Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 6 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Александр Халилов, председатель правления ГК «АвтоСпецЦентр» («Коммерсант»)

Александр Халилов.jpg

За два года в российском авторитейле более 170 дилерских центров сменили собственников, свидетельствуют данные «Автобизнесревю». Наиболее агрессивным игроком стала группа компаний «Эла»: в 2013 году она купила более крупный «Автоспеццентр» (АСЦ), а в конце 2014 года объединенная компания консолидировала московский бизнес петербургского дилера «Мега Авто». Сейчас АСЦ не спешит с новыми сделками: рынок в острой фазе кризиса и активы могут еще подешеветь, рассказывает в своем первом за 16 лет интервью председатель правления ГК «Автоспеццентр» Александр Халилов.

– Как вы попали в бизнес?

– После института по распределению пошел работать на военный завод «Сапфир». Потом, когда Ельцин стал первым секретарем горкома партии, мы пошли к нему с инициативной группой из шести человек и предложили построить МЖК (молодежный жилой комплекс.– “Ъ”) «Сабурово». С жильем в Советском Союзе были проблемы.

– То есть вы начинали с девелопмента, продаж квартир?

– Нет, это не имеет к девелопменту никакого отношения. Это была специально созданная программа – распределение и учет жилья для молодежи до 30–35 лет. Мы предложили работать в третью смену и по ночам построить себе квартиры. И мы собрали 5 тыс. человек и строили квартиры. Каждый человек увольнялся с работы и два года работал на производстве плит. Во всей стране давали по 5 метров на человека, а нам – по 9. И Ельцин это дело одобрил. В итоге построили 3545 квартир.

Первый большой проект – строительство школы: у нас было 35 первых классов. Огромная школа была, самая большая в Советском Союзе. Построили, впервые в истории, детские сады с бассейнами, сами спроектировали, цифровую станцию телефонную. Потом открыли там Инкомбанк. Собственно говоря, с этого все и началось. Появился банк, появилась возможность поставить туда одного нашего основателя, и вот тогда начал заниматься бизнесом, ушел с завода.

Мы выступали и в качестве меценатов в культуре. Можно сказать, что выступили спонсорами производства фильмов «Асса» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (режиссер – Сергей Соловьев.– “Ъ”). Также мы поддержали в свое время «Кинотавр».

– Как долго вы занимались банковским бизнесом?

– Банковским бизнесом я практически не занимался. Мы просто создали банк, после того как закончили строить МЖК «Сабурово» в 1991 году. Банк стал дальше развиваться, а я вот начал заниматься автомобилями.

– Почему?

– А потому, что банковский бизнес тогда казался вообще непонятным, и в то время в финансы шли троечники. А более способные шли в МГУ, МИФИ, Физтех.

– Откуда у вас появился начальный капитал?

– Ниоткуда, просто свои деньги взяли, и все. Купили-продали, зарабатывали и не тратили.
Я вам объясню, как было тогда. Инфляция была 200%. Вы покупаете сегодня «Жигули» за 10 руб., подождали чуть-чуть и продали за 20. А кредит тогда в банке можно было взять за 5% годовых. Вы за два месяца можете на две машины заработать. А дальше вкладывайте в бизнес, и это как пирамида, через год у вас будет там 1000%.

– Кредит вы брали в Инкомбанке?

– В Инкомбанке поначалу, потом в других банках.

– С кем из Инкомбанка были знакомы?

– С Володей Виноградовым (основателем Инкомбанка.– “Ъ”), он был наш, сабуровский. Жил в соседнем доме со мной. Мы, в связи с тем что занялись строительством домов, отделкой, могли на стороне деньги зарабатывать. И мы тогда создали кооператив «Сабурово», и председателем кооператива был Володя Виноградов. Он умер в 1998 году.

– В автобизнесе начинали с российских марок?

– Да, с «ВАЗов», грузовиков «ЗИЛ». И «Москвичи» еще были, «Алеко».

– А иностранные?

– Первой маркой у нас была Kia. Мы были вторыми дилерами Kia в России, в мае 1995 года подписали контракт. Кстати, юбилей – 20 лет назад мы начали продавать Kia. Это была компания Kia Russland – называли себя русским, но компания была немецкая. Мы купили 50 микроавтобусов.

– Как вы попали на «Автотор»?

– В «Автотор» меня пригласили. В 1995 году мы начали продавать Kia, а в 1997 году у Владимира Ивановича Щербакова (основатель «Автотора».– “Ъ”) появилась идея начать собирать машины в Калининграде. И он меня пригласил к себе вице-президентом, заниматься созданием дилерской сети, продажей, закупкой машин. Я покупал машинокомплекты все, какие нужно цвета, модели, и потом мы через дилерскую сеть продавали. Я у него отработал до 1999 года. Был период, когда хотели начать премиум-бренд там собирать и решали, BMW или Mercedes. В итоге договорились с BMW.
Тогда была забавная история. В Австрии есть завод, где собирают Mercedes Gelandewagen, и мы подружились с его директором. Договорились, что будем собирать машины, он дал комплекты, мы их собрали, а это не было согласовано с Mercedes. Был большой скандал. Это было 16 лет назад, и тогда еще не было понимания дилерских стандартов в том ключе, как это принято сейчас, действовали по наитию.

– Какой опыт вы получили на «Автоторе»?

– Впервые там я постоянно общался с теми, кто понимает западные модели управления бизнесом. Как машины заказывают, как нужно модели разрабатывать, какая стратегия у какого бренда. У нас же все по блату раньше было, все бегали за продавцами, чтобы купить машину.

– Чем зарубежный автобизнес отличается от российского?

– Думаю, наши дилеры – одни из лучших в мире. И уж точно лучше, чем в США. Уровень образования у них совсем другой. Там если на сто человек есть один с высшим образованием, то хорошо. У нас авторитейл считается престижным и интересным бизнесом, а там это считается чем-то ругательным.

Я считаю, что Америка убила автомобильный бизнес – принципом, когда вы приходите в автосалон и начинаете торговлю. Придите в магазин Chanel, вам дадут там скидки? Не дадут. Я считаю, что не туда идет автобизнес. Лучше бы чуть снизили цены или чтобы были везде фиксированные цены. Особенно сейчас, когда клиенты просто бегают по автосалонам бесконечно, и уже просто все работают в минус. Например, BMW, Mercedes или Audi ежегодно снижают цены, лишь бы обогнать конкурента. В итоге теряют все – и производители, и дилеры. Я считаю, что с точки зрения качества, подхода, анализа, понимания в России серьезный автодилерский бизнес. И это очень тяжелый бизнес. В США если вы покупаете автосалон, то 3–4–5% годовых вы платите. У нас ставки 20%. Поэтому, естественно, вам приходится думать на порядок больше. Зарабатывать больше денег, чтобы минимизировать расходы.

– Почему в 2013 году группа «Эла» купила «Автоспеццентр»? Хотели захватить долю рынка?

– Этой цели не было. Мы смотрели активы, которые сильно недооценены и имеют потенциал роста в два-три раза. В АСЦ мы увидели, что есть такой потенциал, поэтому взяли. И еще мы руководствовались тем, что более 50% брендов АСЦ были премиальными, найти их очень тяжело.

– В 2012 году у ГК «Эла» было 7 автодилерских центров и выручка 11,2 млрд руб., тогда как у АСЦ – 19 центров и выручка 32 млрд. Как вам удалось купить компанию более чем в два раза больше, чем ваша?

– У нас показатели финансовые были лучше, чем у АСЦ. Я просто показал банкам, что мы делаем со своей компанией и что мы можем делать с АСЦ.

– Прошло два года, инвестиция окупается?

– Нормально окупается. Мы досрочно вернули значительную часть кредита.

– В этой сделке вы выкупали акции у существующих акционеров. Вас не останавливало то, что эти деньги уходят из компании, а вам придется снова инвестировать?

– Особо не нужно было инвестировать, потому что у АСЦ практически долга не было. Мы переоформили кредит, кое-какие банки перекредитовали, которые после сделки почему-то боялись.

– На покупку акций АСЦ вы брали кредит на $170 млн в Московском кредитном банке (МКБ)? Что в залоге?

– Да, в МКБ. Изначально было 100% акций АСЦ заложено.

– На рынке говорят, что вы дружите с основным владельцем МКБ Романом Авдеевым.

– У нас чисто рабочие отношения. Банк доволен нами. Проблем с нами нет, все обязательства мы перевыполняем, по обороту, по возврату.

– Есть возможность взять в МКБ льготный кредит на новые M&A?

– Мы ведем переговоры. Пока непонятно, что с рынком. Был момент, когда мы думали еще сделки провести. А сейчас решили подождать, потому что активы еще подешевеют и можно будет еще дешевле купить.

– Вы интересовались «Независимостью»?

– Да, интересовался. Я не могу и не хочу это комментировать. Ею интересовались многие.

– Но с «Независимостью» может что-то сложиться?

– У нас много с кем может сложиться. Я не могу пока сказать с кем, потому что непонятно, что на рынке будет.

– В 2014 году вы купили семь салонов «Мега Авто», как сообщалось, более чем за 1 млрд руб. Кредит на эту сделку тоже предоставил МКБ?

– Да. Они просто нас знают. А мы почему с ними – потому что они очень быстро принимают решения и с ними просто легко. У нас есть еще один партнер – Транскапиталбанк.

– У вас какие ковенанты по займам? В кризис не столкнулись с проблемами по их выполнению?

– Пока мы идем в плане по прибыли. Сейчас начинается самая острая фаза кризиса.

– В мае достигнуто дно продаж? Или падение продолжится?

– Я думаю дна можно достигать в течение двух лет.

– Когда ЦБ повысил ключевую ставку, у вас сильно повысилась стоимость привлечения средств?

– Конечно, естественно, как и у всех.

– Ваши конкуренты говорили, что у них примерно на том же уровне осталась, несколько процентов подняли, и все.

– У нас три крупных партнера: Volkswagen, Renault-Nissan, Kia-Hyundai. Финансирование всех стоков идет от Volkswagen Bank, Renault-Nissan Bank и других. Как только кризис жахнул, они подняли ставки. Машины все они нам поставляют, у нас есть рассрочка, месяц или два, потом у них счетчик работает. Они подняли ставку кредита на закупку автомобилей до 23%. Это сделали даже западные кэптивные банки, у них рисков никаких нет. Они дилеру дали машины, посчитали проценты, и дилер заплатил. У них риска невозврата вообще нет. При этом у нас тоже есть банки, которые на считаные проценты подняли. Но все равно средняя ставка уже у нас была 19%.

А потребкредиты еще хуже. Был момент, когда они вообще поднялись до 30%. Сейчас потребкредиты дотируются, они где-то есть и 7%, и 9%. Но этот кредит дается всего на год, а вы должны 50% сразу заплатить.

– Какие инструменты господдержки помогают рынку больше всего?

– Никакие.

– А утилизация?

– Она пока поработала месяц-два. Судя по итогам апреля, не очень помогает. Рынок падает и падает. Май еще хуже.

– Какие у вас результаты по 2014 году и по первому полугодию текущего года?

– Мы значительно ниже падаем, чем рынок. И есть бренды, в которых мы вообще не падаем.

– Это премиальные марки?

– Не только, есть и массовые. Есть разные стратегии, есть стратегия корейская – у них прибыль не в приоритете, главное, долю рынка увеличивать. Есть стратегия Volkswagen, они не хотят даже свою долю удерживать. Они хотят, чтобы дилерская сеть сохранилась и какая-то прибыль была. Поэтому аналогичные машины Skoda Rapid и Hyundai Solaris раньше стоили одинаково, а сейчас Rapid на 20% дороже стоит.

– Сколько будет продано машин в 2015 году?

– Ассоциация европейского бизнеса считает, что будет продано 1,9 млн машин, а я думаю – 1,4 млн. Какие-то бренды идут, какие-то не идут. Просто народа с деньгами нет. Например, возьмем апрель. Мы в кредит продали 50% автомобилей и все равно упали. Это о чем говорит? Что людей с наличными все меньше и меньше. Вторичный рынок, как ни странно, в апреле резко поднялся.

– Автобизнесу не хватает господдержки?

– Бизнесу не нужна поддержка, бизнесу нужно не мешать. Как только вы любой шаг делаете, вас тормозят и говорят, нет разрешения, и так далее. Нужно не мешать на муниципальном уровне.

– К вам зачастили из пожарной инспекции?

– Ну все что угодно. Любое разрешение на какие-то парковки-заезды. Сегодня очень не просто с рекламой – оформление пилонов, вывесок, флагов – это смело можно назвать административным барьером в работе автосалона. Мы с этим барьером сталкиваемся.

– Это случилось после аукционов 2013 года на наружную рекламу в Москве? Получается, рынок отрегулирован неудачно и бизнес пострадал?

– Конечно. Ну а постановление, по которому площади, где стоят автомобили, считаются торговыми и, следовательно, за них придется платить дополнительный налог. Хотели в июле в виде эксперимента ввести это в Москве и Питере. И делают это сейчас во время кризиса. РоАД (ассоциация «Российские автомобильные дилеры».– “Ъ”) уже выступила против этого.

– Многие дилеры пытаются сбить кадастровую стоимость своих автосалонов, например, это делал «Рольф».

– Это вообще ужасная ситуация. Два года назад нам подняли стоимость аренды земли в 13 раз за полгода – аренду подняли в три раза, а кадастровую стоимость более чем в четыре раза. Условно говоря, если мы раньше платили 100 тыс. за аренду участка, то теперь должны платить 1 млн 300 тыс. Сейчас вроде бы идет какой-то откат назад, ассоциация дилеров пытается отыграть, РоАД ведет переговоры. Но я не понимаю, чем думали чиновники.

– В частном порядке планируете судиться?

– Нет, мы не собираемся.

– А что тут еще можно сделать?

– Они должны просто взять и отменить. Как можно что-то в 13 раз повышать?

– Ваша позиция по поводу легализации параллельного импорта?

– Конечно, его надо разрешить. Это приведет к тому, что люди будут покупать запчасти дешевле. У нас есть случаи, когда те же самые оригинальные запчасти в России стоят в три раза дороже, чем в Эмиратах. Что, у нас страна такая богатая? Правительство должно это сделать, потому что для потребителей это хорошо. И во всех странах это есть.

– Вы сами будете импортировать?

– Да, конечно.

– В кризис возник отток к частным автосервисам?

– Да, падение в автосервисе сейчас около 10%. Во-первых, это отток к серым компаниям, в гаражи. И плюс запчасти. Сейчас на Audi каждый второй приезжает со своей запчастью, которую покупает неизвестно где.

– Как вы считаете, последуют ли другие бренды примеру General Motors?

– Ситуация с GM – это политика на самом деле. Им сказали уходить, они ушли.

– А Ford тогда почему здесь?

– Ford – частная компания. 30–40% ее акций остались за семьей Форд, которая принимает все решения. Это реально семейная компания, хоть и публичная. В отличие от GM, где полностью государственное финансирование.

– Почему Ford инвестирует в Россию?

– Хотя наш рынок упал, но все равно большой. Ford держится, старается минимизировать убытки.

– «Автоспеццентр» – тоже семейный бизнес?

– Да, АСЦ – семейная компания.

– У вас какая доля в АСЦ?

– Не могу сказать.

– У вас полный контроль над принятием решений в компании?

– Конечно, мы советуемся. Я люблю советоваться, потому что одному сложно принимать решения.

– Это принципиальное решение – не выходить в регионы?

– Это не прибыльно. В моем понимании один салон в Москве – это как пять-десять региональных. Какой в этом смысл?

– Вы планируете премиальные бренды наращивать?

– Хотелось бы премиальные. Потому что если посмотреть, у нас салонов Skoda избыток, Kia – достаточно, Hyundai – достаточно, Nissan – достаточно.

– Почему АСЦ закрыл салон Suzuki?

– Сменили на более доходный и интересный для себя бренд. У нас два автосалона Nissan, соответственно, нам выгоднее быть дилерами Datsun.

– А Mitsubishi? Не жалеете, что бренд оказался у вас в портфеле?

– Он достался нам в наследство. У Mitsubishi, как у всех, возникли проблемы. Что с Ford, мы пока не понимаем. Поэтому, конечно, премиальные бренды нужно развивать. Сейчас у нас 45% брендов – премиальные.

– Вы хотите стать номером один в российском авторитейле?

– Да, наверное. Если получится – стать номер один и плюс IPO сделать.

– Когда может случиться IPO АСЦ?

– Я думаю, что через три-четыре года после стабилизации ситуации на Украине.

«Коммерсант»

02.07.15
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:32 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее