АВТОСТАТ | Павел Шестопалов, глава ГК «Автоплюс» (66.RU)

Видео

Все видео

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

24.10.18 Прочитали 3532 раз

Павел Шестопалов, глава ГК «Автоплюс» (66.RU)

В интервью 66.RU глава ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов усомнился в будущем каршеринга, целесообразности экспансии в Москву и повторении сценария-2014. В чем он не сомневается – в отсутствии привычных новогодних акций на автомобили.

фото1

— Пока старожилы рынка по всей стране падали, их места начали занимать игроки из регионов. В нашем случае — Челябинск. Как вы восприняли их приход?

— Челябинск падал сильнее Екатеринбурга, экономика его чувствует себя гораздо хуже. И, с их точки зрения, Екатеринбург – более перспективный и прибыльный город. Да и находится недалеко, можно управлять — почему бы и не зайти на территорию, где сможешь зарабатывать немного больше, чем у себя дома?

Для нас с этим приходом ничего не изменилось: была «Независимость» — стала не «Независимость».

— В столице тот же процесс: на площади ослабшего Genser зашел краснодарский «КлючАвто». У вас не было желания двинуть в Москву?

— Во-первых, нельзя сказать, что в Москве все игроки ослабли — если только в отдельных нишах. Во-вторых, я вижу продажи многих столичных дилеров в нашем сегменте — они далеко не фантастические. А стоимость объектов и персонала значительно выше. Из плюсов — большие сервисные парки — корпоративные, например. У нас этого нет.

Но, несмотря на это, мысли об экспансии в Москву нас не посещали.

фото4.jpg

— Кстати, про корпоративные парки. В Екатеринбург зашел каршеринг — три компании уже. Видите в них угрозу для своего основного бизнеса — продажи машин? Много слишком стало разговоров про «Не владей, а пользуйся».

— Каршеринг как корпоративный парк, по прогнозам на 2020 год, — это 40 000 шт. на всю Россию. Несущественно на фоне продаж 1,8 млн автомобилей.

Но каршеринг сам по себе — это хайп, модная тема, в которую пока только инвестируют без видимых перспектив окупаемости.

Безусловно, для крупных мегаполисов с поддержкой муниципалитета (в плане свободы парковки) — очень перспективное направление. Но, по моему мнению, не заменяющее владение личным автомобилем: добраться до офиса и бросить машину — да, а вот поехать за город с семьей и маленькими детьми — вряд ли.

Кто знает, что в машине открутили? Кто гарантирует ее безопасность? Теоретически — каршеринговая компания, но практически — она сама не очень знает о состоянии автомобиля в данный момент. Вам в офис, вы находите машину, а в ней вечером кто-то поужинал, и это не теория, а правда жизни. Не всем это понравится.

Фото5.jpg

— Продажи еще не 1,8 млн штук, но Ассоциация Европейского Бизнеса в России весь год рапортует о росте. Что это значит?

— Если есть рост, значит, до этого был спад. Естественное явление после спада. Причин несколько: главное — людям надоедают старые машины. Причин менять, как раньше — раз в три года — нет, но через пять лет уже хочется нового.

Второе — была разнообразная поддержка (производителей и государства), плюс прошло обновление модельных рядов — это тоже подстегивает к обновлению машины.

К тому же экономика пока значительно не падала, сочетание всех перечисленных факторов привело к росту. Если совсем коротко, это называется отложенный спрос.

— А рост этого года помог скомпенсировать негативные эффекты от падения продаж прошлых лет? Помог восстановиться?

— Не все негативные эффекты, но помог, конечно. Если сравнивать с 2017-м, то в этом году мы уже выросли на 25% по продажам новых и на 22% по продажам автомобилей с пробегом. При этом в выручке выросли на 30% — это говорит о том, что средний ценник автомобиля тоже вырос. К тому же все производители поняли, что играть в увеличение продаж за счет маржи дилера не очень правильно, поэтому с маржинальностью стало лучше.

фото2

— Вы сказали, что обновление модельных линеек подстегнуло покупателей, но не везде это работает: у Audi, например, ряд сменился за последние годы, а продажи продолжают падать. Как так?

— Я считаю, что отчасти это связано с «дизельгейтом» (скандалом с занижением показателей вредных выбросов концерном VAG, – прим. ред.). С другой стороны, Audi значительно изменила свои автомобили, как в смысле драйва и безопасности, так и по уровню отделки салона. По-моему, сделала это лучше, чем конкуренты. Средняя Audi стала богаче и технологичнее, чем средняя BMW или Mercedes.

Но при этом — и тут мы вернемся к дизельгейту — если сравнивать линейку Audi и BMW, количество моделей примерно одинаковое, но вариаций «модель-двигатель» у BMW 370, а у Audi — 64. То есть Audi сегодня предлагает только дорогие топовые бензиновые двигатели. Отсюда разница в продажах. Кто-то гонится за цифрами в продажах, а Audi за качеством продукта — это разные стратегии.

Продажи "большой тройки": 2017-2018 гг. (источник - АЕБ)

фото3

— Еще говорите, что экономика никуда не падала, но при этом мы дважды за год видели серьезное падение рубля. Это как-то сказалось на покупательской активности?

— Есть разные покупатели и разные модели поведения. Если у тебя долларовые накопления, то никуда бежать не надо, можно подождать. Но с учетом роста курсов кто-то мог решиться на смену автомобиля раньше, потому что в будущем видится только повышение цен. И это способствовало росту продаж. Но в октябре, например, курс немного стабилизировался, и стало спокойнее, чем в сентябре.

— «Спокойнее» — в том плане, что людей в салоны меньше приходит?

— Да, ждут — новогодних акций или еще чего-то.

— Вот в мае кончились «акции» от государства — льготные кредиты и т. п. Что-то изменилось?

— Нас это изначально касалось в меньшей степени — из брендов нашей группы господдержка затрагивала только Skoda. Но парадокс в том, что у нас конкретно с мая, несмотря на окончание господдержки, пошел рост — где-то плюс сто автомобилей в месяц по холдингу. Но это случилось, наверное, как раз из-за скачков курсов, общей неуверенности покупателей. Вот это сказалось больше, чем господдержка.

— А со стороны производителей: они тоже компенсировали и трейд-ин, и ставки кредитные.

— Почти у всех производителей есть поддержка по трейд-ину, она плавающая — то есть от месяца к месяцу то больше, то меньше, но помогали. Обычно в тех случаях, когда машин скопилось много и надо подстегнуть спрос.

— Как это реализовано технически: вы принимаете машину в трейд-ин, даете покупателю скидку, а вам производитель эти деньги потом компенсирует? Или помогает какими-то другими вещами вроде маркетинга?

— Мы даем скидку на новый автомобиль первоначально из своих денег, а потом из этой скидки часть производитель нам компенсирует. Как правило, это 50%.

— Помимо трейд-ина, есть еще какие-то меры поддержки от импортеров?

— Безусловно. Помогают с рекламными активностями, например. Плюс, требования к автоцентрам постоянно меняют: то мебель замени, то плитку, то цвет входной группы. Исторически считается, что улучшение внешнего вида здания способствует росту продаж! Бред конечно, но возражать не приходится.

— Всю осень цены на новые авто росли — к этой минуте 33 производителя подняли их. Почему так происходит — отыгрывают скачки валют в начале года или загодя готовятся к переменам 2019?

— Отыграли падение рубля. До каких-то уровней эти риски были захеджированы и производитель не трогал розничные цены, но после этого уровня плавно начал увеличивать цены, пока несущественно — 1-2%. Еще надо учитывать и обновление модельного ряда: каждая новая модель больше и технологичнее предыдущей и, соответственно, дороже.

— А что будет к Новому году? Стоит ждать ярмарок-распродаж?

— Тут стоит вернуться в май, когда все рапортовали о двузначном росте продаж, было ощущение, что дальше только вверх, но потом опять что-то случилось с рублем. И сейчас прогнозы на 2019-й более осторожны, никто не ждет роста на 20% и более. Ожидания стали на уровне «Лишь бы не хуже, чем в прошлом году».

А раз прогноз такой, то производство сжато, его не наращивают впрок. Склады дилеров не переполнены, никто не ждет взрыва продаж. Какие-то машины есть на складе в избытке, но по остальным позициям — дефицит! Понятно, что если дефицит, скидок ждать не стоит, распродаж не будет. Так что какие-то особые массовые декабрьские акции просто не из чего будет делать, хотя по некоторым позициям и возможны специальные предложения. Надо уточнять в конкретном салоне.

— А на следующий год этот дефицит перейдет?

— Не исключено. Все ждут ноября, новых санкций. И если они будут мягкими, то спрос сохранится на текущем уровне, и машин не будет — получится дефицит примерно до апреля. А если санкции пойдут по жесткому сценарию, то нам бы имеющиеся запасы продать.

Вообще, для дилера ситуация легкого дефицита лучше, чем тотальный профицит, когда машины застаиваются на складах…

— ЦБ недавно изменил ключевую ставку — как это может сказаться на продажах?

— На продажах никак, на дилерах скажется. Стоимость заимствований станет выше, доходность дилеров ниже, ничего нового.

— А розничные кредиты? Они же тоже изменятся в сторону удорожания.

— Ну, пока они дорожают на полпункта, это, по большому счету, несущественно.

— Чего ждать с нового года: НДС вырастет, ставки утильсбора для производителей автомобилей вырастут…

— Цены после увеличения НДС вырастут точно. Однозначно. Если курс изменится — производители скорректируют розничные цены. Не думаю, что сообразно росту курса, но как-то скорректируют. Модельные ряды будут обновляться — и тоже будут дороже.

Думаю, в январе-феврале будет сезонный провал, потом начнут поступать новые машины — и уже на новых условиях.

Кирилл Зайцев, 66.ru

, источник: www.autostat.ru

 
Загрузка...