Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 10 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Инфографика

ТОП-10 рынка иномарок с пробегом по возрастным категориям

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Свежая статья

Обмен подержанных льгот на новые («Коммерсант») Обмен подержанных льгот на новые («Коммерсант»)

Минпромторг предложил не разрабатывать новый режим льготной промсборки для автопрома, а предоставить инвесторам специальные инвестконтракты (СПИКи), фиксирующие налоговые и регуляторные льготы на срок до десяти лет. Но в отрасли считают, что СПИКи менее выгодны, чем действующие режимы промсборки с таможенными льготами. Эксперты замечают, что без деталей сравнивать эти льготные режимы сложно, но государство в любом случае предложит инвесторам какие-то преференции.

17 февраляподробнее

Авторынок переехал на треть

Продажи автомобилей в России в прошлом году выросли на 30% и приблизились к 2 млн машин. Однако в целом бренды первой десятки показали рост продаж ниже среднерыночного, а ряд японских марок – падение. Дилеры и участники рынка продолжают говорить о его неустойчивости и необходимости продления госпрограмм поддержки спроса, хотя и ждут продолжения роста в 2011 году.


Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах автомобилей в России в 2010 году – 1,9 млн машин, на 30% больше, чем в кризисном 2009 году. Самой продаваемой стала российская Lada. Среди иномарок наиболее популярны были Chevrolet, Kia и Renault. То, что рынок показал рост после крайне тяжелого 2009 года, «вселяет в нас оптимизм», тем более что цены на нефть остаются высокими, экономика укрепляется и вместе с тем растет уверенность потребителя, сказал вчера глава Ford в России Марк Овенден.

То, что продажи автомобилей в России в 2010 году вырастут, было ясно еще в сентябре – именно тогда рынок преодолел планку в 1,5 млн машин (уровень 2009 года). Вопрос был лишь в том, каким окажется рост. Причем этот вопрос оставался открытым до конца – АЕБ, например, несколько раз повышала прогноз продаж в сторону увеличения, и последний раз аналитики ассоциации повысили его в ноябре, потерпев очередную неудачу (прогноз был на уровне 1,8 млн машин).

Никаких сенсаций – перераспределения рыночных долей или прорывного старта продаж тех или иных моделей – рынок не преподнес. Lada, которая весь год пользовалась ажиотажным спросом по госпрограмме утилизации, а также Chevrolet, Kia и Renault лидировали в продажах уже по итогам первого полугодия. Из первой десятки брендов можно отметить лишь успех Nissan, который в предновогодние месяцы продавал столько же, сколько традиционно продают массовые марки в России (например, больше, чем Hyundai в декабре), и в результате в декабре сумел обойти Toyota, поднявшись с восьмое на седьмое место.

Но в целом марки первой десятки не показывают экстраординарных результатов: динамика продаж превышает рыночную только у Lada, Kia и Daewoo (48, 49 и 45% соответственно). Ряд японских марок даже показали падение: у Mazda продажи в 2010 году снизились на 19%, у Honda – на 22%, у Subaru – на 11%. Их положение усугубляется тем, что падение высчитывается к уже падающим продажам 2009 года, при этом, как уже неоднократно сообщал «Ъ», сбыт японских марок от кризиса пострадал сильнее всего (из-за курсовых разниц). В Mazda вчера пояснили «Ъ», что снижение в 2010 году объясняется недопоставкой автомобилей в Россию в первом полугодии, и подчеркнули, что сбыт марки во втором полугодии рос. Также падение в 2010 году показали традиционные аутсайдеры, например Geely, Alfa Romeo, Dodge или Chrysler, а также дорогие Cadillac, Hummer и Jaguar.

Самыми крупным игроком остается альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ (Renault владеет 25% акций завода), рыночная доля которого в 2010 году составила 36,5%, в первую очередь благодаря лидерству Lada. Второе место занимает концерн General Motors (8,3% рынка), у которого лучше всего продаются бренды Chevrolet и Opel. Третье место занимает VW AG (6,9% рынка) благодаря успешным продажам VW, Skoda и Audi.

Самыми продаваемыми автомобилями в 2010 году были машины Lada «классика» (влияние программы утилизации). Из иномарок самой популярной стал Ford Focus, причем, как отметили вчера в Ford, почти 40% продаж Focus пришлось на топовую комплектацию этой машины Titanium (680 тыс. руб. без действующих скидок). В Ford это трактуют как один из признаков роста уверенности потребителя. Второе место занял Renault Logan (был бестселлером в кризис).

То, что в АЕБ не смогли правильно спрогнозировать рост рынка в 2010 году, в ассоциации расценили как преимущество – по мнению главы комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса, то, что Россия преодолела уровень продаж в 1,9 млн машин, означает, что она «вновь претендует на первенство среди авторынков Европы». В 2011 году, пообещал господин Томас, в России будет продано 2,24 млн машин, то есть рост рынка составит 17,9%, а докризисного уровня продаж в 3 млн машин Россия достигнет в 2012 году. Тогда она сможет обогнать крупнейший в Европе авторынок – Германию (2,9 млн машин в 2010 году, продажи падают). Этого аналитики ожидали до кризиса.

Впрочем, как считает директор по маркетингу «Соллерс» Валерий Тараканов, «прогноз продаж на 2011 год выглядит откровенно заниженным, а на 2012 год – завышенным». Поскольку программа утилизации продолжит действие, считает господин Тараканов, в целом будет продано около 2,4 млн. Но затем из-за отмены программ стимулирования спроса рынок несколько снизит темпы роста. Топ-менеджер напоминает, что если до кризиса прирост реального дохода потребителя в рублях оценивался в 10-12%, то теперь сократился втрое – до 3-4%. На фоне укрепления рубля, а значит, удорожания иномарок, а также сохраняющихся высоких ставок по автокредитам бурного роста рынка без программ стимулирования спроса ожидать не стоит, говорит Валерий Тараканов. То, что рынок вырос на 30% по итогам года, – «это по большому счету эффект низкой базы и ничего больше», соглашается и совладелец холдинга «Км/ч» Ленур Ислямов. Конечно, средний чек покупаемых автомобилей несколько вырос, но все равно рынок неустойчив, и, по мнению дилера, правительство вообще не будет отменять программу утилизации в этом году и «наверняка продлит ее на следующий».

14.01.11 Коммерсант
Источник: kommersant.ru
 
Загрузка...