АВТОСТАТ | Елена Костякова: «Новая экономическая реальность. Как выживает автобизнес»

Елена Костякова: «Новая экономическая реальность. Как выживает автобизнес»

2246 0

В середине февраля в Москве прошла конференция «Автомобильный рынок 2016. Итоги и прогнозы», организованная аналитическим агентством «АВТОСТАТ» совместно с порталом AutoMarketolog.ru, где собралось около 200 участников, которые поделились своим видением «новой экономической реальности». Среди участников эксперты рынка, представители автопроизводителей, дилеров, банков.

Конференции АВТОСТАТ.jpg

Основные вопросы: что было, что будет и чего ждать?

Если обобщить, хорошо тем, кто сумел закончить год в ноль или незначительно упасть. В ходе конференции часто звучали такие выражения, как «катастрофический», «еще хуже», «стресс-сценарий» и другие. Таким образом, картина на сегодняшний день не безысходная, но удручающая. На конференции участники рынка имели возможность поделиться цифрами и опытом, а также представили свое видение «новой экономической реальности», которая не только рушит все планы, но и предоставляет новые возможности.

Практически все участники мероприятия отметили непредсказуемость сегодняшней экономической ситуации и воздержались даже от краткосрочных прогнозов, отметив, что ведущие консалтинговые компании в свое время не предвидели той ситуации, в которой мы оказались сегодня.

Понятно, что происходит в глобальной экономике, стало из презентации директора по маркетингу и рекламе «ЮникредитБанк» Артема Архипова. В своей презентации эксперт показал основные процессы, которые предшествовали кризису 2014-2015 г в России. Г-н Архипов отметил, что экономика США и Европы начинает восстанавливаться, возвращаясь к «докризисному» уровню 2008 года. Нефть выходит в новый диапазон цен, причина тому - ее обесценивание. «США стали основным поставщиком наращивания поставок нефти на рынке – и этот факт проморгали все. Как следствие – желание этот рост затормозить создалось у лидеров, у ОПЕК».

Однако, как говорит эксперт, даже если нефть восстановится в цене, то не факт что она приведет к росту российской экономики, поскольку существуют другие причины, среди которых международные санкции занимают не последнее место. Таким образом, экономическая ситуация в России в ближайшее время будет оставаться тяжелой: отток капитала из России, разрыв экспортных связей, отсутствие инвестиций со стороны международных партнеров, снижение потребительского спроса, низкие зарплаты – все это будет оставаться актуальным.

«Разумным» в банке называют диапазон $ 45-65 за баррель. Это та величина, которая устойчива для балансирования большинства стран ОПЕК, она дает относительно нормальную прибыльность этого бизнеса, говорит Архипов.

Что касается рубля, ясно одно: предсказать курс сегодня невозможно, очевидно лишь, что рубль будет «в очень свободном плавании». Как долго все это будет продолжаться, никто из участников конференции сказать не берется. Однако, до отчаяния все же еще далеко, поскольку правительство пока даже не приступало к государственным мерам поддержки рубля, говорит Архипов. Деньги и накопления у людей еще есть, об этом говорит статистика банковских вкладов, и, кстати, индекс «кофе с молоком», который используют банкиры.

Юникредитбанк_2.jpg

В это же время банкиры оценивают рубль сам по себе как не самую плохую валюту на сегодняшний день.

«Да, нам здесь кажется, что рубль - это сложно и тяжело, но это не совсем так, - говорит Архипов. - Но посмотрите в другие страны. То, как мы меряем рубль против доллара – не совсем корректно. Сейчас рубль нужно мерить относительно корзины валют, а относительно корзины валют ослабление совершенно не такого масштаба, как представляется”.

По оценке банка, на поддержку рубля у нас есть еще приблизительно $ 100 млрд. «Как следствие – даже если нефть будет падать и дальше, это не означает, что рубль будет падать пропорционально. Мы не знаем, где будет рубль», - такой вот открытый финал. Соответственно, прогноз банка к концу 2016 года: нефть к $40, доллар 72 рубля, ВВП (- 3%), инфляция до 10%.

Юникредитбанк_3.jpg

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «АВТОСТАТ», рассказал о тенденциях на автомобильном рынке в условиях падения спроса. На одном из графиков видно, как Россия перемещается все ниже и теперь находится на 12 месте по объему продаж новых легковых автомобилей среди мировых рынков. Ситуация на сегодняшний день нестандартная, но эксперт вынужден констатировать, что это не предел, и по итогам 2016 года мы можем упасть еще ниже.

АВТОСТАТ_1.jpg

Среди основных тенденций на авторынке на сегодняшний день – реэкспорт в страны СНГ (о чем говорит большая разница в цифрах по продажам новых автомобилей и их регистрациях), активное развитие рынка автомобилей с пробегом, стабильные продажи в премиум-сегменте и большое падение в масс-маркете.

Неизбежен рост цен на все автомобили. Этому способствует и низкая локализация тех иномарок, которые собираются в России. «Деваться некуда: автомобиль - это валютная себестоимость, от 30% до 50% и 70%, а у тех, кто импортирует напрямую, близко к 100% валютная себестоимость», - говорит Целиков.

На слайдах презентации Сергея Целикова видно, куда в течение года уходили машины из России: это Казахстан, Республика Беларусь, Крым, а также в Европу: Германию, Чехию и др. На сегодняшний день у нас самые дешевые автомобили в Европе, говорит Целиков, и даже затраты на таможню оправдывают такую покупку, если речь идет о дорогой машине.

Ну, а для большинства россиян покупка автомобиля становится в это время настоящей роскошью. «Поэтому те, у кого сбережения в долларах, в более выигрышной позиции: автомобили для них подешевели в два раза, - констатирует эксперт. - Из тех, кто в массовом сегменте, мало кто успел перевести деньги в валюту».

По слайдам презентации можно отследить, как распределялся потребительский спрос между сегментами и классами автомобилей в течение года. Также эксперты представили региональный срез по рынку, из него видно, какие регионы больше всего реагировали на «кризис»: это Урал, Поволжье, Сибирь. Анализ автопарка показал, что срок службы автомобиля увеличивается и эта тенденция будет оставаться актуальной.

«Раньше все кричали, почему такие дешевые машины в Америке, и почему такие дорогие у нас, - говорит Целиков. - Теперь у нас машины дешевле, чем в Америке. А рынок все равно не растет». По мнению эксперта, сейчас очень выгодное время именно для дилеров, которые могут развернуться на маркетинговом поприще. Кстати, дилеры это прекрасно понимают, хотя, очевидно, что пока еще пребывают в некой растерянности.

В то же время выстроенная экспертами агентства пятифакторая модель рынка говорит о том, что дальше все может оказаться еще хуже. «При пессимистичном сценарии рынок может опуститься ниже миллиона шт. – говорит Целиков. - Рост рынка возможен только при цене за баррель $70 и выше, а этой цифры сейчас никто не ожидает».

АВТОСТАТ_4.jpg

В секторе грузовых автомобилей дела идут не лучше: год закончился даже хуже, чем ожидали (речь о сегменте автомобилей грузоподъемностью от 14 до 40 тонн, где представлен КАМАЗ). То, что происходит, не может радовать международных инвесторов, успевших вложить в СП деньги, в частности, кризис не ходил в планы основного инвестора КАМАЗа- концерна Daimler AG.

«Кризис получился неожиданным, рукотворным, и никто его не ожидал, - говорит директор по маркетингу и рекламе КАМАЗ Ашот Арутюнян. - Инвестиции по нашему соглашению, которое подписывалось, сам Daimler рассчитывал исходя из прогнозов глобальных консалтинговых компаний в 100-120 тыс. единиц в год, и текущая ситуация достаточно негативная для инвесторов».

Таким образом, прогнозы компании даже по прошлому году не оправдались: объем продаж КАМАЗ составил 36 тыс. автомобилей, тогда как ожидалось 39 тыс. Прогноз на 2016 год в компании оставляют примерно на том же уровне– 39-40 тыс. штук, и ожидают слабый подъем в 2017 году.

«Худший сценарий, при галопирующей девальвации – доллар среднегодовой 100 рублей. Таким образом, стресс сценарий- 20 тыc. автомобилей», - допускают на КАМАЗе.

Если говорить о позитивном, исходя из реалий кризиса стало ясно, что ниже порога в 40 тыс. автомобилей рынок не падает, то есть на этом уровне держится постоянный спрос на грузовики. «В 2018 году резкого роста мы, скорее всего, не увидим, - рассуждает Арутюнян. - Наверное, будем больше чем 45-40 тыс. шт. и даже 50-60 тыс.. Рынок показывает, что ниже он не идет - и это важно. На этом уровне мы понимаем, что делать и чего ждать».

В долгосрочном плане, к 2022 году рынок уже может выйти на планку 120 тыс штук, считают на КАМАЗе: на эту цифру ориентируются в рамках проекта реинжениринга и вывода нового модельного ряда. В данный момент актуальны возвращение к экспортным рынкам и вывод новых продуктов, чем и собирается воспользоваться КАМАЗ. В планах новая модельная линейка с использованием принципиально новой кабины Daimler, старт нового тягача совместно с Daimler, и выход на рынки Индонезии, Ирана и Перу с действующим и новым модельным рядом. В своей презентации компания показала, какие новинки собирается представить в ближайшее время.

Представители грузового автотранспорта не могли не отметить и рост цен в своем классе. На сегодняшний день валютная составляющая КАМАЗа, по словам Арутюняна, в среднем 50%, но при этом в новом модельном ряду в рамках СП с Daimler все 90%. В презентации отражены основные показатели по четырем сегментам: бортовые грузовики, самосвалы, тягачи и шасси. Таким образом, г-н Арутюнян четко дал понять, что КАМАЗы в 2020-му году станут ощутимо дороже, свою роль сыграет и тенденция увеличения грузоподъемности.

«Такие машины сделать дешевыми просто невозможно, они переходят в сегмент премиум. Поэтому задача перехода на модельный ряд достаточно сложная. «Лоукостом» в самосвальном сегменте работать нельзя, поэтому нас ждет плавный переход. Компания не может тянуть два модельных ряда одновременно, мы работу эту начали и если нам не помешает кризис, в 2020-2022 году программу реинжиниринга осуществим».

Представители дилерского холдинга «Рольф» Светлана Виноградова, Алексей Баринов, Виталий Павловский и Владимир Мирошников озвучили тенденции с точки зрения продавца автомобиля.

Дилеры сегодня оказались по-настоящему в стрессовой ситуации, но только лидеры рынка используют появившиеся возможности. Основной лозунг холдинга: «никогда не говори никогда». Эксперты не торопятся давать даже краткосрочных прогнозов. Так, представители «Рольфа», который традиционно работает в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург) не стали зарекаться от того, чтобы выйти в регионы, использовать новые финансовые инструменты, вплоть до того, что смогут продавать автомобили LADA – если это будет целесообразно.

Рольф_1.jpg

В планах также активное участие в образовательных мероприятиях, конференциях, форумах, где можно успешно продавать опыт своих сотрудников. Среди других тенденций – консолидация участников рынка, пополнение брендового портфеля (в том числе премиальными брендами) и, конечно, активное развитие направления продажи автомобилей с пробегом.

Сам «Рольф» в ближайшее время собирается увеличить эту цифру до 70% от общего объема продаж – на новых автомобилях останется лишь 20%. Сейчас продажи авто с пробегом держатся на уровне 40% (из ста машин, по словам Павловского, 36 продается в трейд-ин). В настоящее время «Рольф» совместно с РОАД работает над созданием автомобильной базы по типу carfax, где можно будет отследить историю автомобиля.

Трейд-ин, сервис и грамотный маркетинг - вот три коня, с помощью которых автодилер сегодня сможет выжить – это признают все участники авторынка. Главная задача – дать выжить дилерскому предприятию, сохранив аудиторию. И желательно удержать продажи хотя бы на нуле, впрочем «Рольф» собирается показать рост по 2016 году, минимум 6%.

Представители «Рольф» рассказали, как менялся объем выручки по сервису в течение 2015 года (рост с 13% до 50%), показали динамику спроса на услуги. Так, среди тенденций: падение спроса на кузовной ремонт (что, в свою очередь, связано с экономией потребителя на страховке), общее сокращение нормо-часов, снижение индекса удовлетворенности клиента и др.

«Сервис сегодня действительно является спасителем и наша бизнес модель это подтверждает, - говорит Мирошников. - При схлопывании продаж мы спокойно можем достаточно долгий промежуток времени находиться на плаву. Некомфортно, но абсолютно стабильно. Закрытие показателей на уровне 2014 года считается очень хорошим результатом».

ФОТО с конференции >>>

ФОТО с церемонии награждения «Сохранность остаточной стоимости автомобиля - 2016» Residual value >>>

ФОТО награждения по итогам конкурса прогнозов >>>

Подписывайтесь на наши обновления

, источник: АВТОСТАТ

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью