Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Обгоняя ожидания

По итогам минувшего года российский авторынок вырос почти на 40% в штучном выражении и на 70% – в денежном. Однако предаваться эйфории рано: ожидается, что в наступившем году все будет гораздо скромнее.

Прошлогодние результаты, продемонстрированные российским автомобильным рынком, были выдающимися: согласно опубликованной статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых машин в РФ в 2011 году выросли на 39%, до 2,6 млн. Еще более впечатляюще выглядит прирост рынка в денежном выражении: по данным PricewaterhouseСoopers, в ушедшем году он скакнул на 70% и достиг почти 60 млрд долларов.

Столь бурный рост оказался приятной неожиданностью: еще в начале прошлого года наблюдатели считали, что автомобильный рынок в России увеличится не более чем на 20% и едва дотянет до 2,2 млн единиц. Однако дела пошли намного лучше: машины зачастую буквально сметали из автосалонов, на самые ходовые модели выстраивались многомесячные очереди.

Отложили на потом

Стремительный рост рынка был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, продажи стимулировала государственная утилизационная программа, стартовавшая в марте 2010 года и завершившаяся в июне 2011-го (последние машины по утилизационным сертификатам, однако, были выданы покупателям в ноябре прошлого года). Всего же по утилизационной программе было продано порядка 600 тыс. автомобилей, что, безусловно, стало серьезным подспорьем для рынка.

Во-вторых, важно, что в ушедшем году окончательно восстановились после кризиса финансовые институты, предлагающие сегодня широкий выбор кредитных схем, в том числе сработала государственная программа льготного кредитования. 44% машин было приобретено в кредит – почти достигнут докризисный уровень.

И, в-третьих, серьезным драйвером роста продаж стала реализация отложенного спроса. «Напомним, что в 2009 году рынок автомобилей рухнул почти наполовину, – отметил на пресс-конференции председатель комитета автопроизводителей АЕБ и глава представительства Volvo в России Дэвид Томас. – Те, кто не купил автомобиль в кризисном 2009-м и позже в 2010 году, охотно сделал это в 2011-м».

Действительно, в кризис и во времена неопределенности люди предпочли отложить такую крупную покупку, как автомобиль. Из-за затоваривания складов продавцы стали продавать машины со значительным дисконтом. Но потом складские запасы закончились, стал меняться курс рубля, цены поползли вверх. Покупатели, видя уверенное подорожание автомобилей, поняли, что дешевле машины уже не будут, и поспешили в автосалоны.

Иномарки сменили прописку

Российский рынок стремительно меняется не только количественно, но и структурно. Главную роль на нем начинают играть иномарки, произведенные на территории страны.
Небольшой экскурс в историю показывает: двадцать лет назад, в 1992 году, при объеме рынка 0,9 млн штук не только не было такого понятия, как сделанный в России иностранный автомобиль, но и вообще продажи новых иномарок занимали менее 1%. Тогда более 70% приходилось на российские машины и около 30% – на подержанные иномарки.

Десять лет спустя, в 2002-м, доля новых иномарок существенно увеличилась (до 15%), на рынок стали робко (опять-таки в объеме около 1%) пробиваться иномарки российского производства. Сейчас же иномарки, произведенные в России, занимают доминирующее положение: по итогам прошлого года их доля составила более 40% (1,04 млн штук), причем именно иномарки, произведенные в России, показали самый значимый прирост – 70% в штучном выражении и 98% в денежном. Примерно треть занимают импортные новые автомобили и где-то четверть – машины традиционных российских брендов; ввоз же подержанных иномарок стал почти незаметен, на них приходится менее 5% рынка.

«Из 15 ведущих мировых автопроизводителей 11 уже имеют на территории России свои производства, – констатирует Стенли Рут, партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers. – И развитие производства иностранных автомобилей в России – долгосрочный тренд, их доля на рынке будет продолжать расти; в частности, в 2012 году мы прогнозируем расширение продаж иностранных машин, произведенных в России, на 11 процентов».

Российские покупатели все охотнее покупают более дорогие машины. В прошедшем году средняя цена приобретаемого легкового автомобиля составила 23,5 тыс. долларов, в то время как в 2010-м она была ниже 20 тыс. долларов. «В России люди все более охотно покупают дорогие машины и выбирают более дорогие комплектации, – комментирует Тед Каннис, президент совместного предприятия “Форд Соллерс Холдинг”. – Потребители готовы тратить деньги на дополнительные опции, которые делают автомобиль комфортнее, безопаснее, динамичнее. Правда, одновременно покупатель стал более требовательным, он уже меньше подвержен эмоциям и, выбирая автомобиль, всегда знает, за что и почему готов платить».

Иностранцы догоняют

Что касается конкретных марок, то бесспорным лидером авторынка продолжает оставаться отечественная «Лада». Правда, прирост продаж традиционных российских автомобилей в прошлом году сильно отставал от среднерыночных темпов – крупнейшему российскому автопроизводителю удалось продать 578 тыс. машин, что лишь на 11% больше, чем в 2010-м. Низкая динамика увеличения продаж традиционных российских машин объясняется прежде всего окончанием утилизационной программы – ведь большинство утилизационных сертификатов обменивали именно на продукцию АвтоВАЗа. Одновременно крупнейший российский автопроизводитель в ушедшем году начал сворачивать выпуск своих самых дешевых моделей – «классики». А производство новой бюджетной машины – Lada Granta, которая призвана поддержать падающие продажи, – еще не заработало на полную мощность.

Интригой ушедшего года был вопрос, какая из иностранных марок получит звание самого продаваемого иностранного бренда на рынке и займет второе место по объемам продаж. Лидер последних лет – Chevrolet – мог уступить первенство прежде всего корейской Hyundai, которая за счет развертывания под Санкт-Петербургом производства бюджетной модели Solaris имела шансы по итогам года выйти в лидеры.

Однако этого не произошло: Hyundai, хоть и с внушительным приростом в 88%, все же заняла третью позицию (163 тыс. проданных машин), уступив Chevrolet всего 11 тыс. автомобилей. Ну а далее в «турнирной таблице» российского авторынка плотной группой, с разницей продаж всего в 1–2 тыс. машин, расположились Renault, Kia, Nissan.

К иностранным брендам, которые показали самый внушительный прирост, относится прежде всего Volkswagen, увеличивший продажи на 100%. Взлет этой марки также связан с успешной реализацией производственной стратегии в России: почти половина реализации приходится на выпускаемый у нас и созданный специально для российского рынка бюджетный Volkswagen Polo Sedan, который, как и корейский Solaris, в прошлом году был в большом дефиците. Высокую динамику показали Mini (100%), Great Wall (86%), Ssang Yong (81%), Volvo (80%), Nissan (74%).

Что касается аутсайдеров, то снижение в 2011 году продемонстрировали лишь четыре автомобильные марки. Незавидное лидерство здесь принадлежит ТагАЗу с собственным брендом Tagaz и Vortex (–75%), это предприятие было в ушедшем году вообще на грани банкротства. Продолжают падать продажи американских марок Chrysler (–58%) и Dodge (–42%), что связано с глобальными проблемами Chrysler Group. Неудачно выступил и некогда самый продаваемый китайский бренд в России – Chery (–18%). «Падение продаж Chery в России связано со сменой модельного ряда, – объясняет Геннадий Павлов, директор российского представительства компании. – В течение прошлого года мы выводили на российский рынок новые модели, и в июне и сентябре у нас просто не хватало машин. В будущем году марка Chery намерена наверстать упущенное, наша задача – занять нишу, которую освободили корейские машины, ведь корейские марки в последнее время дорожают и пытаются пробиться в более высокие сегменты рынка».

Неблагоприятный прогноз

Оптимизм, царящий на отечественном автомобильном рынке, несколько остужают прогнозы, которые говорят, что в 2012 году цифры будут гораздо скромнее. «Развитие автомобильного рынка трудно спрогнозировать, однако продажи машин в России уже, вероятнее всего, не смогут демонстрировать такой прирост, как в 2011 году», – заявил на своей пресс-конференции Стенли Рут из PricewaterhouseCoopers.

По мнению экспертов, российский автомобильный рынок в 2012 году в лучшем случае увеличится на неполные 10% – до 2,8 млн машин; в худшем же случае он останется на том же уровне или даже упадет на 8%.

Замедление роста связано с тем, что в России закончилось действие мер государственной поддержки – ушли в прошлое утилизационные сертификаты и программы льготного кредитования. Но главное – исчерпан посткризисный отложенный спрос. Те, кто выжидал с покупкой машины в кризисный 2009-й и посткризисный 2010-й, в 2011 году уже сделали покупки.

К тому же по миру бродит призрак нового кризиса, что портит потребительские настроения и в России: никто не может сказать, насколько сильным он будет и как отразится на нашей стране.

Впрочем, есть и аргументы в пользу роста рынка: маркетологи указывают, что пик докризисных продаж пришелся на 2008 год, в наступившем году купленным тогда машинам будет более трех лет – возраст, когда владелец задумывается о приобретении нового автомобиля.

Дополнительным стимулом развития рынка может стать и вступление России в ВТО. Представители российской власти заявляли, что уже в августе следующего года могут снизиться таможенные пошлины на ввоз иномарок в Россию. В частности, на 5%, вероятно, будет понижена пошлина на ввоз новых машин (с 30 до 25% от стоимости ввозимого автомобиля). Некоторые послабления могут коснуться и подержанных иномарок в возрасте до семи лет.

Однако наблюдатели сомневаются, что импортные машины в обозримом будущем действительно подешевеют. Российское правительство вряд ли откажется от своего курса развивать иностранные производства внутри страны, а это развитие будет подорвано, если станет выгодно завозить машины из-за рубежа. Поэтому в реальности пошлины на импортные машины если и понизятся, то незначительно. По крайней мере, российские власти, отвечая требованиям ВТО, могут действительно понизить таможенные пошлины, однако при этом использовать другие тарифные инструменты – придумать какие-нибудь дополнительные акцизы и выплаты за ввозимые машины. В результате реального снижения цен на ввозимые иномарки не произойдет.

Но в любом случае в долгосрочной перспективе российский автомобильный рынок будет продолжать развиваться. Не стоит забывать, что он остается очень ненасыщенным – на 1 тыс. человек в России приходится всего 240 автомобилей, в то время как в Европе – порядка 500, а в США – более 600. Так что продажи машин в нашей стране будут продолжать расти; по прогнозам, к 2015 году объем рынка превысит 3 млн единиц, и, таким образом, он будет бороться за звание первого рынка в Европе.  

«Эксперт-Авто»

01.02.12 «Эксперт-Авто»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему