Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 40 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ведущие мировые автомобильные рынки в 2016 году

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

Шинники подкатывают к восстановлению («Коммерсант») Шинники подкатывают к восстановлению («Коммерсант»)

Российский рынок шин в 2016 году, по оценкам его участников, сократился примерно на 11% после падения примерно на 20% в 2015 году. Но крупные иностранные игроки смогли пройти два сложных года кризиса благодаря росту экспорта и в прошлом году даже наращивали производство. В этом году выпуск шин может продолжить рост, поскольку основные игроки ожидают увеличения внутренних продаж в надежде на восстановление рынка легковых машин.

19 январяподробнее

Автомобиль как символ престижа

Каждый пятый житель России планирует купить автомобиль, выяснили социологи. Два года назад число респондентов, планировавших покупку машины, составляло 15%. Жители Москвы и Санкт-Петербурга готовы потратить на автомобиль вдвое больше, чем сограждане из других регионов. Россияне покупают автомобили по азиатскому типу: так люди хотят подчеркнуть свой статус, говорят эксперты.

Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), купить автомобиль собираются в общей сложности 19% россиян (в зависимости от места жительства респондентов этот показатель колеблется от 16 до 20%). В ближайшие два-три года автовладельцами рассчитывают стать 11% опрошенных, в течение года – 5%, а 1% собирается приобрести машину в ближайший месяц. Эти показатели оказались несколько выше аналогичных данных двухлетней давности: в 2010 году купить машину планировали только 15% опрошенных. Зато за последний год снизилась средняя сумма, которую россияне готовы потратить на покупку автомобиля, – с $13 361 до $12 922.

Подавляющее большинство граждан собираются покупать иномарку: таких оказалось 67%. Доверяют отечественному автопрому лишь 26% россиян, остальные с выбором пока не определились. Новую машину будут приобретать 35%, а подержанную – 32%.

При опросе социологи учитывали уровень доходов, образования и регион проживания будущих покупателей. Максимальные различия между респондентами выявилась в зависимости от последнего. Так, сельские жители планируют потратить на покупку в среднем $9 891 (стать автовладельцами собираются 20% селян). В небольших городах (до 100 тыс. жителей) этот показатель увеличивается до $12 525 (16%) , в средних (до 500 тыс. жителей) – до $13 095 (19%). В крупных городах (более 500 тыс.) и в миллионниках покупатели готовы заплатить соответственно $11 176 и $16 325 (по 16%).

Самые обеспеченные покупатели машин живут в Москве и Санкт-Петербурге. Жители двух столиц готовы потратить на автомобиль вдвое больше, чем сограждане из других регионов – в среднем $20 433 (планируют купить машину 19% горожан).

По мнению замдиректора ИМЭМО РАН Евгения Гонтмахера, подобные результаты являются «стандартным признаком социального расслоения». «Покупательная способность граждан здесь полностью коррелирует с уровнем дохода населения, – пояснил «Газете.Ru» экономист. – Доходы жителей крупных городов, и особенно двух столиц, в разы выше, чем в глубинке. К тому же у нас все еще продолжается, если так можно выразиться, период первоначального накопления капитала, когда богатые люди стремятся выделиться из общей массы и продемонстрировать свой статус. Такое поведение считается признаком массовой бедности населения. В Китае сейчас точно такая же ситуация, а вот в Европе эти времена уже позади, поэтому там разрыв между уровнем жизни людей значительно меньше».

Больше всего потенциальных покупателей (31%) среди людей в возрасте от 18 до 24 лет. В категории 25–34-летних таких набралось 30%. Представители обеих возрастных групп готовы выложить за машину немногим более $12,5 тысяч. Среди россиян в возрасте от 35 до 44 лет потенциальных покупателей набралось 23% (готовы потратить $13 881), а среди 45–59-летних – 13% ($13 240). Среди граждан старше 60 лет желающих обзавестись автомобилем нашлось всего 4%, а заплатить за него они готовы значительно меньше остальных – $11 208. «Здесь наблюдается очевидная вилка: меньше доходы – больше амбиций. Люди могут еще не иметь достаточных финансовых возможностей, но в силу возраста им свойственна повышенная амбициозность», – считает Евгений Гонтмахер.

Образование потенциальных покупателей также отражается на их предпочтениях. Среди людей с начальным образованием желающих купить автомобиль оказалось лишь 8%, потратить они готовы $10 375. Доля россиян со средним образованием, планирующих приобрести машину, составляет уже 18%, (предполагаемые траты $10 871), а со средним специальным – 19% ($12 311). Среди респондентов с высшим образованием купить автомобиль собираются 21% опрошенных, а заплатить за нее они готовы уже $15 130.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», практически половина россиян покупают автомобили в кредит. «Безусловно, на число желающих приобрести автомобиль влияет и развитие автокредитования. Купить машину сейчас могут даже те, кто в силу заработка не может на нее накопить», – говорит экономист Гонтмахер.

Согласно данным ГИБДД, в России на конец 2011 года было зарегистрировано 42 млн автомобилей.

«Газета.Ru»

28.05.12 «Газета.Ru»