Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Каста неразгоняемых («Коммерсант»)

Пока одни автопроизводители стонут, сокращая производственные планы и модельные линейки, другие, напротив, намереваются порадовать нас неведомой доселе продукцией и даже открыть сборочное производство. На падающем российском авторынке перспективы углядела индийская Bajaj Auto – третий по величине производитель мототехники в мире. К нам уже едут компактный квазиавтомобиль Qute и грузовой трехколесный мотороллер Maxima.

"Do urinate, toilet ahead",– гласила надпись на дорожном знаке. Таких вдоль шоссе, соединяющего аэропорт имени Индиры Ганди с центром индийской столицы, установлено пугающе много. С одной стороны, в странах, которые принято считать цивилизованными, такого не увидишь. С другой – появление подобных объектов означает признание проблемы и стремление ее искоренить.

С Индией во многом так – неоднозначно. Стеклянно-бетонные кварталы соседствуют с обыкновенными помойками, а стаи мотоциклов мчат по тому, что мы привыкли считать тротуарами. При этом аэропорт Нью-Дели в прошлом 2015 году признан лучшим в Центральной Азии и в категории "от 25 до 40 млн пассажиров в год". Да, проблема, которой посвящены диковинные знаки, действительно существует, но в любом общественном туалете уборка не прекращается вообще никогда.

Конечно, считать Индию цивилизованной страной в европейском смысле этого слова сложно, и даже страшно подумать, что здесь творилось лет сто назад. Однако вот вам еще один штрих: наряду с Поповым, Теслой, Герцем, Лумисом и еще несколькими лицами на звание изобретателя радио претендует уроженец Бенгалии Джагиш Чандра Бос. Впрочем, образование у него было полуанглийское, так что биография этого ученого и писателя-фантаста уже сама по себе повод для дискуссии о колониальном прошлом Индии.

Кстати, о независимости: одним из ближайших сподвижников Махатмы Ганди был некто Джамналал Баджадж. Википедия называет его "общественным деятелем", "политическим лидером", "борцом за независимость" и только после этого – промышленником. Даже краткая биография этого человека содержит столько удивительного, что просто не понимаешь, когда он успел основать Bajaj Group – компанию, входящую в индийский топ-10. А ведь успел. Причем в 1926 году, за два десятка лет до обретения страной независимости.

Мотоцикл из хорошей семьи

Никогда не слышали о семье Баджадж? Скорее всего, вы просто не были в Индии. Да, примерно треть (оценка на глаз) мотоциклов, которыми кишат тамошние дороги, отмечены логотипом Bajaj, отдаленно напоминающим значок Bluetooth. Но лого еще надо узнать, а вот не заметить мелькающую тут и там рекламу страховой компании Alliance-Bajaj или Bajaj Finance просто невозможно. А ведь у семьи есть еще и не рекламируемые производители комплектующих (примерно с десяток), сталелитейная компания Mukand, инвестиционные и туристические фирмы, собственная служба безопасности... А также Bajaj Auto – почти никому в нашей стране не известный производитель мотоциклов, занимающий третье место в мировом масштабе. А в производстве трехколесной техники не уступающий никому. Этой компанией, как и всей империей Баджаджей, до сих пор руководят наследники сподвижника Махатмы. Нормальная для Индии (да и не только для нее) практика.

Три завода Bajaj Auto в прошлом году совместно произвели на свет 3,2 млн мотоциклов, а также 500 тыс. трехколесок – в основном это популярные в Индии и Юго-Восточной Азии моторикши, которые чаще называют "тук-туками". Полтора миллиона единиц мототехники было отправлено на экспорт, в том числе в виде машинокомплектов, почти половина этого объема ушла в Африку.

Крупнейший завод Bajaj Auto проектной мощностью 3 млн единиц техники в год расположен в двух часах лета от столицы – в Валудже, промышленном пригороде города Аурангабад, штат Махараштра. Судя по официальному отчету компании, предприятие пока работает вполсилы, но и эта "полсила" весьма впечатляет. Рабочие трудятся в две смены, мотоциклы сходят с конвейера каждые полминуты, а общий объем выпуска двухколесной техники превышает объем всего официального российского рынка почти в сто раз. Цеха сборки мотоциклов напоминают любой современный автозавод, разве что темп здесь заметно выше. А так – те же информационные табло с плановыми и реальными объемами выпуска, те же наглядные пособия и непривычная после городских улиц чистота.

Цех сборки трехколесок еще больше похож на привычное мне автомобильное производство, разумеется, с поправкой на размеры продукции. На каждом изделии – таблички, информирующие о разнообразии силовых установок. В наличии и бензиновая классика, и дизели, и популярный в Индии (что неудивительно с бензином почти по доллару за литр) природный газ. Здесь же собирают и пилотную партию грузовой трехколески Maxima – и, в отличие от мотоциклов, этот предмет для России очень даже актуальный.

Для России – с печкой

Помните мотороллер "Муравей"? Эта продукция Тульского машиностроительного завода заменяла труженикам советского села и гужевой, и личный транспорт. Грузовые трехколески продают в нашей стране и сейчас, но среди них нет ничего подобного: передо мной почти настоящий грузовичок с кабиной и кузовом, в который официально дозволяется загрузить 740 кило поклажи (неофициально мне рассказали, что проектировали трехколеску в расчете на солидный перегруз). Силовая установка – 450-кубовый дизель, коробка пятиступенчатая (переключения – поворотом левой рукоятки), привод на задние колеса через карданный вал и дифференциал. Специально для нашего рынка (очевидно, он для Bajaj самый холодный) обещают установить печку. В кабине можно разместиться вдвоем, но мотоциклетный руль установлен строго посередине, а единственная педаль (тормоз) расположена справа от рулевой колонки.

Инженеры с интересом изучали, насколько нам – в основном довольно корпулентным русским – удобно в кабине. Удобно вполне. На голову не давит, а нарекания вызвала разве что кинематика той самой единственной педали. Внимательный инженер подбежал, что-то измерил рулеткой и записал в блокнот.

"Мы надеемся завершить сертификационные процедуры уже летом этого года,– говорит Александр Алексеев, гендиректор "Ист Вест Моторс", дистрибутора Bajaj в России.– А уже в следующем году в России может начаться отверточная сборка".

Вот только о ценах на трехколеску пока не сообщают ничего определенного. Говорят, правда, об интересе даже со стороны госструктур, поддерживающих сельское хозяйство, а в качестве ориентира указывают предполагаемый прайс другой индийской новинки – микрокара Qute.

Спорткар по-индийски

Кузов-монокок, мотор и ведущие колеса – сзади, коробка передач секвентальная. Спорткар? Нет – микрокар. Зовут Bajaj Qute, и уже в августе он будет продаваться в России. Цена напрямую зависит от решения Минпромторга по вопросу об утилизационном сборе. Дело в том, что Qute – это так называемый квадрицикл (не путать с квадроциклом, то есть четырехколесным мотовездеходом). Такой термин придумали, чтобы не именовать подобную продукцию мотоколясками. Для этой категории транспортных средств четких правил пока нет – просто не успели придумать. Если чиновники решат, что сбор платить надо, дешевле 360 тыс. руб. индийский микрокар стоить не будет. Если "помилуют" – обещают цену около 300 тыс. руб. Правда, еще около 20 тыс. придется доплатить за "русский пакет" – настоящие стекла в дверях вместо полиэтиленовых и печку в салоне.

Выпуск "кьютов" только начался, и темп сборки тут, мягко говоря, не мотоциклетный. Нам нахваливают выносливость новинки (3,2 млн тестовых километров) и модульную конструкцию – в легких ДТП силовая "клетка" должна остаться нерушимой, а остальные элементы можно легко открутить и заменить небитыми. Смотрю на трогательные "стульчики" для передних седоков и "лавочку" для тех, кто сзади, на хилые с виду ремни безопасности и стараюсь не думать, что случится при фронтальном краш-тесте хотя бы на скорости в 50 км/ч, не говоря уже о максимальных 70.

Располагаюсь за рулем. В целом удобно, мешает разве что низкая рамка ветрового стекла. Это пока не полноценный тест – нам просто дали прокатиться по цеху, по возможности не пугая рабочих. Сцепление, толчок рычага от себя – на желтом дисплее загорается единичка. Аккуратно газу – и двухсоткубовый моторчик мощностью 13 сил весело прокручивает маленькие, как у "Оки", колесики. А весело! Жаль, сидящий рядом сопровождающий из числа заводчан уже нервно ерзает. Впрочем, не будь его, я бы тут такое устроил...

Qute на дороге

Более близкое знакомство пришлось отложить до следующей остановки – в Пуне. В агломерации девятого по величине города Индии, точнее, в местечке Чакан, находится еще один завод Bajaj Auto. От аурангабадского он отличается размерами и мощностью (и то, и другое гораздо скромнее), а еще тем, что здесь помимо собственной техники собирают мотоциклы Kawasaki и KTM. И если с японцами индийцев связывает просто партнерство, то австрийский премиум-бренд принадлежит Bajaj на 47,96%. Здесь же работает команда австрийских инженеров, которые осторожно передают индийским коллегам технологии. Никто не скрывает, что современные моторы Bajaj – ближайшие родственники агрегатов КТМ.

Именно в Чакане располагается трехкилометровый испытательный трек Bajaj Auto, на котором нас уже ждет единственный алый Qute.

Честно говоря, заезжать в скоростной правый "тягун" было страшновато. Но, в конце концов, почему бы и не стать не только первым русским испытателем, но и первым русским "опрокидывателем" малыша? Сброс газа, доворот руля – и ничего страшного не случилось. Скользнув задней осью, Qute просто спровоцировал меня на корректирующее движение рулем и вызвал плотоядную улыбку. И да, я поверил, что значительную часть миллионов тестовых километров микрокар проехал с солидным грузом на крыше. А к исходу второго круга уже мечтал выкинуть из салона стулья-лавки и заменить их единственным "ковшом".

Еще бы моторчик помощнее и механизм переключения "отзеркалить", чтобы переключения на повышенные были "к себе"... Получился бы отличный 400-килограммовый снаряд для гоночной моносерии.

В реальности Qute уж привлек внимание служб доставки. Для них подобная техника с ее низкими эксплуатационными расходами – отличная альтернатива привычным автомобилям. В кулуарах менеджеры российского дистрибутора говорили, что в одной только Москве "кьюты" готовы покупать сотнями. Сколько их на самом деле окажется на улицах, скоро увидим.

Проверка по большому счету

В отличие от России, в Европе микрокары – обычная часть пейзажа. Так что неудивительно, что они попали в поле зрения спецов EuroNCAP. В отличие от привычных авто, квадрициклы разбивали о деформируемый барьер на скорости 50 км/ч и с 50-процентным перекрытием. Боковой удар был только один – установленный на тележку алюминиевый "пирог" бил в борт на тех же 50 км/ч. И этого хватило. Из восьми испытуемых первой волны две звезды заработали только Renault Twizy и Chatenet CH30. Результат Bajaj Qute – одна звезда, но все-таки это результат, отличный от нуля, а такие тоже бывают.

Единственный использованный в испытаниях манекен-водитель получил серьезные "травмы" головы, груди и правого бедра. Причина – не выдержавшие удара точки сварки в передней части кузова. Впрочем, отметили эксперты, незыблемыми остались элементы крепления сиденья и ремня безопасности.

«Коммерсант»

29.04.16 «Коммерсант»
Метки: индия, quto
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 27 января 2015 Продажи Datsun в Индии и Индонезии вдвое ниже прогнозов

    Продажи бюджетных автомобилей Datsun не дотягивают до прогнозировавшихся. В Индии и Индонезии продается по 1,5 тыс. и 2,5 тыс. машин в месяц соответственно, что более чем в два раза ниже прогнозов. Компании не хватает узнаваемости бренда и развитой дилерской сети, чтобы противостоять многочисленным конкурентам.

    подробнее
  • 28 мая 2014 «Король дорог» ушел на пенсию

    Индийский производитель Hindustan Motors объявил о снятии с производства самого старого из ныне выпускаемых в мире автомобилей. Ambassador производился в течение 57 лет, но отсутствие спроса на него и высокая задолженность завода вынудили руководство снять легендарный автомобиль с производства.

    подробнее
  • 22 февраля 2012 Забастовка парализовала индийское предприятие КамАЗа

    Российский производитель грузовиков КамАЗ, пытающийся закрепиться на быстрорастущем рынке Индии, смог на собственном опыте оценить всю мощь местного профсоюзного движения. Оказалось, что из-за забастовки уже месяц простаивает конвейер российско-индийского СП Kamaz Vectra: бастующие заняли производственные цеха и повсюду развесили плакаты с портретами Маркса, Ленина, Сталина и Мао. На КамАЗе уверены, что забастовка незаконна, и просят местные власти принять меры.

    подробнее