Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Сергей Савицкий, гендиректор «Атлант-М» («За рулем.РФ»)

В марте 2014 года топ-менеджеры холдинга «Атлант-М» провели стратегическую сессию, во время которой были выработаны основные направления развития компании на ближайшие пять лет. Генеральный директор «Атлант-М» Сергей Савицкий прокомментировал «За рулем.РФ» текущее положение дел на рынках присутствия холдинга и перспективы развития.

– Ваша компания совсем недавно, в 2011 году, формулировала многолетний план развития. Что подтолкнуло вас к его пересмотру?

– Весной этого года стало очевидно, что стратегия «Мы накапливаем прибыль, чтобы в нужный момент купить конкурентов», сформулированная в 2011 году, не работает и нам необходимо ее корректировать. В последние годы рынки присутствия «Атлант-М» – РФ, Беларусь и Украина – ведут себя очень нестабильно. Во всех регионах произошли и происходят быстрые изменения. На Украине мы наблюдаем глубокий политический и экономический кризис, перспективы рынка пока не поддаются прогнозированию. В России автомобильный рынок достиг своего насыщения, начал сокращаться, и перспективы для будущего роста также слабые. В Беларуси рынок растет, но сам его размер невелик и присутствует большая зависимость от автомобильного рынка и экономики России в целом.

Ситуация осложняется тем, что давление на рентабельность бизнеса постепенно усиливается и ценность существующей бизнес-модели снижается на всех трех рынках.

По-прежнему одной из важнейших задач для нас остается сокращение долговой нагрузки, так как существующий уровень долга не дает возможности расти за счет сделок слияний и поглощений. В итоге стратегия, сформулированная в 2011 году, сейчас не работает, возможности для роста холдинга ограничены, а это значит, что нам надо разработать новую стратегию.

– Что же вы намерены предпринять?

– Во-первых, мы для себя определили, что потенциал роста на существующих рынках почти исчерпан, и если мы хотим в будущем расти, то нам необходимо разрабатывать новую портфельную стратегию, то есть смотреть на рынки с потенциалом для роста.

Во-вторых, для каждого из регионов присутствия необходима разработка своей базовой стратегии и бизнес-модели, учитывающей специфику рынка и марки. В-третьих, мы откорректировали инвестиционную стратегию. И наконец, в-четвертых, определили ключевые стратегические инициативы 2014 года, направленные на улучшение существующей бизнес-модели «Атлант-М».

Портфельная стратегия холдинга «Атлант-М» нацелена на будущий рост и состоит из трех пунктов:

- Основными рынками для «Атлант-М» остаются регионы текущего присутствия, то есть Россия, Беларусь, Украина. И здесь мы должны реализовать первую фазу, фазу укрепления, для того, чтобы подготовиться к будущему росту.

- При положительной динамике прибыли и улучшении финансового состояния «Атлант-М» рассматривает возможность для входа на новые рынки (1-2 страны), находящиеся в стадии зарождения.

- «Атлант-М» осторожно подходит к возможности выхода в слабо насыщенные регионы РФ с высоким потенциалом роста продаж (мы готовимся к поглощениям, но активных действий сами пока не предпринимаем).

– То есть молодые и дерзкие менеджеры могут паковать чемоданы и готовиться к десанту в Таджикистан, Узбекистан или Кыргызстан?

– Да, мы исследуем внешние рынки, прежде всего в странах СНГ, и просчитываем их потенциал, готовимся к переговорам с поставщиками, то есть мы нацелены и готовимся к следующей фазе роста. А наш осторожный подход к сделкам слияний и поглощений на существующих рынках означает, что сами мы активный поиск объектов для слияний и поглощений в 2014 году не ведем, но готовы и будем рассматривать все поступающие предложения, чтобы не упустить подходящие для нас.

– С портфельной стратегией разобрались. Что будут делать каждый из регионов?

– Во время сессии мы определили базовые стратегии для дальнейшей разработки в этом году на текущих рынках:

Российская Федерация: стратегия укрепления с элементами стратегии инноваций;

Украина: стратегия укрепления;

Беларусь: стратегия укрепления с элементами стратегии экспансии.

Под экспансией мы подразумеваем использование существующей бизнес-модели в смежных сегментах, то есть ответ на вопрос «куда и каким способом расширять существующий бизнес?» (география, продукты, клиенты, цепочка, каналы продаж, технологии). Укрепление означает улучшение одной или нескольких составляющих бизнес-модели, то есть ответ на вопрос «как повысить конкурентоспособность существующего бизнеса?» (поиск синергии, оптимизация операций и структуры, повышение эффективности, укрепление бренда, усиление эффекта масштаба). А инновации – не что иное, как создание новой бизнес-модели, то есть ответ на вопрос «как кардинальным образом поменять бизнес-модель и выйти на новые рынки?».

– А что насчет инвестиций? Во что холдинг будет вкладываться в ближайшие годы?

– Мы будем делать точечные инвестиции в автоцентры, основные генераторы прибыли, для укрепления их материальной базы, положения на рынке и роста пропускной способности. От масштабных инвестиций в новые автоцентры в ближайшие 3 года мы отказываемся. Планируем лишь завершить строительство третьего и четвертого автоцентров в Минске в районе Уручье (это и есть элементы экспансии в РБ). И параллельно будем избавляться от всех неработающих либо не соответствующих стратегии активов: недостроенных зданий и земельных участков на Дмитровском шоссе (Москва), участков в Кудрово (Санкт-Петербург), Тюмени и Киеве.

– Известно, что ваша компания сотрудничает с западными консультантами для определения путей дальнейшего развития…

– Да, «Атлант-М» всегда стремился работать с ведущими мировыми экспертами для разработки отдельных направлений стратегии и политики компании. В этом году мы решили привлечь лучших, на наш взгляд, экспертов, с которыми мы уже были знакомы и сотрудничали в области обучения или разработки стратегии для партнерских компаний. В течение этого года в разработке находятся три важнейших проекта: «Продуктовый конвейер», в котором мы сотрудничаем с консультантом из США Майклом Рэкманом, проект «Управление доходами дилерского центра» (Юрий Левин из Университета Торонто, Канада) и проект «Структура холдинга» (Генри Мун, CIEBS, США).

– В чем суть этих проектов?

– Подробно я остановлюсь на «Продуктовом конвейере», а по двум другим лишь назову основные задачи. Под «продуктовым конвейером» мы подразумеваем соответствующую структуру в автоцентре, которая на регулярной основе будет генерировать и предлагать к внедрению новые продукты и услуги для клиентов. Основная цель – повышение доходности предприятия через предоставление нетривиальных продуктов или услуг для клиентов. Для этого необходимо разработать и запустить постоянный процесс создания и «упаковки» новых продуктов или услуг, имеющих для клиентов большую ценность, чем цена. Под каждого клиента мы должны будем научиться создавать «свое блюдо» из существующих «ингредиентов»: новые авто, машины с пробегом, финансовый сервис, дополнительное оборудование, ТО и ремонт, запасные части, кузовной ремонт. Внедрение этого проекта потребует, в том числе, и перестройки существующей структуры наших коммерческих отделений.

В 2014 году мы планируем начать реализацию пилотного проекта в России, а в 2015 году «продуктовый конвейер» должен заработать и в других автоцентрах «Атлант-М».

Теперь о двух других проектах. Проект «Управление доходами» позволит быстро находить соотношение цена/штуки в продажах автомобилей, нормочасов и запчастей для получения максимально возможной прибыли для данного автоцентра в данном месте и в данное время. А проект «Структура холдинга» даст возможность определить оптимальную организационную структуру и модель управления для «Атлант-М», а также адаптировать корпоративную культуру и кадровую политику холдинга под требуемые изменения и новую стратегию.

– То есть нас ждут перемены?
– Да, нас ждут перемены. В процессе эволюции выжили не самые крупные и сильные, а самые гибкие, те, кто лучше других адаптировался к изменениям внешней среды. Поэтому мы тоже должны быстро реагировать на внешние изменения.

«За рулем»

24.09.14 «За рулем»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 5 декабря 2016 Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

    Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

    подробнее
  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 17 ноября 2016 Авторитейл теряет людей («Коммерсант»)

    Российские дилеры пытаются найти новые форматы продаж – через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф".

    подробнее