АВТОСТАТ | Renault-Nissan поворачивает руль на себя

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

17.09.12Прочитали 156 раз

Renault-Nissan поворачивает руль на себя

Проект по созданию в России совместного автокредитного банка альянса Renault-Nissan и группы Unicredit постепенно приобретает очертания. Главную роль в этом партнерстве – как в организационном, так и финансовом отношении – будет играть автоальянс. У его финансового подразделения RCI Banque 60-процентная доля в проекте, обязанности по финансированию его текущей деятельности и планы по работе с коллекторами. У группы Unicredit в проекте роль миноритарного акционера.

Как рассказали "Ъ" несколько участников коллекторского и банковского рынков, RCI Banque – глобальное финансовое подразделение автоальянса Renault-Nissan – подыскивает себе партнера среди коллекторов. По словам собеседников "Ъ", предложение о сотрудничестве направлено сразу нескольким крупным коллекторским агентствам. Как говорится в документе (имеется в распоряжении "Ъ"), "банк планирует завершить отбор потенциальных партнеров в четвертом квартале 2012 года; начало операционной деятельности планируется на первый квартал 2013 года".

Сейчас RCI Banque работает на российском рынке через дочернюю финансовую компанию RN Finance Rus, которая в партнерстве с Юникредит-банком предлагает кредиты на автомобили Renault-Nissan. По словам источников "Ъ", тот факт, что предложение коллекторам исходит не от этих структур, а именно от RCI Banque, свидетельствует, что речь идет о передаче коллекторам будущих плохих кредитов создающегося сейчас совместно RCI Banque и группой Unicredit нового автокредитного банка. Как ранее сообщалось, он в виде совместного предприятия (СП) будет организован на базе банка "Сибирь", дочерней структуры российского Юникредит-банка.

Предложение RCI Banque к коллекторам характеризует распределение функционала и полномочий внутри будущего СП, указывают собеседники "Ъ", знакомые с планами его участников. Так, кредиты будущий совместный банк будет выдавать исключительно на деньги RCI Banque. Группа Unicredit будет присутствовать в СП лишь в качестве акционера с долей 40% и поставщика технологий. Основной выгодой для Unicredit от этого партнерства будут всего лишь дивиденды, в то время как для RCI Banque – еще и доходы от автокредитования. При этом кредитование самого Юникредит-банка в дилерской сети Renault, Nissan и Infiniti после запуска СП будет свернуто, рассказал источник "Ъ", знакомый с планами создателей СП. Сейчас Юникредит-банк – основной партнер Renault-Nissan по кредитным программам в России. Таким образом, постепенно сбываются прогнозы экспертов о том, что выход на российский рынок кэптивных банков зарубежных автоконцернов может сократить долю российских игроков в сегменте автокредитования.

В RCI Banque и группе Unicredit от комментариев отказались. Так же поступили в Юникредит-банке, сославшись на соглашение о конфиденциальности.

Судя по умеренным плановым объемам сотрудничества автокредитного банка альянса Renault-Nissan с коллекторами, осваиваться на российском автокредитном рынке новый игрок будет постепенно. Так, согласно предложению для коллекторов, на 2013 год запланирована передача коллекторам 1200 плохих долгов на сумму 90 млн руб. (судя по сумме передаваемых кредитов, речь идет о передаче их просроченной части). К 2015 году объем передаваемой просроченной задолженности должен увеличиться до 190 млн руб. (2,5 тыс. договоров). Передавать долги планируется с 90-го дня возникновения просрочки.

Впрочем, несмотря на не слишком большой объем планируемых к передаче плохих долгов, коллекторы в таком сотрудничестве заинтересованы. "Речь в данном случае идет о залоговых кредитах, эффективность взыскания по которым на этапе свыше 90 дней по агентской схеме у нас достигает 70%",– говорит гендиректор коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров. По его словам, всего коллекторам передается до 20% от общего объема плохих долгов автобанков, остальные 80% включают в себя техническую просрочку или успешно взыскиваются самим банком. В то же время оценить, какова будет эффективность взыскания плохих долгов будущего автобанка, участники рынка затруднились. "Сотрудничество коллекторов с автобанками пока довольно ограниченно,– отмечает гендиректор коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Докучаева.– Ни один из шести таких игроков не входит даже в топ-100 российских банков по активам: просрочки, тем более такой, которую они готовы были бы передавать коллекторам, у них немного".

На данный момент на российском рынке – шесть кэптивных банков – "дочек" зарубежных автоконцернов: Тойота-банк (Toyota), Мерседес-Бенц Банк Рус (Daimler), БМВ-банк (BMW), "ПСА Финанс Рус" (Peugeot Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей (Mitsubishi), Фольксваген Банк Рус (Volkswagen).

«Коммерсант»