АВТОСТАТ | Сергей Савицкий, гендиректор «Атлант-М» («За рулем.РФ»)

Инфографика

Все публикации

24.09.14Прочитали 443 раз

Сергей Савицкий, гендиректор «Атлант-М» («За рулем.РФ»)

В марте 2014 года топ-менеджеры холдинга «Атлант-М» провели стратегическую сессию, во время которой были выработаны основные направления развития компании на ближайшие пять лет. Генеральный директор «Атлант-М» Сергей Савицкий прокомментировал «За рулем.РФ» текущее положение дел на рынках присутствия холдинга и перспективы развития.

– Ваша компания совсем недавно, в 2011 году, формулировала многолетний план развития. Что подтолкнуло вас к его пересмотру?

– Весной этого года стало очевидно, что стратегия «Мы накапливаем прибыль, чтобы в нужный момент купить конкурентов», сформулированная в 2011 году, не работает и нам необходимо ее корректировать. В последние годы рынки присутствия «Атлант-М» – РФ, Беларусь и Украина – ведут себя очень нестабильно. Во всех регионах произошли и происходят быстрые изменения. На Украине мы наблюдаем глубокий политический и экономический кризис, перспективы рынка пока не поддаются прогнозированию. В России автомобильный рынок достиг своего насыщения, начал сокращаться, и перспективы для будущего роста также слабые. В Беларуси рынок растет, но сам его размер невелик и присутствует большая зависимость от автомобильного рынка и экономики России в целом.

Ситуация осложняется тем, что давление на рентабельность бизнеса постепенно усиливается и ценность существующей бизнес-модели снижается на всех трех рынках.

По-прежнему одной из важнейших задач для нас остается сокращение долговой нагрузки, так как существующий уровень долга не дает возможности расти за счет сделок слияний и поглощений. В итоге стратегия, сформулированная в 2011 году, сейчас не работает, возможности для роста холдинга ограничены, а это значит, что нам надо разработать новую стратегию.

– Что же вы намерены предпринять?

– Во-первых, мы для себя определили, что потенциал роста на существующих рынках почти исчерпан, и если мы хотим в будущем расти, то нам необходимо разрабатывать новую портфельную стратегию, то есть смотреть на рынки с потенциалом для роста.

Во-вторых, для каждого из регионов присутствия необходима разработка своей базовой стратегии и бизнес-модели, учитывающей специфику рынка и марки. В-третьих, мы откорректировали инвестиционную стратегию. И наконец, в-четвертых, определили ключевые стратегические инициативы 2014 года, направленные на улучшение существующей бизнес-модели «Атлант-М».

Портфельная стратегия холдинга «Атлант-М» нацелена на будущий рост и состоит из трех пунктов:

- Основными рынками для «Атлант-М» остаются регионы текущего присутствия, то есть Россия, Беларусь, Украина. И здесь мы должны реализовать первую фазу, фазу укрепления, для того, чтобы подготовиться к будущему росту.

- При положительной динамике прибыли и улучшении финансового состояния «Атлант-М» рассматривает возможность для входа на новые рынки (1-2 страны), находящиеся в стадии зарождения.

- «Атлант-М» осторожно подходит к возможности выхода в слабо насыщенные регионы РФ с высоким потенциалом роста продаж (мы готовимся к поглощениям, но активных действий сами пока не предпринимаем).

– То есть молодые и дерзкие менеджеры могут паковать чемоданы и готовиться к десанту в Таджикистан, Узбекистан или Кыргызстан?

– Да, мы исследуем внешние рынки, прежде всего в странах СНГ, и просчитываем их потенциал, готовимся к переговорам с поставщиками, то есть мы нацелены и готовимся к следующей фазе роста. А наш осторожный подход к сделкам слияний и поглощений на существующих рынках означает, что сами мы активный поиск объектов для слияний и поглощений в 2014 году не ведем, но готовы и будем рассматривать все поступающие предложения, чтобы не упустить подходящие для нас.

– С портфельной стратегией разобрались. Что будут делать каждый из регионов?

– Во время сессии мы определили базовые стратегии для дальнейшей разработки в этом году на текущих рынках:

Российская Федерация: стратегия укрепления с элементами стратегии инноваций;

Украина: стратегия укрепления;

Беларусь: стратегия укрепления с элементами стратегии экспансии.

Под экспансией мы подразумеваем использование существующей бизнес-модели в смежных сегментах, то есть ответ на вопрос «куда и каким способом расширять существующий бизнес?» (география, продукты, клиенты, цепочка, каналы продаж, технологии). Укрепление означает улучшение одной или нескольких составляющих бизнес-модели, то есть ответ на вопрос «как повысить конкурентоспособность существующего бизнеса?» (поиск синергии, оптимизация операций и структуры, повышение эффективности, укрепление бренда, усиление эффекта масштаба). А инновации – не что иное, как создание новой бизнес-модели, то есть ответ на вопрос «как кардинальным образом поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки?».

– А что насчет инвестиций? Во что холдинг будет вкладываться в ближайшие годы?

– Мы будем делать точечные инвестиции в автоцентры, основные генераторы прибыли, для укрепления их материальной базы, положения на рынке и роста пропускной способности. От масштабных инвестиций в новые автоцентры в ближайшие 3 года мы отказываемся. Планируем лишь завершить строительство третьего и четвертого автоцентров в Минске в районе Уручье (это и есть элементы экспансии в РБ). И параллельно будем избавляться от всех неработающих либо не соответствующих стратегии активов: недостроенных зданий и земельных участков на Дмитровском шоссе (Москва), участков в Кудрово (Санкт-Петербург), Тюмени и Киеве.

– Известно, что ваша компания сотрудничает с западными консультантами для определения путей дальнейшего развития…

– Да, «Атлант-М» всегда стремился работать с ведущими мировыми экспертами для разработки отдельных направлений стратегии и политики компании. В этом году мы решили привлечь лучших, на наш взгляд, экспертов, с которыми мы уже были знакомы и сотрудничали в области обучения или разработки стратегии для партнерских компаний. В течение этого года в разработке находятся три важнейших проекта: «Продуктовый конвейер», в котором мы сотрудничаем с консультантом из США Майклом Рэкманом, проект «Управление доходами дилерского центра» (Юрий Левин из Университета Торонто, Канада) и проект «Структура холдинга» (Генри Мун, CIEBS, США).

– В чем суть этих проектов?

– Подробно я остановлюсь на «Продуктовом конвейере», а по двум другим лишь назову основные задачи. Под «продуктовым конвейером» мы подразумеваем соответствующую структуру в автоцентре, которая на регулярной основе будет генерировать и предлагать к внедрению новые продукты и услуги для клиентов. Основная цель – повышение доходности предприятия через предоставление нетривиальных продуктов или услуг для клиентов. Для этого необходимо разработать и запустить постоянный процесс создания и «упаковки» новых продуктов или услуг, имеющих для клиентов большую ценность, чем цена. Под каждого клиента мы должны будем научиться создавать «свое блюдо» из существующих «ингредиентов»: новые авто, машины с пробегом, финансовый сервис, дополнительное оборудование, ТО и ремонт, запасные части, кузовной ремонт. Внедрение этого проекта потребует, в том числе, и перестройки существующей структуры наших коммерческих отделений.

В 2014 году мы планируем начать реализацию пилотного проекта в России, а в 2015 году «продуктовый конвейер» должен заработать и в других автоцентрах «Атлант-М».

Теперь о двух других проектах. Проект «Управление доходами» позволит быстро находить соотношение цена/штуки в продажах автомобилей, нормочасов и запчастей для получения максимально возможной прибыли для данного автоцентра в данном месте и в данное время. А проект «Структура холдинга» даст возможность определить оптимальную организационную структуру и модель управления для «Атлант-М», а также адаптировать корпоративную культуру и кадровую политику холдинга под требуемые изменения и новую стратегию.

– То есть нас ждут перемены?
– Да, нас ждут перемены. В процессе эволюции выжили не самые крупные и сильные, а самые гибкие, те, кто лучше других адаптировался к изменениям внешней среды. Поэтому мы тоже должны быстро реагировать на внешние изменения.

«За рулем»

 
Загрузка...