Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Видео

Первая конференция от АА «АВТОСТАТ»

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Свежая статья

Добавят денег на тягач («Российская газета») Добавят денег на тягач («Российская газета»)

Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

02 декабряподробнее

Сергей Целиков: «Дна пока не видно…»

Сергей Целиков, директор аналитического агентства "АВТОСТАТ", 2 апреля 2015 года принимал участие в он-лайн конференции на finam.ru. В числе других экспертов он отвечал на многочисленные вопросы посетителей сайта, высказывая свое мнение по текущей ситуации на российском авторынке.(Авторская орфография и пунктуация в вопросах частично сохранена).

АВТОСТАТ_Целиков.jpg

- Как вы считаете, будут ли автопроизводители "сдерживать" рост цен на автомобили в третьем и четвертом квартале 2015 года? Причины для этого есть, например падение курса и классическое отсутствие спроса. Готовы ли представители автобизнеса работать себе в убыток и удерживать клиентов не только "приятными бонусами", но и понижением цен?

- Практически все иномарки имеют валютную себестоимость. В тех, которые собирают в России, она меньше 100%, но тоже очень высока. Раньше или позже цены (в валютном эквиваленте) выровняются с зарубежными рынками. Думаю, что многие производители постараются растянуть этот процесс на длинный период. Возможно, они будут сдерживать цены не только в третьем-четвертом квартале, но и в 2016 году. Но медленный, "ползучий" рост цен мы будем наблюдать весь год. Кроме того, большое значение имеет дальнейшее поведение рубля. Сейчас он стабилизировался, однако никто не знает, что будет с ним дальше. Слишком большое влияние на экономику оказывает политический фактор, а он непредсказуем...

- Видел прогноз, что падение продаж АВТОВАЗа в РФ в 2015 году может достичь 16%. То есть это довольно хороший прогноз, если по всему рынку будет 24%? Каковы ваши ожидания?

- АВТОВАЗ - это теперь мультибрендовый завод. Помимо LADA, на нем собирается Reanault, Nissan, Datsun. Суммарный объем продаж автомобилей, собираемых на АВТОВАЗе, по 2015 году может даже вырасти. Если говорить только про LADA, то, думаю, она в этом году будет показывать продажи существенно лучше рынка. Так, если рынок снизится на 40% (прогноз АВТОСТАТа), то LADA - лишь на 20%. Основная причина: рост цен на иномарки будет выше, чем на LADA. В прогноз АЕБ по рынку на 2015 год (-24%) я не верю. Ситуация значительно хуже, и я думаю, что уже по итогам марта АЕБ откорректируют его вниз.

- Не кажется ли Вам, что наш авторынок имеет специфику заниженного спроса: т.к.: 1) Авто только очень старое утилизируется (передается по наследству), 2) система страхования не стимулирует брать новое авто после аварии, 3) низкие доходы населения. 4) спад экономики - т.е. рынок насытился, а оборота нет.

- Cоглашусь с вашими тезисами. Минимальный объем нашего авторынка 1,0-1,5 млн в год - это то, что при любом раскладе, даже самом плохом, будет потребляться. Все, что выше 1,5 млн и насколько выше, - зависит как раз от этих факторов. Плюс доступность кредитов, плюс дорожная инфраструктура, плюс стимулирование спроса через спецпрограммы, налоги и т.д. Но в первую очередь это доходы и покупательская способность населения.

- Возможно ли, что АВТОВАЗ займет лидирующую позицию после ухода конкурентов с авторынка РФ и каковы его шансы на развитие в данных условиях?

- АВТОВАЗ (LADA) и так является бессменным лидером, как российского автопрома, так и российского авторынка. Другое дело, что его доля на рынке из года в год постоянно снижалась. Текущая экономическая ситуация – на руку АВТОВАЗу. В 2015 году он однозначно увеличит долю по отношению к 2014-му. В прошлом году доля LADA на рынке была 15,5%, а АВТОВАЗа (включая контрактную сборку) в легковом автопроме РФ - 23,7%. По этому году ожидаем на рынке рост доли LADA до 20-25%, а автопроме доля АВТОВАЗа может превысить 30%.

- Является ли в данной ситуации на рынке инвестирование денег в автомобиль прибыльным? Если да, то - в какие марки или модели?

- Автомобиль - это не инвестиция. Хотя сейчас такой момент, когда, купив машину, на последующей перепродаже можно потерять совсем чуть-чуть, и параллельно получить много положительных эмоций от ее владения. Меньше всего теряют в цене массовые востребованные модели. Мы в конце прошлого года проводили исследование сохранности остаточной стоимости за три года по разным классам автомобилей. Но оно не учитывало нынешнее подорожание. Максимальное число первых мест у Toyotа. По ссылке – релиз, и там можно в приложении скачать ТОП-3 моделей в каждом классе >>>

- Как долго, по- вашему, продлится спад? У кого на сегодняшний момент наиболее конкурентные цены, кто меньше всего понял ценовую планку, начиная с осени?

- Наименьший подъем цен у корейских Kia и Hyundai (в среднем чуть выше 10%), у некоторых китайских марок тоже в этих пределах. А больше всего (порядка 30% и более) цены выросли у Chevrolet, Chrysler, Citroen, Daewoo, Ford, Jeep, Opel, Peugeot, Mitsubishi, Toyota, SsangYong, Suzuki, Volvo...

- Что будет с ценами на подержанные автомобили? Будут ли они снижаться?

- Резкий рост цен (предложений) на подержанные автомобили наблюдался в декабре (в среднем +13%) и потом, в январе-марте, чуть меньше (в среднем на 4-6%). В итоге имеем +28% в прошлому году... Но это цены предложений на сайтах, Авто.ру, Авито и т.д. То есть цены "хотелок". Цены реальных сделок увеличились, но не так сильно. Плюс выросла разница между "хотелками" и реальными сделками. Сейчас она доходит до 15%. Параллельно в конце прошлого-начале этого года снизилось число предложений. Сейчас число предложений растет, а цены "хотелок" видимо будут снижаться... Ближе к лету будет еще дешевле.

- На мой взгляд, сейчас сильная позиция у Renault, остальные обленились (особенно GM) - ценник существенно подняли, а комплектация неконкурентоспособна! В связи с падением спроса, реально ли ждать снижение цен и на сколько могут их снизить?

- Если доллар не уйдет ниже 50-55 рублей, то существенного снижения цен на новые автомобили не будет. Будут различные акции и спецпредложения по конкретным моделям и комплектациям.

- Уважаемые эксперты, каков ваш прогноз - что в этом году будет твориться со сферой автотехобслуживания? Сильно ли подорожает ремонт иномарок, будут ли официальные дилеры пересматривать свою ценовую политику в области ТО и в какую сторону, случится ли очередной расцвет разборок, когда запчасти можно будет находить дешевле, чем в магазине? И насколько в сложившейся ситуации жизнеспособны магазины запчастей с учётом их специализации?

- Насколько мне известно, ряд производителей сейчас дотирует не только цены на автомобили, но и на запчасти. Хотя по некоторым позициям рост на запчасти уже превысил 50%. Сейчас существенно увеличился "разброс цен" между разными магазинами, сервисами, дилерами даже в рамках одного бренда, одной модели. Так что задача потребителей усложнилась. Перед тем, как ехать на сервис, стоит поглубже «прогуглить» и прозвонить возможные варианты.

- Уважаемые эксперты, на Ваш взгляд, ухудшение ситуации на российском автомобильном рынке может вызвать новые гонения на импорт подержанных иномарок с правым рулем из Японии? Практика показала, что несмотря на рост пошлин на ввоз праворульных автомобилей, доля авто российского производства (в том числе собранные в России иномарки) на Дальнем Востоке увеличивается очень незначительно. Что нужно сделать для того, чтобы на востоке покупали продукцию с левым рулем?

- Ввоз б/у иномарок снижается. В 2012 частники ввезли 150 тысяч, в 2013 - 120 тысяч, в 2014 всего 97 тысяч. А продажи новых автомобилей на Дальнем Востоке растут, хотя очень медленно и доля их относительно «бэушек» невелика. Во всем ДФО по прошлому году было продано что-то около 25 тысяч новых авто. Наверное, нужны не гонения на импорт из Японии, а какие-то специальные правительственные программы поддержки рынка Дальнего Востока. Поскольку логистика поставки туда машин из Европы обходится очень дорого.

- Уважаемые эксперты, а что происходит на рынке коммерческого транспорта? Там такой же спад, что и на рынке личных авто? Вообще, какие перспективы у производителей автобусов, грузовиков и проч. на российском рынке?

- В 2014 году рынок коммерческих автомобилей снизился сильнее, чем легковых. Так, если легковой авторынок упал на 10%, то рынок легких коммерческих автомобилей снизился на 15%, грузовой сегмент упал на 20%, а автобусов на 25%. Коммерческий сектор всегда реагирует на кризис в экономике более глубоко, нежели частный. К сожалению, кризис в экономике России пока продолжает развиваться. И до дна мы еще не дошли.

- А вообще способна нынешняя российская промышленность обеспечить сборку автомобиля, целиком состоящего из отечественных компонентов? Или такое уже невозможно?

- На протяжении последних десяти лет шел процесс интеграции российского автопрома в мировой. По-моему, мы "интегрировались" уже настолько глубоко, что собирать серийные автомобили целиком из российских комплектующих уже нереально. И надо ли? Весь мир, в том числе автомобильный, сейчас состоит из глобальных концернов, а не локальных компаний. Такое разделение труда более эффективно. Вопрос в том, какая страна в этом глобальном разделе занимает какое место. И насколько много местных успешных компаний, которые грамотно встроились в глобальный автопром...

- Если взять соотношение средней зарплаты к средней цене машины в России, то оно ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже такого показателя в Европе, США, арабских странах. Исходя из этого, цена машины у нас в среднем должна быть на уровне 200 тыс. рублей. Согласны ли вы с этим, и МОЖНО ли обеспечить такую цену в России и за счет чего?

- Нет, не согласен. При таких условиях в Украине она должна стоить еще в два раза дешевле, а в какой-нибудь Папуа-Новой Гвинее вообще копейки. Цену в 200 тысяч рублей на новый автомобиль в России обеспечить уже невозможно. Наш автопром давно интегрировался в мировой (см. предыдущий вопрос).
Можно и нужно поднимать благосостояние народа, развивать экономику страны. Нужно стремиться к уровню развитых европейских стран, а не скатываться в сторону бедных африканских... Это наиглавнейшая задача "партии и правительства"...

- Уважаемые эксперты, не могли бы вы поподробней остановиться на перспективах производителей автомобилей из азиатских стран в России? Главным образом, тех из них, которые предлагают измученному кризисом и изрядно обедневшему в последнее время российскому потребителю относительно недорогие и в тоже время достаточно качественные авто - это, в первую очередь, производители из Южной Кореи, Китая, возможно, в перспективе, Индии. Насколько существенно выигрывают эти производители у российских по соотношению «цена-качество продукции», насколько существенно они проигрывают европейским и американским производителям? Заметна ли активизация их деятельности и в чем, если таковая имеется, она проявляется?

- Корейские Hyundai и Kia за последние пять-шесть лет очень достойно вписались в российский рынок. И сейчас продолжают активно наращивать свою долю. Их главный секрет - достойный продукт за адекватные деньги. Можно еще так сказать: "Их автомобиля выглядят дороже, чем стоят". С "китайцами" сложнее. Их много, машины разные. Как и очень неплохие по соотношению "цена/качество", так и, извините, "полное д…". Индийский автопром пока еще очень слаб, чтобы покорять Россию...
В тоже время АВТОВАЗ активно начал подтягивать качество. Ну, а его перспективные модели Vesta и X-Ray, при условии интересного ценового позиционирования, вообще могут начать возвращать Тольятти "былую славу"... Примерно через год все станет ясно.

- Привлекателен ли российский авторынок для мировых автопроизводителей? Учитывая предстоящее и уже начавшееся падение доходов россиян, высокую закредитованность, прогноз по падению экономики и т.д.?

- В среднем на Россию приходится 3% мировых продаж. Для кого-то, например Рено и Шкода - доля российского рынка существенно выше. А для кого-то она менее 1%. В принципе, этим процентом можно и пренебречь... Посмотрите нашу инфографику на эту тему: «Доля России в глобальных продажах по брендам» ( https://www.autostat.ru/news/view/20597/)

- Есть прогноз, когда рынок продаж автомобилей в России достигнет "дна"? Когда, кстати, был самый плохой год?

- В "новейшей истории авторынка" (после 2002 года) худшим годом был 2009 (1,4 млн легковых), а самый плохой месяц - январь 2010 года (68460 легковых). Сейчас пока не ушли ниже ежемесячной планки в 100 тысяч, но, думаю, что в этом году, возможно, летом ее преодолеем.
В целом по году мы ожидаем уровень 2009 года - 1,4 млн легковых и в пределах 100 тысяч легких коммерческих. Дна пока не видно. Оно зависит от российской политики и экономики, которые пока не радуют…

- Стоит ли сейчас покупать акции АВТОВАЗа на длительный срок?

- Рано или поздно, бумаги АВТОВАЗа будут стоить в несколько раз выше, чем сейчас. Вопрос только в том, сколько лет для этого потребуется - 3, 5, 7, 10... Ближайшая перспектива (1-2 года) у акций АВТОВАЗа, думаю, не очень светлая. Возможны только спекулятивные скачки, как это уже не раз было. Бумаг на бирже немного, оборот низкий, "качнуть" их вверх или вниз очень легко.

03.04.15 Целиков Сергей
Источник: www.autostat.ru
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему