АВТОСТАТ | Игорь Никифоров, генеральный директор компании «Аудатэкс» («АВТОСТАТ»)

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

25.09.17 Прочитали 987 раз

Игорь Никифоров, генеральный директор компании «Аудатэкс» («АВТОСТАТ»)

Реформа закона об ОСАГО заставляет автодилеров менять механизмы работы, а современный потребитель нуждается в принципиально новом уровне цифрового управления. Компания «Аудатэкс» произвела революцию в обработке страховых убытков. Ее инновационная платформа для управления рисками и данными заняла особое положение не только в сфере урегулирования убытков транспортных средств, но и в части автоматизации процессов на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. О том, какие цифровые базы данных сегодня востребованы у всех участников автомобильного рынка, в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» рассказал генеральный директор компании «Аудатэкс» Игорь Никифоров.

Игорь Никифиров, генеральный директор компании «Аудатэкс»

- В следующем году компания «Аудатэкс» будет отмечать 15-тилетие работы в России, какие этапы в эволюции компании вы можете отметить?

- Со дня создания «Аудатэкс» в России и в мире произошло множество изменений, которые так или иначе отразились на продуктах, сервисах и стратегии развития компании.
С 2012 года мы полностью перевели все наши сервисы на онлайн платформу AudaNet – это стало началом активной передачи данных в оцифрованном виде, сбора и аккумулирования исторической информации по ремонтам и урегулированиям убытков транспортных средств.

Мы работаем над расширением присутствия в странах ЕАЭС, с 2012 года присутствуем в республиках Беларусь и Казахстан. Прошли добровольную сертификацию своих услуг в государственных и коммерческих организациях. А в 2015 году перенесли все наши сервера из Швейцарии в Россию.

Создав уникальную комплексную платформу управления рисками и данными, компания заняла особое положение на рынке урегулирования и в других сферах автомобильного бизнеса. Наши сервисы действительно охватывают процессы на протяжении всего жизненного цикла автомобиля – от приобретения до утилизации, включая все промежуточные этапы. Сегодня мы присутствуем в 75-ти странах и стремимся сделать цифровое управление данными и рисками образом жизни.

- Каковы особенности российского авторынка в сравнении с глобальными рынками, о которых вы сказали?

- В России выше, чем в Европе, средний возраст автомобиля и средняя продолжительность владения автомобилем. Соответственно, ниже объем продаж новых автомобилей. Можно отметить государственное регулирование страховой отрасли – жесткое регулирование ОСАГО (стоимость договора, сумма возмещения, процесс покупки/продажи договора). Российская автомобильная отрасль развивается в соответствии с общемировыми трендами, но есть свои особенности, которые мы, несомненно, учитываем при разработке и внедрении программных решений.

- Что вы предлагаете и на какие цифровые продукты идет актуальный запрос от автомобильных предприятий?

- Потребности коррелируются с ситуацией на рынке. Последние два года мы выводили на рынок решения, связанные с проблематикой изменений в ОСАГО. Там актуальными являются два основных направления: первое связно с ценовыми справочниками и единой методикой, а второе – с убытками, мошенничеством и автоюристами. Мы разрабатываем решения по обоим этим блокам.

Мы наблюдали и наблюдаем очень хороший спрос на выведенное нами в конце 2014 года решение для расчета и создания экспертного заключения по ОСАГО. Предлагаем комплексные решения для станций технического обслуживания автомобилей, анализируя их потребности и проблемные зоны.

Например, благодаря дополнительному модулю AudaParts, станция технического обслуживания может оценить стоимость запчастей и заказать их непосредственно из ремонтной калькуляции. Система позволяет работать как с оригинальными запасными частями, так и с качественными аналогами.

Также система может формировать управленческие отчеты, позволяющие оперативно контролировать деятельность сотрудников, занимающихся запасными частями, отслеживать маржинальность и рентабельность, анализировать потребности рынка. Модуль успешно внедрен в Московском регионе, и мы планируем внедрить его на всей территории РФ.

Актуален вопрос по направлению «оценка и продажа автомобилей с пробегом». Мы вывели решение, которое позволяет получить наиболее полную информацию по автомобилю с пробегом, оценить стоимость его выкупа, а также быстро реализовать его через встроенный b2b аукцион – это решение называется UsedCars.

На основе данных по регламентному обслуживанию и каталогов запасных частей и работ автопроизводителя разработан продукт для онлайн оценки стоимости технического обслуживания и слесарного ремонта автомобиля. Мы назвали продукт SMR (от Service Maintenance Repair), а тариф для подключения данного продукта называется «Автослесарь».

Наши продукты соответствуют пожеланиям и потребностям наших клиентов, так как позволяют не только реализовать механизм взаимодействия между партнерами, но и значительно повысить уровень удовлетворенности их клиентов.

- Но сотрудничаете ли вы с РОАД по системному внедрению всех этих продуктов?

- Сотрудничество с РОАД является важной составляющей работы в части продвижения стандартов ремонта. Среди множества совместных проектов можно выделить проект о возможной реструктуризации справочников запчастей, используемых в ЕМР (Единой методике расчета по ОСАГО).

Как вы знаете, РОАД совместно с АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса) выступает с инициативой об изменении подхода к оценке стоимости запчастей – переходу от анализа среднерыночных показателей к фактическим рекомендованным розничным ценам на территории РФ. «Аудатэкс» в этом вопросе выступает в качестве консультанта и оператора больших массивов информации, связанных с убытками ОСАГО.

Мы считаем этот проект крайне важным, так как актуальный метод формирования справочников цен на запчасти больше подходит для денежной формы возмещения, а не натуральной (ремонта). А согласно новой редакции закона об ОСАГО, как вы знаете, принята как раз натуральная форма возмещения.

- Натуральная форма возмещения призвана упростить жизнь дилерам и сократить расходы на ремонт. Насколько это сейчас эффективно? Ведь новые справочники в рамках ЕМР, о которых вы сказали, вероятно, будут готовы еще не скоро…

- Внесение изменений в закон об ОСАГО должно было оказать положительное влияние на переход от денежной формы возмещения к натуральной. Но, к сожалению, этого не произошло, поскольку появились новые условия в законе, которые не способствуют направлению на ремонт в реалиях.

Натуральная форма возмещения направлена на распределение потоков, увеличение количества ремонтов, увеличение объемов по продаже запчастей, но эффект от введения натурального возмещения в автогражданке пока не проявился. Более того, страховое сообщество вынуждено сокращать свое присутствие на этом рынке, не видя других путей, кроме перехода к свободному тарифообразованию в системе ОСАГО.

Плавный переход от государственного урегулирования к рыночным взаимоотношениям и либерализация тарифов ОСАГО позволит страховщикам увеличить рентабельность бизнеса ОСАГО. Это приведет и к увеличению качества предоставляемых услуг и к возможности для страховщика использовать дополнительные сервисы, позволяющие повысить уровень клиентского обслуживания.

Например, мы выводим на российский рынок решение по контролю процесса ремонта автомобиля на СТОА, позволяющее страховщику или автовладельцу в режиме реального времени получать информацию о статусе ремонта его автомобиля. Если страхователь по sms получает такую информацию, он меньше беспокоит страховую компанию, снижается нагрузка на колл-центр. И в случае нарушения сроков ремонта собственник автомобиля остается более удовлетворен сервисом, чем в случае, если бы он не был уведомлен о задержке по срокам.

Предупреждение о задержке на 1-2 дня не делает клиента менее удовлетворенным. Страховая компания получает возможность контролировать сроки ремонта, установленные законом, она видит, что происходит с автомобилем и может оценить, есть ли риск нарушения сроков или все идет по плану.

Несомненно, законодательные изменения оказывают влияние на наши продукты, которые, являясь отраслевым стандартом, должны полностью соответствовать законодательству.

- Цифры в автобизнесе - это сейчас тренд. Но существует множество пока еще «сырых» цифровых проектов: электронный паспорт, НБДА (Национальная база автомобилей с пробегом), оформление электронных страховок и др. Каковы перспективы их успешного развития?

- Действительно, подобных проектов большое количество – не знаешь, кому верить и кому давать данные. Поэтому основные игроки, владеющие реальными данными (например, дилеры по ремонтам, страховые по страховым случаям, поставщики ПО для расчета стоимости ремонта), относятся настороженно к партнерству с многочисленными проектами и участвуют не во всех.

Также проблемой является «сырость» самих данных: многие крупные компании стали копить историю обращений не так давно, как хотелось бы. С другой стороны, большое количество проектов дает нам больше шансов получить в конкурентной борьбе действительно качественный продукт. Поэтому в конечном итоге наши пользователи должны только выиграть.

- Расскажите о своем сотрудничестве с автопроизводителями. Первым российским автопроизводителем, с которым вы начали работать, стал АВТОВАЗ. В каких массивах данных автопроизводители сегодня заинтересованы, и какие данные они в свою очередь готовы давать?

- Сотрудничество «Аудатэкс» с импортерами и автопроизводителями является важнейшей составляющей бизнеса для каждой из сторон. Импортер заинтересован в выстраивании прозрачного процесса взаимодействия между дилерами импортера и страховщиком. Это обеспечивает работа в нашем программном модуле, где дилеры бренда работают по заводской технологии с учетом локальных рекомендаций импортеров.

Во-первых, импортер нам предоставляет техническую поддержку по вопросам технологии восстановительного ремонта автомобиля (данные о каталожных номерах, нормативах трудоемкости выполнения работ, руководство по ремонту), т.е. для наших партнеров именно мы являемся входной точной для разрешения сложных вопросов, возникающих в процессе урегулирования убытка транспортных средств. Например, одним их важных направлений сотрудничества с технической поддержкой импортера является согласование «подсказок» по технологии ремонта, встроенных в расчетный модуль «Аудатэкс» – AudaPad Web.

Также мы получаем от импортера рекомендованные розничные цены (максимальные цены перепродажи) запчастей, загружаем их на платформу и регулярно обновляем. Это позволяет всем участникам процесса урегулирования убытка работать по единому ценообразованию от производителя.

В июле 2012 года мы заключили соглашение о сотрудничестве с АВТОВАЗом и внедрили единые стандарты ремонта и урегулирования убытков застрахованных автомобилей LADA на своей платформе AudaNet. Это был очень интересный для нас проект, поскольку АВТОВАЗ имеет подробную, но в то же время сложную структуру технических и технологических данных, которая кардинально отличается от аналогичных данных зарубежных брендов.

- Каким образом?

Например, у зарубежных брендов большинство нормативов являются комплексными, т.е. включают в себя все подоперации, необходимые для выполнения основной операции: в норматив по замене крыла уже входит операция по демонтажу бампера, фары, подкрылка и колеса. А у АВТОВАЗа каждая операция имеет свой отдельный норматив и должна учитываться по отдельности. Также АВТОВАЗ не имеет сборников нормативов на иностранных языках, что усложнило процесс разработки данных, поскольку все центры разработки «Аудатэкс» находятся за рубежом.

Текущее сотрудничество с АВТОВАЗ подразумевает постоянный обмен информацией, разработку новых моделей для базы данных «Аудатэкс», а также обновление информации для старых моделей LADA.

- Какие еще проекты в работе?

- Можно выделить проект по разработке VIN идентификации – получение от импортера в России данных, содержащих VIN реализованных автомобилей, их технические характеристики и комплектацию, и разработка механизма, позволяющего нашим пользователям получить подробную информацию о данном автомобиле. Это существенно экономит время при создании калькуляции и сводит к минимуму риск допустить ошибку в подборе запчастей.

Кроме этого, теперь пользователи интернет-решений «Аудатэкс» во всех странах могут идентифицировать автомобили различных брендов, произведенных или импортированных в РФ. Этот функционал, в частности, используется за рубежом для урегулирования страховых случаев с автомобилями, зарегистрированными в России.

Для реализации данного проекта было вовлечено множество сторон – это и российские специалисты, и зарубежные сотрудники нашей компании и компаний автопроизводителей. В России это уникальный опыт построения эффективного взаимодействия с автопроизводителями.

Импортер получает от нас информацию, обладающую очень высокой ценностью, поскольку не существует другого источника получения такого рода данных.
Например, высокой популярностью среди импортеров пользуются отчеты:

- о наиболее часто заменяемых запчастях по различным моделям,
- по количеству убытков своего бренда в дилерской сети и на рынке,
- о средней стоимости ремонта.

База данных «Аудатэкс» в России на сегодняшний день является крупнейшей в мире и имеет высокую степень локализации, которая достигается благодаря сотрудничеству с автопроизводителями. Она содержит более 5 миллионов каталожных номеров запасных частей, более 2500 моделей транспортных средств от более чем 80-ти производителей. Из них порядка 1000 моделей имеют возможность автоматического определения комплектации по VIN, согласно информации от производителя. И каждый день наша база данных растет, пополняется и обновляется, в том числе благодаря нашим клиентам - пользователям наших интернет-решений.

 

, источник: www.autostat.ru