АВТОСТАТ | Ни шагу назад. Что будет с ценами на автомобили? («Аргументы и факты»)

Ни шагу назад. Что будет с ценами на автомобили? («Аргументы и факты»)

1525 0

В первой половине года цены на автомобили в среднем по рынку выросли на 17% по сравнению с прошлым годом. АиФ.ru выяснил, чего ждать дальше.

Ситуация на рынке новых легковых машин в нашей стране лучше не становится. Продажи падают, цены продолжают расти, и пока ничто не предвещает светлого будущего. Даже не самые оптимистичные прогнозы специалистов и участников отрасли не сбываются. За первое полугодие в России продано 672140 автомобилей. Для отечественного рынка это «всего».

«Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, то есть быстрее, чем предполагалось в начале года. Учитывая это обстоятельство, АЕБ обновляет прогноз 2016 года до уровня 1,44 миллиона автомобилей, что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 годом», — констатировал председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер.

Падение продаж, разумеется, напрямую связано с ценами. С тех пор как курсы доллара и евро стали сильно расти по отношению к рублю, то есть примерно с сентября 2014 года, автомобили подорожали в среднем на 38%. Причём максимальный скачок — на 21% — произошёл с декабря 2014-го по апрель 2015-го, когда наша валюта особенно резко «просела». И хотя с тех пор рубль более-менее стабилизировался, автопроизводители продолжают переписывать ценники. За первое полугодие 2016 годы средневзвешенная цена на новые машины выросла на 17%.

«Дело в том, что с началом кризиса курс российского рубля по отношению к иностранным валютам упал как минимум наполовину, а рост цен на легковые автомобили за это время составил около 40%. Естественно, производители вынуждены компенсировать эту “разницу” за счёт увеличения цен, но не резко, а плавно и постепенно. К тому же никто не знает, как поведут себя макроэкономические факторы в дальнейшем, поэтому они вынуждены ещё и закладывать риски. Цены будут расти дальше но насколько — сказать сложно. Совсем непонятно, что будет дальше с ценами на нефть и курсами валют», — прогнозирует специалист агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Цены пересмотрели многие марки, но, анализируя статистику, можно усмотреть тенденцию. По данным «Автостата», больше всего за прошедшее полугодие подорожали автомобили Land Rover. Цены на британские внедорожники выросли на 38%, что связано с появлением топовых комплектаций. Следующей в рейтинге «ценовых скачков» идёт Subaru, чьи машины в среднем стали дороже на 30%. Премиальные марки Audi, Lexus, Mercedes-Benz, а также массовые японские модели Mitsubishi и Mazda отстают несильно — их стоимость увеличилась от 21% до 28%. И, наконец, сразу у 13 марок, в том числе у отечественных «Лады» и УАЗа, прирост на уровне 10-20%.

Эти проценты могут показаться ничтожными, если посмотреть на конкретные модели. Ряд автомобилей в относительно стабильном 2016 году неприятно удивил новым прайс-листом. Например, некогда доступный спортивный седан Subaru WRX STI вместе с обновлением подорожал без малого вдвое до 4 миллионов рублей. А, скажем, Toyota LandCruiser 200, сразу после рестайлинга манивший привлекательной ценой под 3 миллиона, весной резко прибавил в цене ещё на один миллион. И такая картина — не редкость. После смены поколений или планового косметического обновления производители больше не сдерживают себя на российском рынке. В первую очередь это касается компаний, у которых нет никакого производства в нашей стране, хотя бы крупноузлового.

«Больше других росту цен подвержены импортные модели, так как они напрямую зависят от курса рубля. Это как раз практически весь премиум-сегмент и многие японские модели. Для тех автомобилей, что собираются в России, определяющим является уровень локализации: чем он выше, тем меньше привязка к валютным курсам. Скорее всего, такая тенденция сохранится и в дальнейшем», — объясняет Азат Тимерханов.

Этим объясняется подорожание в том числе отечественных машин. Например, новые модели «Лады», как известно, минимум наполовину собраны из иностранных запчастей. Таким образом, в выигрышном положении оказываются производители с наибольшим уровнем локализации. Остальным остаётся или уповать на глобальные изменения в экономике, или наращивать производство в России. О третьем варианте — уйти по «опелевскому» сценарию — компании стараются пока не думать.

«Аргументы и факты»

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью