АВТОСТАТ | Saab реанимируют током

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

09.06.12Прочитали 46 раз

Saab реанимируют током

Новым владельцем компании Saab станет консорциум по производству электромобилей National Electric Vehicle Sweden AB (NEVS). Ранее Saab пытались купить российский олигарх и китайские автоконцерны, которые хотели получить доступ к технологиям шведов. Именно поэтому китайцам Saab так и не продали. Ключевым пакетом NEVS владеет компания из КНР и, вероятно, была создана специально для покупки Saab.

Обанкротившийся Saab продан компании National Electric Vehicle Sweden AB. Об этом сообщила авторитетная шведская газета The Local. Сити-менеджер города Тролльхеттан Аннека Веннерблум, в котором расположено основное производство и штаб-квартира Saab, подтвердила, что соглашение подписано. Она заявила, что пока не знает покупателя, но заметила, что окончательное оформление всех документов должно завершиться на этой неделе.

Шведский автогигант обанкротился еще в прошлом году и 15 месяцев не производит автомобили. Внешние управляющие Saab отказались комментировать информацию о сделке c NEVS. Представители NEVS также не подтверждают факт завершения сделки и отмечают, что лишь подали заявку на приобретение Saab.

О самом NEVS известно немного. Консорциум был зарегистрирован 21 мая этого года с единственной целью: приобрести компанию Saab. На официальном сайте консорциума сказано, что он принадлежит гонконгской компании National Modern Energy Holdings Ltd, которая специализируется на развитии альтернативной энергетики в Китае (51% акций). Вторым акционером является японский венчурный фонд Sun Investment LLC, ориентированный на высокотехнологичных проектах в области экологии (49% акций).

На сайте NEVS нет никакой информации о деятельности компании, зато известно, что ее президентом является экс-глава компании Volvo Trucks Карл-Эрлинг Троген. В конце мая Маттиас Бергман заявлял, что в консорциум входят и другие участники, но отказался назвать их. СМИ сообщали, что, возможно, в NEVS, причем на правах основного акционера, может входить глава второй по величине шведской юридической фирмы Михаэль Кубу.

В конце мае, спустя три дня после регистрации, представитель NEVS Матиас Бергман подтвердил интерес компании к Saab. «Мы сделали заявку и мы хотим купить Saab, чтобы производить машины», – сказал он. Бергман отказался говорить о сумме, которую консорциум предложил за автопроизводителя. Не стал он говорить и о планах бизнес-группы. Представитель NEVS лишь добавил, что, как следует из названия, компания будет заниматься созданием в Швеции электромобилей.

Западные аналитики предполагают, что инвесторы заинтересовались Saab из-за предыдущих разработок компании в области электромобилей. Используя прежние наработки, они рассчитывают выйти на рынок быстрее, чем если бы им пришлось создавать производство с нуля.

Компания Saab Automobile вместе с дочерними предприятиями Saab Tools и Saab Powertrain была объявлена банкротом 19 декабря прошлого года. Без работы остались 3,6 тыс человек. Долги Saab, в том числе и по зарплате, составили около $2 млрд, а активы лишь $500 млн.

Проблемы у шведов начались во время мирового финансового кризиса. Компания стала убыточной, и ее владелец американская General Motors (GM) даже подумывала о ее ликвидации. Спасти Saab удалось благодаря сделке с голландской компанией по производству люксовых автомобилей Spyker Cars N.V. После долгих переговоров в 2010 году голландцам все же удалось выкупить контрольный пакет акций шведского автогиганта.

Камнем преткновения в переговорах с GM была фигура крупнейшего акционера Spyker Cars российского бизнесмена главы Convers Group Владимира Антонова. Американцы подозревали его в связях с оргпреступностью и отмывании денег. В итоге для того, чтобы сделка все-таки состоялась, Антонову пришлось продать свой пакет акций голландской фирмы ее основному владельцу Виктору Мюллеру. Примечательно, покупка Saab происходила на деньги того же Антонова. Обвинения в адрес Антонова в итоге так и не подтвердились, и в январе прошлого года стало известно, что GM готов разрешить ему вновь стать акционером Spyker. Позже стало известно, что Антонов хочет за $43,3 млн выкупить у Spyker долю в по-прежнему убыточном автозаводе, но в итоге сделка так и не состоялась.

В июне прошлого года Saab вроде бы договорился с китайскими автопроизводителями Pang Da Automobile Trade и Zhejiang Youngman Lotus Automobile (Youngman). Они должны были предоставить заводу инвестиции в 240 млн евро для погашения долгов перед поставщиками, выплаты задолженности по заработной плате и возобновления выпуска машин. Осенью Saab сообщил о подписании соглашения с китайскими компаниями, по которому им будет продано 100% акций завода за 100 млн евро. Но в итоге сделка была, по сути, заблокирована GM. Аналитики высказывали мнение, что бывшие владельцы автозавода не хотели передавать китайским фирмам современные технологии, опасаясь, что из-за них пострадает рынок сбыта продукции GM в самом Китае. Без них потенциальные владельцы покупать убыточное производство в Швеции не стали.

«Трудно сказать, получится ли на этот раз что-то у Saab. Если за NEVS стоят гонконгцы, может быть, таким образом, к технологиям Saab после нескольких неудачных попыток все-таки получат доступ китайцы. Что касается японского фонда, то нужно смотреть, что им пообещали. Возможно, это просто инвестиция, возможно, они тоже заинтересованы в каких-то технологиях», – прокомментировал сделку «Газете.Ru» независимый аналитик Иван Бончев.

«Газета.Ru»

Теги: saab
 
Загрузка...