Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Владимир Попов, председатель совета директоров ГК «Фаворит Моторс» («РБК»)

Владимир Попов.jpg

Председатель совета директоров группы компаний «Фаворит Моторс» Владимир Попов рассказал, как его компания расстается с General Motors, почему подешевел Ford и как текущий кризис изменит структуру российского авторынка.

«Если бы кризисов не было, их надо было бы изобрести»

– На авторынке кризис, а в портфеле «Фаворита» достаточно проблемных марок. Что будет с компанией?

– На сегодняшний день мы имеем 19  центров в Москве, и сейчас с «Фаворитом» происходит, наверное, самое лучшее из того, что может происходить с автомобильной компанией в кризис. Мы прибыльны по всем маркам портфеля. К счастью, еще два года назад мы закончили глобальные инвестиции в строительство автоквартала на севере Москвы. Можно сказать, что нам повезло, и мы успели построить серьезный проект за докризисные рубли. Это первое. Второе: компания, существующая на российском рынке 21 год, имеющая такой сервисный потенциал и такую клиентскую базу, как у «Фаворит Моторс», фактически может существовать независимо от колебаний рынка. Вообще кризис – наше любимое время. Каждый кризис давал бизнесу «Фаворита» вырасти примерно на 50%. Если бы кризисов не было, их надо было бы изобрести.

– Все-таки по отдельным маркам продажи упали очень прилично. Не думаете перетряхнуть портфель, избавиться, например, от Peugeot и Citroen?

– Что касается Peugeot Citroen, на сегодняшний день мы крупнейшие игроки в этой нише, а наши сервисные мощности составляют порядка 30 постов. Коэффициент загрузки сервиса превышает 0,9. Это великолепный показатель. PSA имеет ярко выраженную сервисную бизнес-модель. Коэффициент покрытия сервисом всех издержек по этому бизнесу превышает 75%. Лучший показатель достигается только в премиальных марках типа Audi, Mercedes и BMW, где он может достигать 82–83%. Поэтому говорить о том, что Peugeot Citroen – это плохо, я бы не стал. Нам нравится этот бизнес, и независимо от того, как будет складываться рыночная ситуация, мы будем его продолжать.

Если говорить отдельно о GM [владеет Opel и Chevrolet, уходит с российского рынка до конца 2015 года], то сейчас, с учетом 25-процентных скидок, по этим маркам мы снимаем сливки. К сожалению, это продолжится только до конца этого года. Хорошая новость в том, что автосервисы GM работают на пределе возможностей, учитывая продажи за последние годы.

Еще шесть из 19 центров «Фаворита» – это Kia – стратегического партнера компании. Kia сегодня – мечта любого дилера. Это единственная марка, которая показывает минимальное падение относительно общерыночных показателей. Не секрет, что корейцы настроены существенно увеличить свою рыночную долю, воспользовавшись текущим кризисом. В этом случае банк сорвет тот, у кого больше возможностей для продвижения марки. А у «Фаворита» они самые большие на российском рынке.

Еще два наших центра – это Skoda. Она абсолютно стабильна. То есть у марки не бывает гигантских взлетов, но и не бывает больших падений. Мы очень старые партнеры и намерены и дальше развивать наше сотрудничество, в том числе запуская новые центры.

Volvo также очень стабильна и находится на подъеме в связи с появлением нового XC90. Уже очевидно, что машину потребитель принял, и свои квоты по ним на ближайший квартал мы распродали в ноль. К 2018 году мы получим еще несколько новинок. Ближайшее будущее с Volvo выглядит довольно приятным.

Кто не смог пережить прошлый год – это Seat. К нашей радости, мы смогли окупить этот проект. Мы не делали ошибок, которые делали другие дилеры, которые, например, в регионах умудрялись строить концепты по $4 млн. Наши вложения в этот бизнес я оцениваю примерно в €250 тыс.

– Opel и Chevrolet вы тоже окупили?

– У нас два центра этих марок. Один построили три года назад, второй – полтора года. Да, период окупаемости полностью не пройден. Но это не проблема. По одному центру уже есть два предложения от очень эффективных и известных европейских марок. Сегодня закрывается GM, завтра открываются они. Второй центр я пока сознательно не хочу перепрофилировать. На его базе обслуживается гигантское количество клиентов Opel и Chevrolet, и мы, безусловно, будем исполнять все обязательства. По условиям нашего «бракоразводного» процесса с GM у нас остается сервисный контракт, и мы заключаем новый контракт на продажу автомобилей Cadillac и дорогой линейки GM [корпорация продолжит продавать на российском рынке дорогие марки Corvette и Camaro]. Кстати, сегодня российская доля «Фаворита» по продажам Corvette равна 40%, а по продажам Camaro – 36%. Конечно, развивать бизнес во многом придется заново и нам, и офису GM. Это новый вызов, а вызовы нам нравятся. Пока минимизируем последствия ухода для себя и клиентов в самом бюджетном сегменте марки. С этой целью мы запустили совместную программу с Kia. Всю линейку Lacetti и Aveo меняем на новейшие Kia Rio с дисконтом 80 тыс. руб. плюс начисляем сервисную компенсацию 20 тыс. руб. То есть 100 тыс. руб. чистой выгоды для клиента и пятилетняя гарантия – это реально круто.

– Как вы думаете, почему GM решила уйти?

– Наверное, она и сама ответит на этот вопрос с трудом. GM почему-то воспринимала российский рынок и нашего потребителя как, допустим, потребителя из Мексики или Бразилии, ну или из отдельных провинций Китая. А это далеко не так. Российский рынок невероятно развит с точки зрения интеллекта и запросов людей. На сегодняшний день GM в нижней линейке не имела достаточно адекватного конкурентного торгового предложения. Она ошибочно полагала, что автомобиля типа Lacetti вполне достаточно для российского рынка. Не сделав необходимых инвестиций в продуктовую линейку, играть в России в самом высококонкурентном сегменте не представляется возможным.

– Недавно начались переговоры дилеров и GM о «разводе». Что предлагают американцы, что просит «Фаворит»?

– Наши требования очень просты: верните наши вложения. GM готова с нами рассчитываться исходя из периода 100-процентного дисконтирования инвестиций в пять лет. Это уже озвученная информация, мы в принципе согласны. Насколько мы будем близки в каких-то мелких деталях – это вопрос переговоров.

– Сколько вы вложили?

– Средняя цена дилерского центра в Москве не бывает меньше $8 млн.

– Кто еще из автопроизводителей сейчас в зоне риска?

– На мой взгляд, некоторые японцы. Тут проблемы начиная от дорогой иены, заканчивая сложной логистикой и слабостью отдельных игроков. Естественно, я не имею в виду Toyota и Nissan. Как вариант, проблемными для дилеров могут стать Honda, Acura и Suzuki. Не думаю также, что сейчас лучшие времена для Mitsubishi. Очевидно, сложно будет китайским маркам. По итальянцам в принципе не поймешь, они живы или давно уже в мире ином.

– Недавно Ford стал контролирующим акционером в российском СП Ford Sollers. Что-нибудь изменилось?

– Похоже, американцы сдерживались решениями российского партнера. Sollers, очевидно, не хотела брать на себя убытки от девальвации рубля и блокировала решения по цене. Поэтому Ford не мог работать в России, как на всех остальных рынках, используя силу материнской компании. Теперь, судя по всему, Ford получил право самостоятельно принимать решения в ценовой и маркетинговой политике. Мы это почувствовали моментально. Во-первых, компания трижды за год снизила цены, пошли продажи, во-вторых, появился бюджет на маркетинг. Начала меняться коммуникация с дилерами. Сейчас, если конкуренты ставят цену на модели, условно говоря, 450 тыс. руб., Ford тоже поставит 450 или даже 440. По моему мнению, с Ford мы в прошлом году достигли дна, теперь будем всплывать.

– По слухам, Sollers может выйти из бизнеса SsangYong, а марка – покинуть российский рынок.

– Это не так. Недавно у нас был совместный с Sollers деловой завтрак с вице-президентом SsangYong господином Ли, который приезжал в Россию, и смыслом его приезда было две вещи. Первая – договориться с Sollers по тому, как будет вестись дальнейшая операционная деятельность. И вторая – это донести, в том числе до крупнейших дилеров, клятвенные обещания, что ничего они закрывать не собираются, остаются здесь и все будет хорошо.

«На каждой машине производитель теряет около $2,5–5 тысяч»

– Каков ваш прогноз по рынку в  2015 году?

– Если выйдем на 1,5 млн машин – будет отлично, но я сильно в этом сомневаюсь.

– Госпрограммы помогают продажам?

– Любая программа выступает в качестве поддерживающего фактора. Вместе с тем говорить, что она очень сильно поддержит рынок, не стоит. Мы столкнулись с целым рядом проблем. В основном это курс и его резкие изменения. Эта ситуация повлияла на настроения потребителей. Скоро мы вообще не узнаем тот пейзаж автомобильного рынка, к которому привыкли. Когда есть огромное разнообразие машин, в том числе приходящих по импорту: кабриолеты, купе, родстеры и так далее, – это та роскошь, которая на время исчезнет.

– То есть импорт вымрет?

– Нет, я считаю, что рынок пройдет свой логичный экономический цикл и перейдет на новый виток. В текущих экономических условиях единственными драйверами для продвижения автомобильных марок стали инновации, новинки и локализованное производство. Причем со степенью локализации не меньше 65%. К сожалению, импорт при таком курсе абсолютно убыточен практически для всех. На каждой машине производитель теряет около $2,5–5 тыс.

– Даже после стабилизации курсов?

– Безусловно. Стабилизация произошла на отметке 50 руб. за доллар, а весь бизнес с производителями рассчитывался при курсе доллар – 32, евро – 44. Соответственно, если вы посмотрите на эту «небольшую» разницу, вы поймете, что импортер, зарабатывающий порядка 4,5–7% маржи от производителя, не получить убытки просто не может.

– Будет ли дальнейший рост цен?

– При росте курса это абсолютно неизбежно, тут даже говорить не о чем.

– Раскроете финансовые показатели за 2014 год?

– Продажи в прошлом году – 41,1 тыс. автомобилей, из них новых – 32,8 тыс. штук, в trade-in – 7,2 тыс., в кредит – 11,1 тыс., корпоративные продажи – 6,5 тыс. Средняя цена розничной продажи автомобиля в рублях: нового – 871,1 тыс. руб., с пробегом – 438,5 тыс. руб. Суммарная выручка холдинга за прошлый год – 36,6 млрд руб. Выручка от услуг по техническому обслуживанию и ремонту – 4,2 млрд руб. Этого оказалось достаточно, чтобы занять девятое место в рейтинге 200 крупнейших автомобильных холдингов России.

«РБК»

18.05.15 «РБК»
Источник: Фото - Auto-Dealer.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 11:00 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • вчера, 09:49 Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

    Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее