Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Сергей Савицкий, гендиректор «Атлант-М» («За рулем.РФ»)

В марте 2014 года топ-менеджеры холдинга «Атлант-М» провели стратегическую сессию, во время которой были выработаны основные направления развития компании на ближайшие пять лет. Генеральный директор «Атлант-М» Сергей Савицкий прокомментировал «За рулем.РФ» текущее положение дел на рынках присутствия холдинга и перспективы развития.

– Ваша компания совсем недавно, в 2011 году, формулировала многолетний план развития. Что подтолкнуло вас к его пересмотру?

– Весной этого года стало очевидно, что стратегия «Мы накапливаем прибыль, чтобы в нужный момент купить конкурентов», сформулированная в 2011 году, не работает и нам необходимо ее корректировать. В последние годы рынки присутствия «Атлант-М» – РФ, Беларусь и Украина – ведут себя очень нестабильно. Во всех регионах произошли и происходят быстрые изменения. На Украине мы наблюдаем глубокий политический и экономический кризис, перспективы рынка пока не поддаются прогнозированию. В России автомобильный рынок достиг своего насыщения, начал сокращаться, и перспективы для будущего роста также слабые. В Беларуси рынок растет, но сам его размер невелик и присутствует большая зависимость от автомобильного рынка и экономики России в целом.

Ситуация осложняется тем, что давление на рентабельность бизнеса постепенно усиливается и ценность существующей бизнес-модели снижается на всех трех рынках.

По-прежнему одной из важнейших задач для нас остается сокращение долговой нагрузки, так как существующий уровень долга не дает возможности расти за счет сделок слияний и поглощений. В итоге стратегия, сформулированная в 2011 году, сейчас не работает, возможности для роста холдинга ограничены, а это значит, что нам надо разработать новую стратегию.

– Что же вы намерены предпринять?

– Во-первых, мы для себя определили, что потенциал роста на существующих рынках почти исчерпан, и если мы хотим в будущем расти, то нам необходимо разрабатывать новую портфельную стратегию, то есть смотреть на рынки с потенциалом для роста.

Во-вторых, для каждого из регионов присутствия необходима разработка своей базовой стратегии и бизнес-модели, учитывающей специфику рынка и марки. В-третьих, мы откорректировали инвестиционную стратегию. И наконец, в-четвертых, определили ключевые стратегические инициативы 2014 года, направленные на улучшение существующей бизнес-модели «Атлант-М».

Портфельная стратегия холдинга «Атлант-М» нацелена на будущий рост и состоит из трех пунктов:

- Основными рынками для «Атлант-М» остаются регионы текущего присутствия, то есть Россия, Беларусь, Украина. И здесь мы должны реализовать первую фазу, фазу укрепления, для того, чтобы подготовиться к будущему росту.

- При положительной динамике прибыли и улучшении финансового состояния «Атлант-М» рассматривает возможность для входа на новые рынки (1-2 страны), находящиеся в стадии зарождения.

- «Атлант-М» осторожно подходит к возможности выхода в слабо насыщенные регионы РФ с высоким потенциалом роста продаж (мы готовимся к поглощениям, но активных действий сами пока не предпринимаем).

– То есть молодые и дерзкие менеджеры могут паковать чемоданы и готовиться к десанту в Таджикистан, Узбекистан или Кыргызстан?

– Да, мы исследуем внешние рынки, прежде всего в странах СНГ, и просчитываем их потенциал, готовимся к переговорам с поставщиками, то есть мы нацелены и готовимся к следующей фазе роста. А наш осторожный подход к сделкам слияний и поглощений на существующих рынках означает, что сами мы активный поиск объектов для слияний и поглощений в 2014 году не ведем, но готовы и будем рассматривать все поступающие предложения, чтобы не упустить подходящие для нас.

– С портфельной стратегией разобрались. Что будут делать каждый из регионов?

– Во время сессии мы определили базовые стратегии для дальнейшей разработки в этом году на текущих рынках:

Российская Федерация: стратегия укрепления с элементами стратегии инноваций;

Украина: стратегия укрепления;

Беларусь: стратегия укрепления с элементами стратегии экспансии.

Под экспансией мы подразумеваем использование существующей бизнес-модели в смежных сегментах, то есть ответ на вопрос «куда и каким способом расширять существующий бизнес?» (география, продукты, клиенты, цепочка, каналы продаж, технологии). Укрепление означает улучшение одной или нескольких составляющих бизнес-модели, то есть ответ на вопрос «как повысить конкурентоспособность существующего бизнеса?» (поиск синергии, оптимизация операций и структуры, повышение эффективности, укрепление бренда, усиление эффекта масштаба). А инновации – не что иное, как создание новой бизнес-модели, то есть ответ на вопрос «как кардинальным образом поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки?».

– А что насчет инвестиций? Во что холдинг будет вкладываться в ближайшие годы?

– Мы будем делать точечные инвестиции в автоцентры, основные генераторы прибыли, для укрепления их материальной базы, положения на рынке и роста пропускной способности. От масштабных инвестиций в новые автоцентры в ближайшие 3 года мы отказываемся. Планируем лишь завершить строительство третьего и четвертого автоцентров в Минске в районе Уручье (это и есть элементы экспансии в РБ). И параллельно будем избавляться от всех неработающих либо не соответствующих стратегии активов: недостроенных зданий и земельных участков на Дмитровском шоссе (Москва), участков в Кудрово (Санкт-Петербург), Тюмени и Киеве.

– Известно, что ваша компания сотрудничает с западными консультантами для определения путей дальнейшего развития…

– Да, «Атлант-М» всегда стремился работать с ведущими мировыми экспертами для разработки отдельных направлений стратегии и политики компании. В этом году мы решили привлечь лучших, на наш взгляд, экспертов, с которыми мы уже были знакомы и сотрудничали в области обучения или разработки стратегии для партнерских компаний. В течение этого года в разработке находятся три важнейших проекта: «Продуктовый конвейер», в котором мы сотрудничаем с консультантом из США Майклом Рэкманом, проект «Управление доходами дилерского центра» (Юрий Левин из Университета Торонто, Канада) и проект «Структура холдинга» (Генри Мун, CIEBS, США).

– В чем суть этих проектов?

– Подробно я остановлюсь на «Продуктовом конвейере», а по двум другим лишь назову основные задачи. Под «продуктовым конвейером» мы подразумеваем соответствующую структуру в автоцентре, которая на регулярной основе будет генерировать и предлагать к внедрению новые продукты и услуги для клиентов. Основная цель – повышение доходности предприятия через предоставление нетривиальных продуктов или услуг для клиентов. Для этого необходимо разработать и запустить постоянный процесс создания и «упаковки» новых продуктов или услуг, имеющих для клиентов большую ценность, чем цена. Под каждого клиента мы должны будем научиться создавать «свое блюдо» из существующих «ингредиентов»: новые авто, машины с пробегом, финансовый сервис, дополнительное оборудование, ТО и ремонт, запасные части, кузовной ремонт. Внедрение этого проекта потребует, в том числе, и перестройки существующей структуры наших коммерческих отделений.

В 2014 году мы планируем начать реализацию пилотного проекта в России, а в 2015 году «продуктовый конвейер» должен заработать и в других автоцентрах «Атлант-М».

Теперь о двух других проектах. Проект «Управление доходами» позволит быстро находить соотношение цена/штуки в продажах автомобилей, нормочасов и запчастей для получения максимально возможной прибыли для данного автоцентра в данном месте и в данное время. А проект «Структура холдинга» даст возможность определить оптимальную организационную структуру и модель управления для «Атлант-М», а также адаптировать корпоративную культуру и кадровую политику холдинга под требуемые изменения и новую стратегию.

– То есть нас ждут перемены?
– Да, нас ждут перемены. В процессе эволюции выжили не самые крупные и сильные, а самые гибкие, те, кто лучше других адаптировался к изменениям внешней среды. Поэтому мы тоже должны быстро реагировать на внешние изменения.

«За рулем»

24.09.14
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • 26 февраля 2017 Datsun расширяет присутствие в новых городах

    Несмотря на сложную рыночную ситуацию в 2016 году Datsun удалось сохранить дилерскую сеть, которая насчитывает 69 автосалонов по всей России.

    подробнее
  • 21 февраля 2017 Ravon намерен удвоить количество дилеров в России

    Компания «Равон Моторс Рус» планирует увеличить количество дилерских центров по всей России до 100. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщили в пресс-службе компании, уточнив, что по состоянию на конец января 2017 года дилерская сеть Ravon насчитывала 49 дилерских центров, и в этом году планируется продолжить ее расширение.

    подробнее
  • 20 февраля 2017 Volkswagen открывает новый дилерский центр в Москве

    Группа компаний «Авторусь» открывает четвертый автосалон Volkswagen в Москве. Комплекс станет юбилейным, 25-м представительством немецкой марки в столице. Первых клиентов новый дилерский центр «Фольксваген Центр Бутово» примет в марте.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 27 января 2017 Автодилеры выходят («РБК»)

    Продажи автомобилей в России в 2016 году продолжили снижаться четвертый год подряд. Из-за этого число автодилеров сократилось на 8%, или 300 точек; салонов сейчас осталось 3,5 тыс. В этому году падение продолжится: автосалонов станет еще на 150 меньше, прогнозируют эксперты.

    подробнее
  • 24 января 2017 На откуп приезжим? («Континент Сибирь online»)

    2016 год еще долго будут вспоминать на автодилерском рынке. Именно этот год стал судьбоносным для многих его игроков, не дав одним из них шансов на выживание и в то же время предоставив другим возможности для развития. Тем более что дно рынка, по мнению многих его участников, скорее всего, пройдено, а значит, в среднесрочном периоде есть основания ожидать роста.

    подробнее
  • 23 января 2017 Пробег в цене («Ведомости»)

    Продажи автомобилей с пробегом в ГК «Рольф» в 2016 г. выросли на 48%, в дилерских центрах в Петербурге – на 58%, отдельным дилерским центрам удалось довести объем продаж автомобилей с пробегом до уровня продаж новых, говорит Алексей Баринов, директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish группы «Рольф». По его словам, доля продаж автомобилей с пробегом в кредит в Петербурге составила 13%.

    подробнее