Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 8 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» («АвтоСреда»)

Когда в России стабилизируются продажи новых автомобилей, какие бренды сегодня главные аутсайдеры рынка и когда LADA перестанет быть самой популярной маркой страны? Об этом в нашем интервью с Андреем Топтуном, начальником отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ».

- Ваш прогноз – сколько в 2014 году в России будет продано новых легковых автомобилей?

- Если мы говорим только о легковых автомобилях, то в 2014 году будет продано 2,3 – 2,4 миллиона машин, что на 8-11% меньше по сравнению с прошлым годом.

- Почему продажи машин в этом году так стремительно падают? В чем причины?

- Основные причины, естественно, экономические. Экономика России стала сокращаться еще в прошлом году. В 2014-м прошел пересмотр экономических показателей уже даже на официальном уровне. Возможно, российский ВВП тоже уйдет в «минус». Такие прогнозы не исключаю.

Сокращения в экономике – это сокращения зарплат, рабочих мест и в целом уровня доходов населения. Плюс ко всему высокая инфляция, ослабления рубля, повышение цен на автомобили, повышение процентных ставок по кредитам и ужесточение в выдаче кредитов.

Я думаю, по итогам года авторынок будет в «минусе», но катастрофы не будет, как это случилось в 2009 году, когда рынок сократился в 2 раза.

- Что может помочь стимулировать россиян на покупку автомобилей?

- Есть уже «обкатанные» методы: программы утилизации и льготного автокредитования, которые уже опробованы и которые хорошо показали себя в поддержке авторынка в 2010-2011 годах. Но, увы, скорее всего, ни одна из этих программ в этом году не вернется. Могут запустить программу утилизации – разговоры об этом уже идут, но только для коммерческого транспорта. Вероятно, она лоббируется КАМАЗом, УАЗом и ГАЗом. К сожалению, в декабре прошлого года свернули действовавшую с июля 2013 года программу льготного автокредитования. Теоретически её хотели продлить и в 2014 году, но от этого отказались в связи с сокращением финансирования, денег на поддержку авторынка у правительства не нашлось. Поэтому если программа льготного автокредитования и вернется, то только в следующем году в случае реализации на рынке крайне негативных прогнозов. Собственно, повторюсь, такой чрезвычайной ситуации, как в 2009-м, до конца этого года не ожидается.

- На ваш взгляд, какие автомобильные бренды можно назвать главными аутсайдерами в этом году, а какие, напротив, чувствуют себя неплохо даже на падающем рынке? Причины?

- В аутсайдерах рынка, однозначно, Ford. Величина падения его продаж просто колоссальна – более 50% за 5 месяцев. Ещё к аутсайдерам я бы отнес Peugeot, сокративший продажи за тот же период на треть. И «Форд», и «Пежо» в своё время сделали ставку на С-класс, на модели Focus и Peugeot 408. Несколько лет назад это был самый популярный и растущий сегмент в России. Потом спрос стал смещаться в сторону автомобилей сегмента В, практически не уступающие по своим габаритам ранним моделям класса С, – Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Logan, Volkswagen Polo седан и др. Автомобили достаточно крупные и удовлетворяющие большинство потребностей российского покупателей. К тому же покупатели класса С стали пересаживаться на кроссоверы и внедорожники самого популярного сегодня сегмента SUV.

Неудачный год выходит и у китайской марки Great Wall. Здесь причина в том, что ее новые модели перешли в более дорогой сегмент. Свои автомобили они продают по более высокой, нежели раньше, цене. А ведь за те же деньги можно присмотреть аналоги корейского автопрома. Например, вместо внедорожника Great Wall H3 или H5 можно взять KIA Sportage или Hyundai ix35. По цене выйдет почти так же. Да, «китайцы» стали лучше, но большинство россиян все-таки покупают их по большей части из-за низких цен, на «вторичке» китайские модели высокой ликвидностью не обладают. 

Из брендов, уверенно чувствующих себя даже на падающем рынке, я бы выделил Nissan. «Драйвером» роста марки стал седан Almera, который, наконец-то, стали собирать в полную мощь на АВТОВАЗе. Ожидаем хороших продаж от нового Qashqai. Стартовали продажи нового Terrano. Nissan сегодня – компания номер один по показателям роста и она способна обогнатьToyota в России и вплотную приблизиться к корейским Hyundai и KIA.
Хороший результат в текущем году можно ожидать от «Мазды», которая серьезно обновила свой модельный ряд. Кроме того, уже традиционно лучше рынка себя будут чувствовать так называемые премиум-бренды из числа большой немецкой тройки.

- Китайские марки в России – каково их будущее? Увеличат ли они в перспективе долю на нашем рынке?

- В России их доля будет увеличиваться однозначно, а «отъедать» они её будут у «Лады», оказавшейся под серьёзным прессингом «китайцев».  Например, те, кто собирался купить «Приору», приходят в автосалон, смотрят на «Ладу Приору», потом заглядывают в помещение, где выставлен, например, Geely Emgrand и… делают выбор в пользу последнего. Цены почти те же, а опций больше, дизайн – интересней, размеры – больше.

Обратите внимание на завод «Дервейс» в Черкесске. Он полностью ориентирован на производство «китайцев». Я думаю, что завод имеет стратегическое значение для региона и, соответственно, налоговые послабления и льготы, которые позволяют устанавливать конкурентные цены на нашем рынке. Кроме того, «Дервейс» ставит на конвейер новые бренды и модели, строит еще один завод в Ставропольском крае.

Между тем, китайцы никуда не спешат и делают всё с восточной хитростью. Думаю, что они пока просто подготавливают для себя площадку для более мощной интервенции, которая может произойти в связи с отменой пошлины  по режиму ВТО в 2018 году. Именно тогда сам китайский рынок подойдет к порогу насыщения. Соответственно, им надо будет где-то продавать свои машины, и Россия, как ближайший сосед и один из крупнейших рынков в Европе, для этого идеально подходит.

- Как вы считаете, возможно ли, что в будущем лидер российского авторынка LADA уступит это «звание» другой марке? Кто может одолеть «Ладу»? И в какой срок это может произойти?

- Наша «Лада» сегодня чувствует себя значительно хуже, чем рынок в целом. У АВТОВАЗа практически нет новых моделей, не считая лифтбека «Гранты», ему нечем завлечь покупателей, при этом основное конкурентное преимущество «Лады» в недалеком прошлом – цена – уже потеряно. Единственное, что может поднять продажи бренда, это LADA Vesta, но она выйдет только в 2015 году. Что же касается лифтбека LADA Granta, то здесь произойдет отток покупателей от «Калины» и седана «Гранты». То есть какое-то увеличение продаж произойдёт именно у семейства Granta, но не сильное.

Еще вазовцы обещают вывести на рынок в этом году версии Cross с увеличенным дорожным просветом и соответствующим «обвесом». Да, это способно поднять продажи «Лады», но вопрос здесь будет в цене. Поскольку псевдокроссоверы LADA будут конкурировать с тем же Renault Sandero. Если разница в цене будет менее 10%, то у «Лады» шансов немного.

Одолеть LADA могут те же Renault или Nissan, либо кто-то из корейских брендов, возможно, уже в 2018-2019 гг. На мой взгляд, Vesta будет последней истинно российской моделью. Например, согласно плану развития АВТОВАЗа, большинство представленных в нем новинок – это фейслифтинг ныне существующих машин, а фейслифтинг для серьезного увеличения продаж – это несерьезно. Всё остальное, так или иначе, будет создано на платформах партнеров по альянсу.

- Когда российский авторынок сможет снова выйти в «плюс»? Каковы его долгосрочные перспективы?

- Если не будет эскалации конфликта на Украине, то в следующем году падение рынка остановится. Думаю, в следующем году в России может быть продано около 2,4 миллионов новых автомобилей плюс – минус 10%. Потолком для российского рынка в более отдаленной перспективе является уровень продаж порядка трёх миллионов.

«АвтоСреда»

19.06.14
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • сегодня, 14:28 Санкт-Петербург и Пермь в 2016 году показали рост авторынка среди городов-миллионников

    Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 2016 года объем российского рынка новых легковых автомобилей превысил 1,25 млн экземпляров, показав снижение на 4%. Если проводить исследование по городам с населением свыше 1 млн человек, то рыночный рост отмечен только в двух из них – Санкт-Петербурге и Перми. 

    подробнее
  • сегодня, 10:36 Hyundai планирует увеличить российские продажи на 10%

    Компания «Хендэ Мотор СНГ» в 2017 году рассчитывает увеличить продажи автомобилей Hyundai в России примерно на 10%. Об этом в интервью аналитическому агентству «АВТОСТАТ» сообщил исполнительный директор компании Алексей Калицев.

    подробнее
  • вчера, 09:39 АВТОВАЗ в 2017 году планирует увеличить производство на 14%

    АВТОВАЗ в 2017 году планирует увеличить производство почти на 60 тысяч машин – автомобилей LADA и брендов альянса Renault-Nissan. Об этом президент завода Николя Мор заявил на встрече с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, уточнив, что в прошлом году АВТОВАЗ произвел с учетом завода в Ижевске 408 тысяч автомобилей, в 2017 году предприятие планирует выпустить порядка 465 тысяч машин под брендами LADA, Renault, Nissan и Datsun.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее
  • 7 февраля 2017 Российскому автопрому повезет («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", эксперты EY ждут восстановления российского авторынка к 2020 году до 2,2 млн машин с 1,4 млн штук, проданных в прошлом году. Этому будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки. Впрочем, есть и более осторожные прогнозы: в среднесрочной перспективе тормозить спрос будут рост цен на машины, развитие каршеринга, а также осторожность потребителей, более склонных к сбережениям.

    подробнее