АВТОСТАТ | Сергей Целиков, директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» (AUTOGODA)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

10.05.18Прочитали 5356 раз

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» (AUTOGODA)

Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков рассказал корреспондентам AUTOGODA , какие автомобили чаще покупают в разных регионах России, почему китайских производителей на нашем рынке преследуют неудачи и будет ли продолжаться восстановление авторынка в ближайшем будущем.


сергей1.jpg- По итогам 2017 года «АВТОСТАТ» выпустил свыше тридцати аналитических отчетов на тему автобизнеса. Кому они адресованы в первую очередь?

- Наши клиенты — это представители различных сфер автобизнеса: дилеры, производители автомобилей и компонентов, торговые, лизинговые, консалтинговые компании, банки и так далее. Из них примерно 15–20 % — зарубежные фирмы, остальные — российские или имеющие российское представительство. Кстати, помимо готовых отчетов, у нас много и других продуктов — различные оперативные данные, мониторинги, аналитическая система RADAR, опросы, омнибусы, индивидуальные исследования.

- Удовлетворены ли вы качеством ваших прогнозов? Вы ожидали роста продаж новых автомобилей в тех объемах, в каких это произошло в 2017 году?

- Да, в прошлом году мы попали в самую точку. Еще в конце 2016‑го мы говорили о росте авторынка на 2017 год. В своем прогнозе мы ставили планку плюс 10–15 %, по факту так и получилось: +12 %.

- Чем объясняется восстановление рынка в 2017 году? И правда ли, что часть клиентов премиума смирилась с неизбежной пересадкой на автомобили массовых брендов?

- Основные факторы оживления авторынка в 2017 году таковы: стабилизация экономики, укрепление рубля на фоне роста цен на нефть, отложенный спрос, восстановление автокредитования, а также активная поддержка рынка за счет госпрограмм. Все это происходило на фоне очень низкой базы, ведь падение авторынка за 2013–2016 годы составило более 50 %, и сейчас до средних показателей за последнее десятилетие (около двух миллионов в год) еще очень далеко.

Премиальный сегмент действительно в прошлом году не вырос, а его доля снизилась на 2 %. Кто‑то из потенциальных покупателей пересел на машину попроще, кто‑то выбрал премиальную модель, но с пробегом, а кто‑то просто отложил покупку до лучших времен. Вообще срок владения автомобилями премиальных брендов короче, чем массовыми. Если в масс-маркете машину меняют один раз в пять-семь лет, то в премиуме этот срок составляет три-четыре года. Поэтому в скором времени стоит ожидать восстановления и этого сегмента.

- Становится ли российский покупатель более рациональным в вопросе выбора автомобиля? В чем это проявляется?

- Если смотреть на изменение структуры спроса, то отчетливо видно смещение в два больших сегмента — компактных автомобилей (В и В+) и кроссоверов (SUV). Суммарно они обеспечивают более 80 % рынка.

В России уже практически не продаются универсалы и минивэны — вместо них как раз и выбирают кроссоверы. Причем четверть этих машин не имеют полного привода, а многие только визуально похожи на внедорожники, но абсолютно не предназначены для выезда на бездорожье. Поэтому рост SUV идет в основном за счет «псевдокроссоверов», я их называю «тротуарники».

Также появился переходный сегмент между кроссоверами и хетчбэками, условно можно называть его «кросс-хетч». Его яркие представители — LADA XRAY, KIA Rio X‑Line, Renault Sandero Stepway. И продажи этих больших хетчбэков с высоким клиренсом и внедорожным обвесом набирают обороты. Еще один тренд последних лет в том, что сошел на нет спрос на микроавтомобили (класс А) и существенно сократился сегмент средних городских автомобилей, так называемый гольф-класс (С).

- Так ли велики различия в предпочтениях жителей разных регионов Российской Федерации, как это принято считать?

- Структура спроса по регионам, конечно же, различается, но не кардинально. В Москве существенно больше доля премиальных брендов (около 20 % против 10 % по стране). За Уралом чаще выбирают японские марки, особенно модели Toyota. LADA наиболее популярна в Поволжье, на юге России и Северном Кавказе. В Центральном и Северо-Западном регионах нашей страны отдают предпочтение корейским брендам KIA и Hyundai.

- Наверняка к вам обращались за консалтингом китайские производители. В чем причина их повторяющихся неудач на российском рынке?

- Доля китайских машин на протяжении последних лет колеблется в диапазоне 1–4 %. Какие‑то марки приходят, делают громкие заявления, потом уходят, появляются новые и новые. Максимум был достигнут в 2013 году, сейчас доля китайских автомобилей находится в пределах 2 %.

На мой взгляд, китайцам не хватает системности в освоении нашего рынка. Они не хотят вкладываться в развитие дилерских сетей, не делают больших инвестиций в маркетинг, брендинг. При этом сами модели с каждым годом становятся лучше, как внешне, так и внутренне, так что будущее у них, разумеется, есть.

- Что вы предсказываете автомобильному рынку, исходя из текущей финансово-политической ситуации? Стагнацию или рост?

- В 2018 году мы ждем дальнейшего восстановления. Наш консолидированный прогноз: +10 %. Относительная база прошлого года по‑прежнему низкая, отложенный за время кризиса спрос пока еще не удовлетворен, а цены более или менее стабилизировались. В то же время существенное снижение покупательской способности населения в ближайшем будущем не позволит авторынку восстановиться до уровня 2012 года. Мало того, по моему личному мнению, через два-три года мы увидим очередное падение.

- Как рост продаж коррелирует с нестабильным финансовым состоянием целого ряда крупных дилерских холдингов?

- У дилеров сейчас очень сложная ситуация. Затяжное падение рынка привело к тому, что многие дилеры, чтобы удержаться на плаву, брали все новые и новые кредиты. Соответственно, сейчас самые закредитованные холдинги, к тому же имеющие проблемы в управлении, начали «сыпаться».

Судьба других — пошатнувшихся, но пока работающих — находится в руках кредиторов. Отмечу, что и автопроизводители, и дилерские сети в России рассчитаны на рынок в три — три с половиной миллиона автомобилей. А фактически годовой объем продаж — лишь чуть более полутора миллионов новых машин. Рынка на всех не хватает, и выживают сильнейшие.

- У вас есть любопытное исследование на тему обесценивания автомобилей в трехлетнем горизонте. Не могли бы вы поделиться главными выводами?

- Да, мы ежегодно делаем рейтинги остаточной стоимости (Residual Value), выбирая наиболее ликвидные модели в каждом сегменте. Особенность этих отчетов в том, что мы ориентируемся на цены новых автомобилей три года назад, сравнивая их с текущей стоимостью. Учитывая, что именно тогда начался активный рост цен на новые машины, ликвидность покупок, сделанных в то время, оказалась довольно высокой.

Сейчас некоторые модели в трехлетнем возрасте можно продать за 85–95 % от их первоначальной стоимости, хотя в обычных условиях за три года машина теряет в цене более 30 %. Если говорить о конкретных брендах, то в этом году лидеры в массовом сегменте — Mazda, Toyota и Subaru, а в премиальном — Volvo, Lexus и Porsche.

Отмечу, что высокая остаточная стоимость сейчас у тех моделей, на которые производители больше всего подняли цены за прошедшие три года. В 2018‑м рейтинг может сильно измениться, поскольку трехлетними станут автомобили 2015 года выпуска, когда прошла первая волна существенного подорожания новых автомобилей.

- Дайте, пожалуйста, три совета тем, кто планирует купить автомобиль в 2018 году.

- На мой взгляд, покупать автомобиль надо тогда, когда он действительно нужен. Это не инвестиционное вложение, поэтому выбирать лучше ту машину, которая будет вас радовать. Как внешне, так и по сути.

Покупка нового авто — это всегда положительные эмоции, а их в нынешних российских условиях, как мне кажется, маловато. Так что если подошло время, зайдите в Интернет, почитайте обзоры, посмотрите видео, пообщайтесь в соцсетях или на форумах и сделайте себе подарок в виде нового автомобиля.

Сейчас время покупателя, а не продавца. Поэтому, приходя к дилеру, можно смело торговаться и получить скидку в 5–10 % или какие‑то приятные подарки и бонусы.

Autogoda.ru

, источник: autogoda.ru