Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Инфографика

Лидеры рынка автомобилей с пробегом в федеральных округах

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Машина на автопилоте

Мировые автопроизводители вплотную подошли к установке на серийные автомобили функций автопилота. Испытания этих систем проходят успешно.

Автомобиль едет по дороге без участия водителя – эта фантастическая картина скоро станет реальностью. Ведущие автоконцерны активно разрабатывают системы, позволяющие машине самостоятельно разгоняться, тормозить и даже маневрировать без участия человека.

Развитие функций автопилота в мировом автопроме идет по трем основным направлениям. Первый и самый простой тип основан на электронных системах, которые уже давно работают в серийных автомобилях.

Система такого плана – Traffic Jam Assist («Система помощи в пробках») – недавно была представлена журналистам инженерами Ford в европейском исследовательском центре компании в немецком Аахене. Оснащенный такой системой автомобиль может двигаться в плотном дорожном потоке без участия водителя: машина сама остановится, если остановился впереди идущий автомобиль, сама начнет набирать скорость, когда двинется поток. Наконец, машина сама поворачивает вслед за изгибом дороги. Водитель при этом может сидеть на своем месте скрестив руки и не касаясь ни руля, ни педалей, ни каких-либо других рычагов управления.

При всей кажущейся революционности такой системы, по сути, в ней нет ничего принципиально нового. Traffic Jam Assist работает на основе двух уже внедренных в массовое производство электронных функций. Первая – активный круиз-контроль, когда, получая данные с радара, машина сама притормаживает или разгоняется в соответствии с режимом движения впереди идущего автомобиля. Вторая – так называемая Lane Assist – система слежения за дорожной разметкой, когда по сигналу оптического датчика машина может подруливать и возвращаться в свой ряд, если она вдруг начала пересекать дорожную линию. Обе эти функции уже давно доступны на автомобилях даже массового класса, их работу просто объединили, чтобы машина сама ориентировалась в пробке.

С функцией Traffic Jam Assist от Ford машина может самостоятельно двигаться со скоростью до 50–60 км/ч, а полная остановка будет происходить на расстоянии трех метров до впереди идущего транспорта. Впрочем, создатели новой системы говорят, что полностью расслабляться и, скажем, читать газету за рулем водителю все же не стоит. «Мы подчеркиваем, что новая система лишь помогает водителю, а не заменяет его, – говорит Вей Торстен, инженер Ford. – Используя ее, водитель не должен отвлекаться, ему нужно продолжать следить за дорогой, чтобы в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки».

Представители Ford говорят, что автопилот для пробок появится на серийных автомобилях в течение ближайших двух-трех лет. Помимо Ford над внедрением подобных систем работают многие другие автомобильные компании. В частности, об аналогичных разработках говорят в премиальной немецкой тройке – Audi, BMW и Mercedes-Benz. Так, представители Audi заявляют, что их новая система с таким же названием, Traffic Jam Assist, уже в течение ближайшего года появится на обновленном флагмане марки –Audi A8.

Последние системы автопилота не только могут работать в пробках, но и готовы брать на себя управление при движении на скоростных трассах. Например, об успешном испытании Temporary Auto Pilot («Временный автопилот») рапортует концерн Volkswagen. «Временный автопилот» работает по тому же принципу, что и Traffic Jam Assist, то есть на основе действия активного круиз-контроля и системы слежения за разметкой, и позволяет водителю быть свободным от управления на весьма приличной скорости – до 130 км/ч.

Одновременно инженеры пытаются интегрировать системы автопилота с системами спутниковой навигации – так автоматика будет более точно управлять автомобилем. Например, о подобных разработках заявляют представители Cadillac – их Super Cruise будет интегрироваться с данными спутниковой навигации. На серийных автомобилях она появится предположительно в 2015 году.

В разработку систем автоматического управления автомобилем сейчас включены не только автопроизводители, но и представители других высокотехнологичных компаний. Например, Google заявляет о том, что проводит успешное испытание машины-робота, которая самостоятельно может передвигаться по дорогам с использованием навигационных карт, а также с применением радаров и камер наблюдения. В Google говорят, что их машина без участия человека преодолела по дорогам США уже более полутора тысяч километров, правда, для подстраховки за рулем всегда сидит водитель.

На электронной сцепке

Более надежны автопилоты второго типа. Их работа основана на слежении за впереди идущим автомобилем. Недавно Volvo заявила об успешном испытании на дорогах общего пользования системы SARTRE (Safe Road Trains for the Environment – «Экологически чистые автоколонны»).

Суть метода в том, что автомобиль как бы управляется впереди идущей машиной. По замыслу разработчиков, это должно выглядеть так: водитель приближается к впереди идущему автомобилю, ждет, когда активируется система, и с помощью беспроводных устройств автомобиль оказывается на своеобразной электронной сцепке – то есть точно следует за передней машиной.

Представители Volvo заявляют, что такая версия автопилота более безопасна и удобна. По их словам, водитель в этом случае может полностью довериться системе и не следить за дорогой. В пути он запросто может листать газету, смотреть видео или печатать на ноутбуке. Точные сроков появление новой системы на серийных машинах в компании пока не называют, но говорят, что это может произойти в течение нескольких ближайших лет.

Наконец, третий и, пожалуй, самый эффективный тип систем управления машиной без водителя построен на том, что автомобиль будет сам активно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, а также с дорожной инфраструктурой.

Над такими системами, которые условно называются коммуникациями vehicle-to-vehicle («машина-к-машине») или vehicle-to-infrasructure («машина-к-инфраструктуре») работают почти все ведущие мировые автоконцерны. Например, General Motors заявляет, что элементы этой системы могут появиться к 2020 году.

Все машины на дороге, а также светофоры, пешеходные переходы и другие объекты дорожной инфраструктуры получат специальные датчики, которые будет оперативно обмениваться сведениями. В этом случае приближающаяся к перекрестку машина сможет сама притормозить, если, скажем, получит информацию, что на перекресток резко выскакивает другой автомобиль. Или же приближающаяся к светофору машина сама может «понять», успеет ли она пересечь перекресток до того, как загорится красный свет. И в зависимости от этого автомобиль притормозит или, наоборот, слегка ускорит движение.

Безусловно, такой подход к освобождению водителя от управления автомобилем – самый безопасный. Однако понятно, что он потребует больших затрат и времени на установку датчиков на сами машины и на всю дорожную инфраструктуру. Но эти усилия будут вполне оправданны – например, в Японии, в так называемом Toyota-City (производственном центре близ города Нагоя), инженеры ведущей японской автомобильной компании уже создали экспериментальную площадку, где машины вполне успешно передвигаются без участия водителя, получая данные от установленных на дороге датчиков. Человеку остается только сесть в машину в роли пассажира, а до места его доставит автомобиль-робот.

Ну а что касается Ford, то помимо системы автопилота в пробке компания в своем европейском научном центре представила еще ряд интересных новых разработок. Это, например, кресло, в которое встраиваются датчики, способные отслеживать частоту сердцебиения человека и таким образом следить за кардиологическими показателями его здоровья. Если данные не лучшие, может последовать предупреждающий сигнал или машина сама может отправить тревожное сообщение лечащему врачу.

Наконец, на презентации в Аахене Ford объявил, что первым в Европе начинает оснащать сиденья задних пассажиров надувными ремнями. На таком новом ремне безопасности крепится подушка, которая в случае аварии моментально надувается. Площадь соприкосновения тела с ремнем увеличивается, и снижается риск получения травмы. Ford уже более года устанавливает такие ремни на своих машинах в США, где они пользуются большим спросом. В Европе же первые надувные ремни будут устанавливаться на обновленную модель Ford Mondeo, премьера которой состоится на Парижском автосалоне осенью.

«Эксперт-Авто»

02.08.12
 

Новости на эту тему

  • 20 февраля 2017 Новая LADA 4х4 получит брутальный дизайн

    Дизайн следующего поколения внедорожника LADA 4х4, вероятнее всего, будет вписан в новый Х-образный стиль линейки АВТОВАЗа. Об этом «Ленте.ру» рассказал президент компании Николя Мор, отметив, что «стиль Х», впервые использованный в дизайне LADA Vesta, – часть новой идентичности бренда.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Электробус производства «Группы ГАЗ» вышел на маршрут в Москве

    Российский электробус, испытания которого проводятся на базе ГУП "Мосгортранс", будет курсировать по одному из центральных маршрутов столицы. Об этом агентству "ТАСС" сообщили в пресс-службе ГУП "Мосгортранс".

    подробнее
  • 31 января 2017 АВТОВАЗ раскрыл первые подробности о новой LADA 4x4

    АВТОВАЗ раскрыл первые подробности о реализации проекта LADA 4x4 нового поколения. В настоящее время компания изучает оптимальные варианты платформы для этого автомобиля. В том числе, с возможной архитектурой поперечного силового агрегата, что является глобальной тенденцией в сегменте 4x4/SUV с двигателями мощностью до 200 л.с.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 8 февраля 2017 Шеви Нива-2 в заложниках: что происходит с новым внедорожником? («Авторевю»)

    В конце января ленты автоновостей с особым размахом полоскали тему новой Шеви Нивы. Инсайдерские сообщения ее размораживали («правительство одобрило кредит!), а официальные опровержения тут же замораживали снова: денег пока все-таки нет. Решение дать госгарантии на проект объявляли уже принятым, но никто его в итоге не видел. Согласования шли-шли – но никуда не приходили. Ну и так далее.

    подробнее
  • 25 января 2017 Беспилотные автомобили усугубят пробки («Коммерсант»)

    Согласно выводам Международного союза общественного транспорта, увеличение на дорогах количества беспилотных автомобилей непременно приведет к росту дорожных заторов. По мнению экспертов союза, беспилотные технологии не должны развиваться в ущерб общественному транспорту, который способен перевозить большие массы людей и освобождать городские дороги от избыточного траффика.

    подробнее
  • 27 декабря 2016 Беспилотники не вписались в бюджет («Газета.Ru»)

    Обещанные правительством России внушительные субсидии на развитие беспилотных технологий остались невостребованными. Новаторам сулили выплачивать до 1 млрд рублей в месяц, покрывая до 97% всех издержек. Однако оказалось, что условия для получения «беспилотных» льгот слишком тяжелые и постоянно меняются. Чтобы получить поддержку государства в этом направлении, свои усилия объединили КамАЗ, ГАЗ, НАМИ и «Соллерс».

    подробнее