Реформа закона об ОСАГО заставляет автодилеров менять механизмы работы, а современный потребитель нуждается в принципиально новом уровне цифрового управления. Компания «Аудатэкс» произвела революцию в обработке страховых убытков. Ее инновационная платформа для управления рисками и данными заняла особое положение не только в сфере урегулирования убытков транспортных средств, но и в части автоматизации процессов на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. О том, какие цифровые базы данных сегодня востребованы у всех участников автомобильного рынка, в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» рассказал генеральный директор компании «Аудатэкс» Игорь Никифоров.
- В следующем году компания «Аудатэкс» будет отмечать 15-тилетие работы в России, какие этапы в эволюции компании вы можете отметить?
- Со дня создания «Аудатэкс» в России и в мире произошло множество изменений, которые так или иначе отразились на продуктах, сервисах и стратегии развития компании.
С 2012 года мы полностью перевели все наши сервисы на онлайн платформу AudaNet – это стало началом активной передачи данных в оцифрованном виде, сбора и аккумулирования исторической информации по ремонтам и урегулированиям убытков транспортных средств.
Мы работаем над расширением присутствия в странах ЕАЭС, с 2012 года присутствуем в республиках Беларусь и Казахстан. Прошли добровольную сертификацию своих услуг в государственных и коммерческих организациях. А в 2015 году перенесли все наши сервера из Швейцарии в Россию.
Создав уникальную комплексную платформу управления рисками и данными, компания заняла особое положение на рынке урегулирования и в других сферах автомобильного бизнеса. Наши сервисы действительно охватывают процессы на протяжении всего жизненного цикла автомобиля – от приобретения до утилизации, включая все промежуточные этапы. Сегодня мы присутствуем в 75-ти странах и стремимся сделать цифровое управление данными и рисками образом жизни.
- Каковы особенности российского авторынка в сравнении с глобальными рынками, о которых вы сказали?
- В России выше, чем в Европе, средний возраст автомобиля и средняя продолжительность владения автомобилем. Соответственно, ниже объем продаж новых автомобилей. Можно отметить государственное регулирование страховой отрасли – жесткое регулирование ОСАГО (стоимость договора, сумма возмещения, процесс покупки/продажи договора). Российская автомобильная отрасль развивается в соответствии с общемировыми трендами, но есть свои особенности, которые мы, несомненно, учитываем при разработке и внедрении программных решений.
- Что вы предлагаете и на какие цифровые продукты идет актуальный запрос от автомобильных предприятий?
- Потребности коррелируются с ситуацией на рынке. Последние два года мы выводили на рынок решения, связанные с проблематикой изменений в ОСАГО. Там актуальными являются два основных направления: первое связно с ценовыми справочниками и единой методикой, а второе – с убытками, мошенничеством и автоюристами. Мы разрабатываем решения по обоим этим блокам.
Мы наблюдали и наблюдаем очень хороший спрос на выведенное нами в конце 2014 года решение для расчета и создания экспертного заключения по ОСАГО. Предлагаем комплексные решения для станций технического обслуживания автомобилей, анализируя их потребности и проблемные зоны.
Например, благодаря дополнительному модулю AudaParts, станция технического обслуживания может оценить стоимость запчастей и заказать их непосредственно из ремонтной калькуляции. Система позволяет работать как с оригинальными запасными частями, так и с качественными аналогами.
Также система может формировать управленческие отчеты, позволяющие оперативно контролировать деятельность сотрудников, занимающихся запасными частями, отслеживать маржинальность и рентабельность, анализировать потребности рынка. Модуль успешно внедрен в Московском регионе, и мы планируем внедрить его на всей территории РФ.
Актуален вопрос по направлению «оценка и продажа автомобилей с пробегом». Мы вывели решение, которое позволяет получить наиболее полную информацию по автомобилю с пробегом, оценить стоимость его выкупа, а также быстро реализовать его через встроенный b2b аукцион – это решение называется UsedCars.
На основе данных по регламентному обслуживанию и каталогов запасных частей и работ автопроизводителя разработан продукт для онлайн оценки стоимости технического обслуживания и слесарного ремонта автомобиля. Мы назвали продукт SMR (от Service Maintenance Repair), а тариф для подключения данного продукта называется «Автослесарь».
Наши продукты соответствуют пожеланиям и потребностям наших клиентов, так как позволяют не только реализовать механизм взаимодействия между партнерами, но и значительно повысить уровень удовлетворенности их клиентов.
- Но сотрудничаете ли вы с РОАД по системному внедрению всех этих продуктов?
- Сотрудничество с РОАД является важной составляющей работы в части продвижения стандартов ремонта. Среди множества совместных проектов можно выделить проект о возможной реструктуризации справочников запчастей, используемых в ЕМР (Единой методике расчета по ОСАГО).
Как вы знаете, РОАД совместно с АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса) выступает с инициативой об изменении подхода к оценке стоимости запчастей – переходу от анализа среднерыночных показателей к фактическим рекомендованным розничным ценам на территории РФ. «Аудатэкс» в этом вопросе выступает в качестве консультанта и оператора больших массивов информации, связанных с убытками ОСАГО.
Мы считаем этот проект крайне важным, так как актуальный метод формирования справочников цен на запчасти больше подходит для денежной формы возмещения, а не натуральной (ремонта). А согласно новой редакции закона об ОСАГО, как вы знаете, принята как раз натуральная форма возмещения.
- Натуральная форма возмещения призвана упростить жизнь дилерам и сократить расходы на ремонт. Насколько это сейчас эффективно? Ведь новые справочники в рамках ЕМР, о которых вы сказали, вероятно, будут готовы еще не скоро…
- Внесение изменений в закон об ОСАГО должно было оказать положительное влияние на переход от денежной формы возмещения к натуральной. Но, к сожалению, этого не произошло, поскольку появились новые условия в законе, которые не способствуют направлению на ремонт в реалиях.
Натуральная форма возмещения направлена на распределение потоков, увеличение количества ремонтов, увеличение объемов по продаже запчастей, но эффект от введения натурального возмещения в автогражданке пока не проявился. Более того, страховое сообщество вынуждено сокращать свое присутствие на этом рынке, не видя других путей, кроме перехода к свободному тарифообразованию в системе ОСАГО.
Плавный переход от государственного урегулирования к рыночным взаимоотношениям и либерализация тарифов ОСАГО позволит страховщикам увеличить рентабельность бизнеса ОСАГО. Это приведет и к увеличению качества предоставляемых услуг и к возможности для страховщика использовать дополнительные сервисы, позволяющие повысить уровень клиентского обслуживания.
Например, мы выводим на российский рынок решение по контролю процесса ремонта автомобиля на СТОА, позволяющее страховщику или автовладельцу в режиме реального времени получать информацию о статусе ремонта его автомобиля. Если страхователь по sms получает такую информацию, он меньше беспокоит страховую компанию, снижается нагрузка на колл-центр. И в случае нарушения сроков ремонта собственник автомобиля остается более удовлетворен сервисом, чем в случае, если бы он не был уведомлен о задержке по срокам.
Предупреждение о задержке на 1-2 дня не делает клиента менее удовлетворенным. Страховая компания получает возможность контролировать сроки ремонта, установленные законом, она видит, что происходит с автомобилем и может оценить, есть ли риск нарушения сроков или все идет по плану.
Несомненно, законодательные изменения оказывают влияние на наши продукты, которые, являясь отраслевым стандартом, должны полностью соответствовать законодательству.
- Цифры в автобизнесе - это сейчас тренд. Но существует множество пока еще «сырых» цифровых проектов: электронный паспорт, НБДА (Национальная база автомобилей с пробегом), оформление электронных страховок и др. Каковы перспективы их успешного развития?
- Действительно, подобных проектов большое количество – не знаешь, кому верить и кому давать данные. Поэтому основные игроки, владеющие реальными данными (например, дилеры по ремонтам, страховые по страховым случаям, поставщики ПО для расчета стоимости ремонта), относятся настороженно к партнерству с многочисленными проектами и участвуют не во всех.
Также проблемой является «сырость» самих данных: многие крупные компании стали копить историю обращений не так давно, как хотелось бы. С другой стороны, большое количество проектов дает нам больше шансов получить в конкурентной борьбе действительно качественный продукт. Поэтому в конечном итоге наши пользователи должны только выиграть.
- Расскажите о своем сотрудничестве с автопроизводителями. Первым российским автопроизводителем, с которым вы начали работать, стал АВТОВАЗ. В каких массивах данных автопроизводители сегодня заинтересованы, и какие данные они в свою очередь готовы давать?
- Сотрудничество «Аудатэкс» с импортерами и автопроизводителями является важнейшей составляющей бизнеса для каждой из сторон. Импортер заинтересован в выстраивании прозрачного процесса взаимодействия между дилерами импортера и страховщиком. Это обеспечивает работа в нашем программном модуле, где дилеры бренда работают по заводской технологии с учетом локальных рекомендаций импортеров.
Во-первых, импортер нам предоставляет техническую поддержку по вопросам технологии восстановительного ремонта автомобиля (данные о каталожных номерах, нормативах трудоемкости выполнения работ, руководство по ремонту), т.е. для наших партнеров именно мы являемся входной точной для разрешения сложных вопросов, возникающих в процессе урегулирования убытка транспортных средств. Например, одним их важных направлений сотрудничества с технической поддержкой импортера является согласование «подсказок» по технологии ремонта, встроенных в расчетный модуль «Аудатэкс» – AudaPad Web.
Также мы получаем от импортера рекомендованные розничные цены (максимальные цены перепродажи) запчастей, загружаем их на платформу и регулярно обновляем. Это позволяет всем участникам процесса урегулирования убытка работать по единому ценообразованию от производителя.
В июле 2012 года мы заключили соглашение о сотрудничестве с АВТОВАЗом и внедрили единые стандарты ремонта и урегулирования убытков застрахованных автомобилей LADA на своей платформе AudaNet. Это был очень интересный для нас проект, поскольку АВТОВАЗ имеет подробную, но в то же время сложную структуру технических и технологических данных, которая кардинально отличается от аналогичных данных зарубежных брендов.
- Каким образом?
Например, у зарубежных брендов большинство нормативов являются комплексными, т.е. включают в себя все подоперации, необходимые для выполнения основной операции: в норматив по замене крыла уже входит операция по демонтажу бампера, фары, подкрылка и колеса. А у АВТОВАЗа каждая операция имеет свой отдельный норматив и должна учитываться по отдельности. Также АВТОВАЗ не имеет сборников нормативов на иностранных языках, что усложнило процесс разработки данных, поскольку все центры разработки «Аудатэкс» находятся за рубежом.
Текущее сотрудничество с АВТОВАЗ подразумевает постоянный обмен информацией, разработку новых моделей для базы данных «Аудатэкс», а также обновление информации для старых моделей LADA.
- Какие еще проекты в работе?
- Можно выделить проект по разработке VIN идентификации – получение от импортера в России данных, содержащих VIN реализованных автомобилей, их технические характеристики и комплектацию, и разработка механизма, позволяющего нашим пользователям получить подробную информацию о данном автомобиле. Это существенно экономит время при создании калькуляции и сводит к минимуму риск допустить ошибку в подборе запчастей.
Кроме этого, теперь пользователи интернет-решений «Аудатэкс» во всех странах могут идентифицировать автомобили различных брендов, произведенных или импортированных в РФ. Этот функционал, в частности, используется за рубежом для урегулирования страховых случаев с автомобилями, зарегистрированными в России.
Для реализации данного проекта было вовлечено множество сторон – это и российские специалисты, и зарубежные сотрудники нашей компании и компаний автопроизводителей. В России это уникальный опыт построения эффективного взаимодействия с автопроизводителями.
Импортер получает от нас информацию, обладающую очень высокой ценностью, поскольку не существует другого источника получения такого рода данных.
Например, высокой популярностью среди импортеров пользуются отчеты:
- о наиболее часто заменяемых запчастях по различным моделям,
- по количеству убытков своего бренда в дилерской сети и на рынке,
- о средней стоимости ремонта.
База данных «Аудатэкс» в России на сегодняшний день является крупнейшей в мире и имеет высокую степень локализации, которая достигается благодаря сотрудничеству с автопроизводителями. Она содержит более 5 миллионов каталожных номеров запасных частей, более 2500 моделей транспортных средств от более чем 80-ти производителей. Из них порядка 1000 моделей имеют возможность автоматического определения комплектации по VIN, согласно информации от производителя. И каждый день наша база данных растет, пополняется и обновляется, в том числе благодаря нашим клиентам - пользователям наших интернет-решений.