Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Иван Спицкий, зам.директора по корпоративным продажам и продажам малотоннажных автомобилей "Панавто" ("АВТОСТАТ")

Ситуация в автолизинге на современном этапе развития российского авторынка достаточно интересна и непроста. С одной стороны, направление набирает обороты, оно поддержано государственными структурами, лидеры на этом рынке чувствуют себя достаточно уверенно, но с другой - влияние кризиса невозможно недооценить. О ключевых тенденциях в автолизинге корреспонденты аналитического агентства "АВТОСТАТ" решили побеседовать с Иваном Спицким - заместителем директора по корпоративным продажам и продажам малотоннажных автомобилей "Панавто" (официальный дилер «Мерседес-Бенц»).

Иван Спицкий 2.jpg 

Чем, на Ваш взгляд, в сегодняшней экономической ситуации покупка автомобиля в лизинг для физлица выгодно отличается от покупки автомобиля в кредит?

Основное преимущество операционного лизинга (аренда автомобиля без последующего выкупа) для физических лиц перед кредитом – снижение расходов на обслуживание автомобиля и возможность уменьшить размер ежемесячных выплат. Это обусловлено тем, что в оплату лизинга включена стоимость сервисного обслуживания, которое берет на себя лизингодатель, обладающий выгодными условиями на сервис за счет объема.

Финансовый лизинг с последующим выкупом автомобиля не включает в себя услуги по обслуживанию и практически ничем не отличается от кредита.

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке лизинга в данный момент? Кого можно считать основными игроками, как среди банков, так и среди автомобильных компаний, которые развивают это направление? Как происходило сокращение количества участников рынка в «кризисные» 2014-2015 гг.?

Лидеры рынка автолизинга остались неизменными с прошлого года: «ВЭБ-Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «Газпромбанк-Лизинг» и ГТЛК. Портфели этих компаний имеют максимальные объемы в рублях.

Если говорить о количестве клиентов и единицах отгруженной техники, то ведущими игроками традиционно являются розничные компании: «ВТБ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг», а также «Каркаде», «Европлан», «РЕСО-Лизинг».

В 2014-2015 годы рынок покинули несколько небольших компаний, которые не входили в первую сотню лизингодателей России. Их уход не оказал существенного влияния на отрасль.

На Ваш взгляд, в современных условиях глубокого падения рынка – насколько привлекательным может показаться для дистрибьюторов развивать это направление собственными силами?

Учитывая, что лизинговый бизнес требует крупных инвестиций, для дилеров и импортеров создание собственных направлений в этой сфере не рентабельно. При этом создание собственных лизинговых направлений может положительно повлиять на развитие производителей автомобилей с точки зрения увеличения продаж машин, дополнительного оборудования и наполняемости сервиса.

Какие изменения претерпели условия лизинга за 2015 год? Как отразились экономические проблемы (кризис) на условиях лизинга?

Ставки лизинговых предложений уменьшались параллельно поэтапному снижению ключевой ставки ЦБ РФ. Так, увеличение ставки рефинансирования на 6,4% в конце 2014 года повлекло за собой рост цен на лизинг, а после уменьшения ставки ЦБ до 12,5% в мае 2015 года лизингодатели снизили ставки на 1-2%. Постепенное снижение цен вместе с программой государственного субсидирования позволило сделать финансовый лизинг более привлекательным инструментом для бизнеса.

В то же время лизинговые компании постепенно усложняли процесс подачи заявок и одобрения новых клиентов, чтобы уменьшить число проблемных долгов. В результате существенно возросло количество документов, которые обязаны предоставить потенциальные лизингополучатели.

Участвуете ли вы в программе господдержки автолизинга? Если да, то сколько автомобилей по программе было продано вашей компанией в 2015 году и как оцениваете эффективность программы?

В программе господдержки участвуют не автомобильные дилеры, а лизинговые компании, в том числе и наши партнеры. Соответственно, статистикой по количеству проданных автомобилей в рамках программы мы не обладаем.

Какие сегменты лизинга наиболее активно развиваются?

На сегодняшний день активно развивается розничный лизинг легкового и коммерческого транспорта. Благодаря государственному субсидированию и ликвидности предметов лизинга, большинство компаний делали ставку именно на этот сегмент и старались увеличить его долю в своих портфелях в течение 2015 года. К примеру, доля розничного лизинга легковых автомобилей у различных компаний составляет от 50 до 80%, коммерческого транспорта грузоподъемностью до 5 тонн – 20-40%, тяжелой коммерческой техники – 5-10%.

В настоящее время спецтехнику и оборудование на постоянной основе финансируют только специализированные лизинговые компании, но разовые сделки случаются у всех. При этом доля лизинга с господдержкой у лизингодателей в 2015 году составила от 10 до 20% от общего портфеля. Хороший рост показывает направление лизинга авиатранспорта, который также стал востребованным благодаря господдержке.

Если говорить о лизинге для физических лиц, то его доля в общем объеме инвестиций очень мала. Компании, занимающиеся оперативным лизингом, не заинтересованы в клиенте-физике и ориентированы на аутсорсинг автопарков крупных юридических лиц. В ближайшее время этот сегмент вряд ли будет активно развиваться, потому что мало чем отличается от кредитования и люди предпочитают привычные формы покупки автомобилей.

Катализатором для популяризации лизинга для физических лиц могут стать изменения в федеральном законодательстве, фиксирующие его правила и введение преимуществ (по аналогии с налоговыми преференциями для юридических лиц).

Охарактеризуйте наиболее явные тенденции на рынке лизинга применительно к автопарку (наиболее популярные марки, модели, возраст – по марке Mercedes-Benz и, если есть информация - в целом по рынку коммерческих автомобилей).

Традиционные лидеры по лизингу в премиум-сегменте легковых автомобилей: «Мерседес-Бенц» (модели Е, S, GL, GLE-Класса), BMW (модели 3, 5 серии, X5, X6), Audi (модели А6, Q5, Q7). В массовом сегменте покупатели чаще всего приобретают в лизинг Toyota (Camry, LC 200), Kia (Rio, Ceed), Hyundai Solaris, Lada (Granta, Kalina).

В лизинге коммерческого транспорта востребованы автомобили, попадающие под субсидирование: «Мерседес-Бенц» Sprinter Classic, Lada Largus, продукция завода ГАЗ и другой коммерческий транспорт, собранный на территории России.

Кто сегодня является покупателем автомобиля Mercedes-Benz по лизинговой схеме? Охарактеризуйте, пожалуйста, вашего потребителя.

Покупатель «Мерседес-Бенц» по лизинговой схеме ничем не отличается от владельцев автомобилей этой марки, приобретавших их в кредит или за наличный расчет. Это успешный человек, владелец компании или топ-менеджер, который ценит комфорт и имеет возможность оформить автомобиль в лизинг.

Каковы ключевые тенденции на рынке?

В продолжение тенденций прошлого года, в 2016 году лизинговые компании будут повышать ликвидность портфелей, избавляясь от непрофильных активов и уделять максимальное внимание детальному анализу потенциальных лизингополучателей. При этом тяжелым бременем для крупных лизингодателей станут долго окупаемые проекты, срок реализации которых может увеличиться.

В то же время в борьбе за клиентов компании запустят новые привлекательные программы, что, безусловно, оценят представители бизнеса.

Еще лет 7 назад потребитель с большим недоверием относился к такому понятию как лизинг. Можно ли сегодня говорить о том, что это инструмент, который не вызывает вопросов у покупателя?

В целом уровень доверия потребителей к лизингу сегодня гораздо выше, чем 5-7 лет назад. По статистике одного из наших партнеров, среди представителей бизнеса пять из десяти клиентов активно работают с лизинговыми компаниями. При этом три клиента не имели подобного опыта, но готовы попробовать, один относится с недоверием в виду отсутствия достаточной информации об этой форме приобретения автомобиля. Лишь один клиент не готов рассматривать лизинг в качестве источника финансирования, ни под каким предлогом.

Как можно поддержать развитие лизинга? На Ваш взгляд, чего не хватает на российском рынке для того, чтобы автолизинг в стране мог развиваться активнее?

Думаю, существенное влияние на развитие лизинга может оказать введение дополнительных налоговых преференций и льгот при использовании лизинговых схем приобретения основных средств для бизнеса. К примеру, это может быть освобождение от транспортного налога или налоговые каникулы.

Также важными преимуществами могут стать: упрощение бухгалтерского документооборота, связанного с оформлением и ведением лизинга и субсидирование автомобильного транспорта или лизинговых компаний. Эти меры позволят сделать лизинг доступнее для среднего и малого бизнеса.

В сфере автокредитов сегодня банки отмечают рост просроченной задолженности в связи со сложной экономической ситуацией в стране. Наблюдаете ли Вы аналогичную тенденцию в автолизинге? Если да, то как оцениваете рост просроченной задолженности по итогам 2015 года? Какие варианты решения проблемы Вы предлагаете клиентам?

Естественно, в автолизинге также наблюдается рост просроченной задолженности. Однако, ее доля меньше, чем в автокредитовании физических лиц. Это объясняется тем, что владельцы бизнеса имеют больше финансовых возможностей для погашения долга. Лизинговые компании, как правило, проводят более тщательную и эффективную оценку кредитоспособности своих потенциальных лизингополучателей.

12.02.16
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 22 февраля 2017 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее