Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Машина на автопилоте

Мировые автопроизводители вплотную подошли к установке на серийные автомобили функций автопилота. Испытания этих систем проходят успешно.

Автомобиль едет по дороге без участия водителя – эта фантастическая картина скоро станет реальностью. Ведущие автоконцерны активно разрабатывают системы, позволяющие машине самостоятельно разгоняться, тормозить и даже маневрировать без участия человека.

Развитие функций автопилота в мировом автопроме идет по трем основным направлениям. Первый и самый простой тип основан на электронных системах, которые уже давно работают в серийных автомобилях.

Система такого плана – Traffic Jam Assist («Система помощи в пробках») – недавно была представлена журналистам инженерами Ford в европейском исследовательском центре компании в немецком Аахене. Оснащенный такой системой автомобиль может двигаться в плотном дорожном потоке без участия водителя: машина сама остановится, если остановился впереди идущий автомобиль, сама начнет набирать скорость, когда двинется поток. Наконец, машина сама поворачивает вслед за изгибом дороги. Водитель при этом может сидеть на своем месте скрестив руки и не касаясь ни руля, ни педалей, ни каких-либо других рычагов управления.

При всей кажущейся революционности такой системы, по сути, в ней нет ничего принципиально нового. Traffic Jam Assist работает на основе двух уже внедренных в массовое производство электронных функций. Первая – активный круиз-контроль, когда, получая данные с радара, машина сама притормаживает или разгоняется в соответствии с режимом движения впереди идущего автомобиля. Вторая – так называемая Lane Assist – система слежения за дорожной разметкой, когда по сигналу оптического датчика машина может подруливать и возвращаться в свой ряд, если она вдруг начала пересекать дорожную линию. Обе эти функции уже давно доступны на автомобилях даже массового класса, их работу просто объединили, чтобы машина сама ориентировалась в пробке.

С функцией Traffic Jam Assist от Ford машина может самостоятельно двигаться со скоростью до 50–60 км/ч, а полная остановка будет происходить на расстоянии трех метров до впереди идущего транспорта. Впрочем, создатели новой системы говорят, что полностью расслабляться и, скажем, читать газету за рулем водителю все же не стоит. «Мы подчеркиваем, что новая система лишь помогает водителю, а не заменяет его, – говорит Вей Торстен, инженер Ford. – Используя ее, водитель не должен отвлекаться, ему нужно продолжать следить за дорогой, чтобы в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки».

Представители Ford говорят, что автопилот для пробок появится на серийных автомобилях в течение ближайших двух-трех лет. Помимо Ford над внедрением подобных систем работают многие другие автомобильные компании. В частности, об аналогичных разработках говорят в премиальной немецкой тройке – Audi, BMW и Mercedes-Benz. Так, представители Audi заявляют, что их новая система с таким же названием, Traffic Jam Assist, уже в течение ближайшего года появится на обновленном флагмане марки –Audi A8.

Последние системы автопилота не только могут работать в пробках, но и готовы брать на себя управление при движении на скоростных трассах. Например, об успешном испытании Temporary Auto Pilot («Временный автопилот») рапортует концерн Volkswagen. «Временный автопилот» работает по тому же принципу, что и Traffic Jam Assist, то есть на основе действия активного круиз-контроля и системы слежения за разметкой, и позволяет водителю быть свободным от управления на весьма приличной скорости – до 130 км/ч.

Одновременно инженеры пытаются интегрировать системы автопилота с системами спутниковой навигации – так автоматика будет более точно управлять автомобилем. Например, о подобных разработках заявляют представители Cadillac – их Super Cruise будет интегрироваться с данными спутниковой навигации. На серийных автомобилях она появится предположительно в 2015 году.

В разработку систем автоматического управления автомобилем сейчас включены не только автопроизводители, но и представители других высокотехнологичных компаний. Например, Google заявляет о том, что проводит успешное испытание машины-робота, которая самостоятельно может передвигаться по дорогам с использованием навигационных карт, а также с применением радаров и камер наблюдения. В Google говорят, что их машина без участия человека преодолела по дорогам США уже более полутора тысяч километров, правда, для подстраховки за рулем всегда сидит водитель.

На электронной сцепке

Более надежны автопилоты второго типа. Их работа основана на слежении за впереди идущим автомобилем. Недавно Volvo заявила об успешном испытании на дорогах общего пользования системы SARTRE (Safe Road Trains for the Environment – «Экологически чистые автоколонны»).

Суть метода в том, что автомобиль как бы управляется впереди идущей машиной. По замыслу разработчиков, это должно выглядеть так: водитель приближается к впереди идущему автомобилю, ждет, когда активируется система, и с помощью беспроводных устройств автомобиль оказывается на своеобразной электронной сцепке – то есть точно следует за передней машиной.

Представители Volvo заявляют, что такая версия автопилота более безопасна и удобна. По их словам, водитель в этом случае может полностью довериться системе и не следить за дорогой. В пути он запросто может листать газету, смотреть видео или печатать на ноутбуке. Точные сроков появление новой системы на серийных машинах в компании пока не называют, но говорят, что это может произойти в течение нескольких ближайших лет.

Наконец, третий и, пожалуй, самый эффективный тип систем управления машиной без водителя построен на том, что автомобиль будет сам активно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, а также с дорожной инфраструктурой.

Над такими системами, которые условно называются коммуникациями vehicle-to-vehicle («машина-к-машине») или vehicle-to-infrasructure («машина-к-инфраструктуре») работают почти все ведущие мировые автоконцерны. Например, General Motors заявляет, что элементы этой системы могут появиться к 2020 году.

Все машины на дороге, а также светофоры, пешеходные переходы и другие объекты дорожной инфраструктуры получат специальные датчики, которые будет оперативно обмениваться сведениями. В этом случае приближающаяся к перекрестку машина сможет сама притормозить, если, скажем, получит информацию, что на перекресток резко выскакивает другой автомобиль. Или же приближающаяся к светофору машина сама может «понять», успеет ли она пересечь перекресток до того, как загорится красный свет. И в зависимости от этого автомобиль притормозит или, наоборот, слегка ускорит движение.

Безусловно, такой подход к освобождению водителя от управления автомобилем – самый безопасный. Однако понятно, что он потребует больших затрат и времени на установку датчиков на сами машины и на всю дорожную инфраструктуру. Но эти усилия будут вполне оправданны – например, в Японии, в так называемом Toyota-City (производственном центре близ города Нагоя), инженеры ведущей японской автомобильной компании уже создали экспериментальную площадку, где машины вполне успешно передвигаются без участия водителя, получая данные от установленных на дороге датчиков. Человеку остается только сесть в машину в роли пассажира, а до места его доставит автомобиль-робот.

Ну а что касается Ford, то помимо системы автопилота в пробке компания в своем европейском научном центре представила еще ряд интересных новых разработок. Это, например, кресло, в которое встраиваются датчики, способные отслеживать частоту сердцебиения человека и таким образом следить за кардиологическими показателями его здоровья. Если данные не лучшие, может последовать предупреждающий сигнал или машина сама может отправить тревожное сообщение лечащему врачу.

Наконец, на презентации в Аахене Ford объявил, что первым в Европе начинает оснащать сиденья задних пассажиров надувными ремнями. На таком новом ремне безопасности крепится подушка, которая в случае аварии моментально надувается. Площадь соприкосновения тела с ремнем увеличивается, и снижается риск получения травмы. Ford уже более года устанавливает такие ремни на своих машинах в США, где они пользуются большим спросом. В Европе же первые надувные ремни будут устанавливаться на обновленную модель Ford Mondeo, премьера которой состоится на Парижском автосалоне осенью.

«Эксперт-Авто»

02.08.12 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 29 ноября 2016 Езда не стоит свеч («Российская газета»)

    Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.

    подробнее
  • 18 ноября 2016 Audi похоронит конвейер (Авторамблер)

    Вместо привычного конвейера компания Audi будет применять специальную схему производства автомобилей, основанную на отдельных модулях. Об сообщили «Авторамблеру» в Audi.

    подробнее
  • 7 октября 2016 Плюс электрификация всей страны («Коммерсант»)

    Электромобили чем-то напоминают коммунизм – это светлое будущее, которое почему-то никак не может наступить. Появившись примерно в то же время, что и машины с двигателем внутреннего сгорания, электрические машины проиграли конкуренцию и весь XX век оставались на вторых ролях. Затем вроде бы начали возрождаться, но до сих пор не сумели занять сколько-нибудь существенную часть рынка.

    подробнее