыночную нишу и найти своего покупателя.

С самого начала своего появления Subaru пришлось бороться за выживание – ведь одно дело, если ты ежегодно производишь несколько миллионов автомобилей и за счет большого объема можешь сокращать издержки производства, и другое – когда объемы выпуска ограничиваются сотнями тысяч, себестоимость продукции выше и выжить в конкурентной борьбе сложнее.

Автомобили под маркой Subaru начали выпускаться в Японии еще в середине 1950-х, тогда Subaru была автомобильным подразделением концерна Fuji Heavy Industries, который специализируется на выпуске машиностроительной продукции.

Пытаясь оставаться на плаву, Subaru вступала в альянсы с рядом крупных автопроизводителей. В 1968 году 20% акций Subaru были куплены компанией Nissan. В те времена две компании активно обменивались технологиями – например, в первом поколении известного внедорожника Nissan Pathfinder использовалась автоматическая коробка передач от Subaru.

В 1999 году, когда происходил процесс слияния Nissan и Renault, принадлежащий Nissan 20-процентный пакет акций Subaru был продан General Motors. В период сотрудничества с крупнейшей американской автомобильной компанией, например, Subaru Forester в Индии продавался под маркой Chevrolet Forester, а Opel Zafira в Японии – как Subaru Traviq.

В 2005 году Toyota приобрела у General Motors около 9% акций Subaru. А General Motors, в свою очередь, продал оставшиеся акции Subaru на открытом рынке. Позже Toyota довела свою долю в Subaru до 16,5%. Сейчас Subaru активно сотрудничает с Toyota, но при этом старается держаться независимо и не потерять индивидуальность.

Subaru удалось сделать так, что ее продукция выделяется на рынке и имеет многочисленных поклонников. Начать хотя бы со знаменитого полного привода. Все модели этой марки (за исключением последней BRZ) имеют полный привод. Так что в представлении покупателей машины Subaru ассоциируются с повышенной проходимостью, что особенно ценится, например, в России.

Вторая отличительная черта продукции компании – ее оппозитный двигатель. Такой двигатель, в котором угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов, в свое время был распространен в мировом автомобилестроении. Например, именно такой тип мотора имел самый массовый в истории автомобиль Volkswagen «Жук». Однако со временем этот вид силового агрегата стал редкостью, прежде всего потому, что его очень неудобно обслуживать и ремонтировать.

Тем не менее Subaru продолжает делать ставку именно на оппозитный мотор. Да, у него большой недостаток в плане сложности обслуживания: чтобы провести элементарную операцию вроде замены свечей, надо разобрать почти половину моторного отсека. Но, с другой стороны, низкое расположение оппозитного мотора создает у автомобиля низкий центр тяжести, что серьезно улучшает его управляемость.

Вдобавок компания на протяжении многих лет успешно участвует в мировых автогонках, и все это в совокупности привело к тому, что в глазах массового покупателя у Subaru сложился имидж спортивной, надежной, проходимой машины. Немногие другие автомобильные марки могут похвастаться кругом столь восторженных и активных поклонников: так называемые субаристы, в том числе в России, регулярно устраивают слеты, соревнования и другие мероприятия, всячески подчеркивая свою принадлежность к касте владельцев автомобилей Subaru.

Дорогие мои

Увеличивать объемы производства Subaru рассчитывает, в частности, путем расширения модельного ряда. Сейчас он насчитывает свыше десятка моделей. В России компания продает семь моделей, ориентированных на различные рыночные сегменты. Это компактная Impreza, новый компактный кроссовер XV, вместительные универсалы повышенной проходимости Forester и Outback, комфортный седан Legacy, полноразмерный внедорожник Tribeca и, наконец, известные спортивные модели WRX и WRX STI.

Популярность моделей Subaru в России распределена следующим образом: из 7 тыс. проданных в первом полугодии этого года машин более половины (3,8 тыс.) пришлось на Forester, примерно четверть всех продаж сделал Outback (1,5 тыс.). На третье место по популярности сейчас вырвалась новинка – вышеупомянутый кроссовер XV. В мире, особенно в России, этот тип автомобилей сегодня пользуется повышенным потребительским вниманием. И Subaru со своим XV, похоже, поймала волну этого спроса – за первые полгода в России продано около 1,3 тыс. XV.

Самая же свежая новинка от Subaru на российском рынке – обновленная Impreza. Эта машина демонстрирует, что при сохраненном полном приводе и спортивном духе Subaru все же берет курс на то, чтобы делать свои автомобили более комфортными. У новой модели увеличилось внутреннее пространство, более мягкой и комфортной стала подвеска, улучшилась отделка. Правда, цена нового седана получается кусачей – от миллиона рублей. В российском представительстве Subaru осознают, что новая Impreza, возможно, будет пользоваться не столь высоким спросом, однако поклонникам марки важно дать выбор – в России немало автолюбителей предпочитают кузов седан, и им как раз подойдет новая Impreza, хотя, скорее всего, большинство выберут более практичную и проходимую модель XV, которая стоит примерно столько же.

Вообще, дороговизна Subaru в России – серьезный фактор, сдерживающий продажи. Судите сами: популярный универсал повышенной проходимости Outback в приличной комплектации сейчас стоит полтора миллиона рублей – это столько же или даже дороже, чем, скажем, компактный внедорожник от Toyota, Nissan или Volkswagen. Но тем не менее это не мешает Subaru наращивать продажи: в кризис они пострадали, но за последние три года выросли на треть, до 12,5 тыс. машин.

Нового толчка для развития в компании ждут от выхода на российский рынок этой осенью спорткара BRZ. В отличие от других моделей Subaru BRZ имеет только задний привод и оснащена не очень сильным мотором (рабочий объем – 2 л, мощность – 200 л. с.), однако вокруг машины уже возник ажиотаж. Недавно продажи BRZ официально начались в Австралии, и годовая квота на эту страну была раскуплена в интернете всего за несколько часов. В российском представительстве Subaru говорят, что из-за высокого спроса на мировых рынках квота на Россию поначалу будет небольшой – всего 60 автомобилей. При достаточно привлекательной розничной цене в России (1,4 млн рублей) первую партию BRZ российские дилеры, скорее всего, распродадут очень быстро. 

«Эксперт-Авто»

Теги: subaru