Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Оригинальный подход («Коммерсант»)

В начале года дилеры Mitsubishi, несмотря на снижение курса рубля, понизили цены на некоторые виды оригинальных запчастей. Ранее о такой же акции объявил импортер Toyota. Кажется, представители автопроизводителей решили всерьез бороться за поддержку официальной доли этого рынка. Так что "оригинал" снова стал привлекательным.

Навстречу потребителю

Изменения курсов валют за последние два года вновь сделали актуальной проблему выбора запчастей: рекомендуемые автопроизводителями оригинальные запчасти, за редким исключением, импортные и потому дорогие, а более дешевые детали и узлы от сторонних производителей могут оказаться менее надежными и долговечными. Привыкнув за последние несколько лет выбирать качественный "оригинал", многие автовладельцы теперь просто не могут себе позволить покупать запчасти у официального дилера и ради экономии обращаются к сторонним продавцам. Неудивительно – например, тормозные колодки для Mercedes-Benz у официального дилера стоят примерно 9 тыс. руб. за комплект, а от сторонних производителей – пять.

Российские импортеры автомобилей, которые в большинстве случаев и определяют ценовую политику дилеров, предвидели падение спроса и пытаются его минимизировать. Цены в рублях как на автомобили, так и на оригинальные запчасти в течение прошлого года росли гораздо медленнее, чем могли бы. "Мы отлично понимаем, что изменение курса негативно сказалось на благосостоянии наших клиентов, поэтому основной своей задачей мы считаем удержание приемлемых цен на оригинальные запасные части,– поясняет Василий Мельников, директор по коммуникациям российского подразделения BMW.– Такая ценовая политика привела к увеличению доли рынка оригинальных запасных частей, поставляемых с центрального склада "BMW Group Россия".

Российское представительство BMW Group добилось снижения стоимости запчастей. "В связи с резко возросшими в цене продуктами на страховом рынке "BMW Group Россия" изменила стоимость на оригинальные ветровые стекла в сторону снижения и сохранила стоимость кузовных запасных частей",– рассказывает Василий Мельников.

Оригинальные запчасти можно приобрести не только у официальных дилеров соответствующего бренда, но и у независимых продавцов. И тут также можно сэкономить: тормозные колодки Mercedes-Benz, которые официальный дилер продаст за 9 тыс. руб., в одной из крупнейших сетей по торговле запчастями, Exist, можно найти за 8 тыс. руб., а у мелких продавцов, если поискать и поторговаться, возможно, удастся сэкономить еще немного. При этом во многих случаях эти параллельные каналы сбыта действуют не в обход структур производителя. "Я беру детали у одного из официальных дилеров, за счет своих объемов получаю у него скидку, поэтому могу продавать их своим клиентам чуть дешевле, чем они купили бы напрямую",– рассказывает независимый продавец автозапчастей Сергей. Однако покупатели приходят к нему не только из-за скидок: "Ко мне обращаются транспортные предприятия, я подбираю им сразу целую партию всего необходимого – что-то заказываю у производителей, что-то беру у дилеров, что-то даже в магазинах – и организую доставку. Цены на оригинальные запчасти у таких продавцов, как я, не всегда ниже, чем у дилеров, но к нам обращаются за комплексным сервисом и профессиональной консультацией".

Свои и чужие

Подавляющее большинство оригинальных запчастей в России проходят через центральные склады производителей. Практически это единственная легальная схема с 2002 года, все остальные варианты импорта, за редким исключением, являются нарушением статей Гражданского кодекса. Дело в том, что оригинальные детали и узлы являются объектом авторского права производителя автомобилей, их ввоз разрешается только с одобрения правообладателя. В России действует региональный принцип исчерпания прав, когда легально купленный за рубежом товар при пересечении границы Российской Федерации без согласия правообладателя является контрафактным.

Уже несколько лет Федеральная антимонопольная служба РФ и Евразийская экономическая комиссия предлагают отказаться от этого принципа и легализовать не только официальный импорт, но и так называемый параллельный. Зарубежные производители, чью позицию отстаивает Ассоциация европейского бизнеса в России, конечно, возражают, ссылаясь в том числе на зарубежную практику и на то, что "параллельные" импортеры, как правило, используют полуофициальные схемы таможенного оформления. С другой стороны, представители государственных органов и общественных организаций, борющихся за либерализацию рынка, напоминают, что разрешение параллельного импорта поможет снизить стоимость некоторых запчастей. По оценке общественных деятелей Казахстана, где принцип регионального исчерпания прав был введен в 2012 году, такое снижение может достичь 60-80%. Пожалуй, тут сторонники параллельного импорта чрезмерно оптимистичны: если такое впечатляющее удешевление и возможно, то оно коснется лишь некоторых позиций. Особенно теперь, когда в России лучшим борцом за снижение цен стало снижение покупательной способности клиентов. И оно же, кажется, сделало менее актуальным вопрос о параллельном импорте: ввозить оригинальные запчасти стало попросту менее выгодно, так как спрос на них упал и его в большой степени покрывают официальные импортеры.

Покупатели, которые не могут позволить себе оригинальные запчасти даже с учетом всех возможных скидок, выбирают их аналоги. Такие детали можно купить там же, где их берут сами производители автомобилей: у поставщиков оригинального оборудования. Скажем, фары у Hella, фильтры у Mann, поршни у Mahle, сцепление у Valeo и так далее, экономя на оплате логистики через сеть автопроизводителя и его логотипа на коробке. Разумеется, официальным дилерам такие детали продавать не полагается. Более того, сами производители комплектующих могут формально скрывать, что узел предназначен для комплектации того или иного автомобиля. В их каталогах всегда указан код запчасти по номенклатуре автомобильного бренда, сочетаемость с различными моделями автомобилей, но на самом товаре не будет признаков того, что деталь такая же, как идет на конвейер. "Иногда видно, в каком месте была эмблема автомобильной марки, которую сточили",– рассказывает Сергей, которому приходится продавать и запчасти от автобрендов, и их "первородных" собратьев. Это как раз связано с тем, что в России продавать деталь, скажем, Audi без согласия самой компании противозаконно.

При этом надо иметь в виду, что комплектующие для автозаводов и запчасти для послепродажного обслуживания не всегда абсолютно идентичны. У некоторых производителей совершенно официально существуют отдельные линии, которые предназначены для вторичного рынка. Например, Valeo, являясь поставщиком узлов для первичной комплектации автомобилей, параллельно разработала серии радиаторов для подержанных автомобилей и комплекты для замены современных сложных и дорогих сцеплений с двухмассовым маховиком на более простые и дешевые. Аналогичные методы используют и другие производители запчастей и комплектующих.

Еще одна категория запчастей – те, которые производят независимые компании. Среди них есть даже российские бренды, однако фактически детали и в этом случае могут быть зарубежного производства. Достаточно обратиться на завод, задать параметры изделия и заказать упаковку со своим логотипом. Это проще, чем организовать работу в России.

Раньше достаточно часто можно было встретить турецкие детали – в Турции довольно развиты и собственный автопром, и производство комплектующих. Но после известных событий в турецком небе импорт из этой страны практически прекратился. Очень много запчастей из Китая. Совсем не обязательно, что они хуже европейских или американских – как известно, в Китае могут обеспечить ровно тот уровень качества, который задает заказчик, об этом можно судить хотя бы по смартфонам и компьютерам. Но именно поэтому стоит помнить о пропорциональности качества и цены. За счет бренда и внешнего вида можно снизить цену товара на 10-20%, но не в несколько раз. Впрочем, есть случаи, когда цена имеет принципиальное значение – и речь не об экономных пенсионерах. При ремонте автомобиля перед продажей или просто достаточно старого выбор деталей от неизвестного бренда может быть вполне уместным, поскольку возможный срок их службы может быть уже не слишком важен. Но некоторые запчасти все-таки стоит выбирать максимально качественные – обрыв ремня газораспределительного механизма, например, может привести к выходу двигателя из строя. В таких случаях копеечная экономия обернется очень существенными потерями: как говорят в среде сотрудников автосервисов, "кроилово ведет к попадалову".

«Коммерсант»

28.03.16
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 19 января 2017 Шинники подкатывают к восстановлению («Коммерсант»)

    Российский рынок шин в 2016 году, по оценкам его участников, сократился примерно на 11% после падения примерно на 20% в 2015 году. Но крупные иностранные игроки смогли пройти два сложных года кризиса благодаря росту экспорта и в прошлом году даже наращивали производство. В этом году выпуск шин может продолжить рост, поскольку основные игроки ожидают увеличения внутренних продаж в надежде на восстановление рынка легковых машин.

    подробнее
  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 9 ноября 2016 Гаражный автосервис набирает популярность («Известия»)

    Российские автовладельцы всё чаще отказываются от сервисного обслуживания у авторизованных автодилеров и доверяют свои автомобили «мастерам на все руки».

    подробнее