Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

«Все боятся говорить откровенно». Что будет с ценами в 2016 году

Российский автомобильный рынок в 2015 году показывает худший результат за последние шесть лет – экономический кризис и девальвации рубля уронили продажи до 1,5–1,6 млн автомобилей. По итогам года рынок опустится на уровень 2002 года – так мало машин в России продавалось только в посткризисном 2009 году, после которого продажи стабильно росли из года в год. В наступающем году импортеры и автопроизводители не видят больших перспектив.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев года в России было реализовано 1,45 млн машин, и в декабре эта цифра едва ли значительно вырастет, отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Текущий год еще не завершен, однако ожидания относительно декабря скромные, особенно в сравнении с рекордными продажами на пике прошлогоднего бума».

Главы представительств иностранных брендов неохотно комментируют рыночные процессы и воздерживаются от прогнозов, ссылаясь на нестабильность экономической ситуации. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru источник в АЕБ, любое высказывание сейчас может стать причиной недовольства штаб-квартиры: «Автомобильный рынок – структура очень инертная и консервативная, внутри которой все боятся говорить откровенно. В международных офисах отслеживают все локальные публикации, и, если им вдруг что-то не понравится, могут, например, сократить объемы финансовой поддержки».

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что основным фактором снижения спроса в 2015 году стали высокие цены, поднявшиеся из-за девальвации рубля. Поддержка государства и снижение доходов продавцов помогли хоть как-то удержать рынок на плаву, отметил директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Без программ, которые позволили реализовать порядка 500 тысяч машин, рынок чувствовал бы себя намного хуже. Вопрос в том, позволит ли бюджет запустить хоть часть из них в 2016 году».

Вице-президент Ford Sollers по маркетингу Елизавета Новикова считает, что госпрограммы в большей степени помогли тем, кто запустил в России собственные заводы: «Около половины всех автомобилей Ford было реализовано по программе обновления парка. Все инвесторы надеются на продление поддержки».

При этом многие обращают внимание на то, что цены импортеров в России и так невысоки – если рубль девальвировался по отношению к доллару в два раза, то цены на автомобили, по оценке специалистов «Автостат», выросли лишь на 25%. Директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр Светлана Виноградова отметила, что в России автомобили в долларовом эквиваленте стоят существенно дешевле, чем на других мировых рынках, и чем серьезнее бренд, тем больше у него возможностей для сдерживания цен: «Марки, которые видят в России один из своих стратегических рынков, готовы инвестировать и работать с минимальной маржой, что сразу находит отражение в динамике продаж. Массовые бренды особенно эластичны по цене».

Президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» Наоя Такаи отметил, что другого выхода, кроме политики сдерживания цен у продавцов не было: «Если бы рост цен следовал динамике курса валют, то цены должны были увеличиться в два раза. Это привело бы к обрушению рынка. Поэтому практически все дистрибьюторы выбрали тактику поэтапного повышения цен и снижения издержек».

Руководитель отдела корпоративных финансов агентства PricewaterhouseCoopers Олег Малышев назвал главным трендом уходящего года именно структурные колебания на рынке в результате перераспределения рыночных долей между сегментами: «Происходит смещение спроса со среднего ценового сегмента в сторону бюджетных моделей и локализированных брендов, а также в премиальные сегменты, спрос на которые более устойчив в текущих условиях экономики».

Ключевым курс на локализацию в нынешних условиях считает и вице-президент Ford Sollers: «Это основной способ противостояния валютным колебаниям и рискам. Мы открыли завод двигателей, запустили производство пяти новых моделей».

По словам Наоя Такаи, сложившаяся ситуация привела к перераспределению спроса в пользу более доступных машин: «Наименьшее падение наблюдается в B-сегменте. В данный сегмент перешла часть потребителей, не готовых покупать автомобили более высокой ценовой категории сегмента С».

Снижение реальных доходов населения приводит к тому, что люди начинают экономить не только на покупке, но и на обслуживании автомобилей, поэтому бизнесу официальных дилеров существовать все сложнее. На рынок сильно повлиял и демарш некоторых традиционных марок, рассказала Светлана Виноградова: «Самым большим потрясением для рынка стало сворачивание деятельности General Motors, а также ряда мелких брендов. Поэтому многие дилеры вынужденно пересматривали свои портфели брендов».

Многие участники рынка еще в начале года заявляли о возможном сокращении дилерских сетей на треть, но пока эти прогнозы не сбылись, отметил Сергей Целиков: «Сворачивание и переформатирование дилерского бизнеса идет, но гораздо меньшими темпами – статистика показывает сокращение дилерских центров в среднем на 5-10%». Эксперт отмечает, что на рынке идет передел в пользу сильных игроков и успешных брендов: «Иметь в портфеле марки, продажи которых сократились на 60-80%, многим компаниям уже не хочется. С другой стороны, сети по основным маркам давно сформированы. Поворот в сторону китайских брендов тоже не имеет смысла – их продажи сильно сократились».

По данным «Автостата», количество дилерских сетей сократилось на 200 единиц в 2015 году, а эксперты PwC отмечают, что отечественные и корейские автомобили стали все больше замещать в шоурумах дилеров автомобили концерна GM и японские бренды. При этом некоторые крупные дилеры сумели даже расширять свои портфели. Например, РОЛЬФ получил право продавать автомобили UAZ и открыл второй дилерский центр Hyundai в Санкт-Петербурге.

Представитель АЕБ уверен, что процесс повышения цен будет продолжаться: «Импортеры и дилеры не могут бесконечно сдерживать цены и торговать в убыток. Цены будут расти, и это касается всех без исключения».

Главный вопрос в том, как быстро представительства будут это делать, говорит Сергей Целиков: «Если резко поднять цены, продажи сократятся, если не поднимать, придется торговать в убыток. Сейчас производители стоят перед серьезным выбором, что для них важнее: доля рынка или доходность».

Эксперт пояснил, что корейские бренды активно наращивают свою рыночную долю и держат цены на самом низком уровне, а, например, для АвтоВАЗа доходность оказалась важнее: «Поставив минимальную планку в 514 тысяч рублей и предложив реальные средние цены в 570-650 тысяч на Vesta, завод входит в новый ценовой диапазон и отрезает огромную часть потребителей». Аналитик PwC в свою очередь считает, что доля рынка для компаний сейчас должна быть важнее, поскольку многие производители больше обеспокоены обеспечением загрузки производственных мощностей и сохранением каналов сбыта.

По данным агентства «Автостат», только за последний месяц прайс-листы переписали более половины представленных в России брендов, и этот процесс будет продолжаться. Представитель АЕБ уверен, что и скидок будет все меньше, поскольку больше нет задачи распродавать склады: «Сейчас все привыкли к сложившейся за год ситуации и научились работать со стоками. Затоваренности нет, поэтому и распродаж, очевидно, не будет».

Тем не менее, иллюзий насчет роста продаж импортеры уже не питают, уверен директор «Автостат»: «Игроки рынка осознали, что текущая ситуация низких продаж – всерьез и надолго. Если весной у многих еще была надежда на скорое восстановление рынка, то к концу года пришло понимание, что строить бизнес придется на тех объемах, которые есть здесь и сейчас». Эксперт не исключает, что в начале 2016 года продажи могут упасть и до 50-70 тысяч в месяц: «Это вполне возможно, если наложатся несколько факторов – сезонный спад, отсутствие программ господдержки, потребительский пессимизм и отсутствие покупателей из стран таможенного союза».

Президент и исполнительный директор ООО «ММС Рус» Наоя Такаи ожидает снижения рынка на 10-15%. В этих условиях представители дилерского сообщества очень ждут перезапуска госпрограмм, отметил директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Центр: «Если меры поддержки будут сохранены в прежнем объеме, то можно рассчитывать на стабилизацию рынка в будущем году. А при расширении программы льготного автокредитования на автомобили дороже миллиона рублей можно будет даже рассчитывать на его укрепление».

Согласно прогнозам PwC, в самом худшем случае рынок может упасть еще на 30% - до 1,1 – 1,15 млн штук.

AutoNews.ru

30.12.15 AutoNews.Ru
 

Новости на эту тему

  • сегодня, 16:03 КАМАЗ улучшил прогноз по прибыли в 2016 году

    КАМАЗ по итогам 2016 года ожидает чистую прибыль по МСФО в пределах 150-200 млн рублей против убытка годом ранее, заявил гендиректор предприятия Сергей Когогин. Ожидается, что за год КАМАЗ продаст 33500 автомобилей. Оборот у компании ожидается в 125 млрд рублей, и при этом обороте прибыль должна составить 150-250 млн рублей.

    подробнее
  • сегодня, 12:04 LADA Vesta в ноябре достигла рекордных показателей продаж

    Продажи седана LADA Vesta в прошлом месяце составили 5661 автомобиль, что стало лучшим результатом с момента выхода этой модели на рынок в ноябре 2015 года. К такому выводу пришли аналитики агентства «АВТОСТАТ» по итогам исследования ежемесячной статистики продаж.

    подробнее
  • сегодня, 10:29 Skoda в ноябре увеличила продажи в России на 3%

    Российские дилеры Skoda в ноябре реализовали 4801 автомобиль – на 3% больше, чем годом ранее. По итогам одиннадцати месяцев 2016 года продажи чешской марки в нашей стране достигли прошлогоднего уровня и составили 50370 машин (-0,1%).

    подробнее

Статьи на эту тему

  • сегодня, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее