Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Задолженность по автокредитам стала критической

Банки, которые активно занимались автокредитованием, попали в неприятную ситуацию: многие заемщики не хотят или не могут расплачиваться по долгам. Процент просроченных кредитов от общего портфеля превысил безопасный уровень и продолжает расти.

Даже несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост на фоне общего спада продаж, просроченная задолженность продолжает увеличиваться. По состоянию на начало августа она составила 61,2 млрд. рублей. То есть рост с января по август составил более 15%. А по итогам года данный показатель может достигнуть 68 млрд. рублей. Эксперты называли критичным для безопасности самих банков уровень в 50-55 млрд. – он уже пройден.

– Ухудшение платежеспособности населения в этом сегменте кредитования подтверждается и сроком выхода на первую просрочку, – подчеркивает президент коллекторского агентства “Секвойя кредит консолидейшн” Елена Докучаева. – Если год назад плохой заемщик переставал обслуживать автокредит через 14,9 месяца, то сейчас этот показатель составляет около десяти месяцев. Резко падают и объемы кредитования. И даже госпрограмма не способна оказать этому сектору ощутимую поддержку. С начала года банки выдали около 226,6 тысяч автокредитов, что в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сейчас лишь треть новых автомобилей продается в кредит. Напомню, что в прошлом году их доля была на уровне 40,5%, в 2013 году – 50%. Вероятнее всего, в ближайшие несколько месяцев экономическая ситуация существенным образом не изменится, поэтому можно ожидать, что доля кредитных автомобилей относительно показателей прошлого года продолжит снижаться...

Кроме того, высокая долговая нагрузка населения вызывает у кредиторов опасения и заставляет их предъявлять более высокие требования к потенциальным заемщикам. Сейчас средний уровень показателя, демонстрирующего соотношение среднемесячного дохода к ежемесячному платежу по кредиту, составляет более 45%, при этом критическим считается показатель в 50%, а доля этого платежа в размере 35-36% в ежемесячном доходе существенно повышает риск просрочек.

Cейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями. Поэтому в отличие от предыдущих лет кредиты на покупку автомобиля выдают осторожнее, стараясь минимизировать риски. Кроме того, финансовые учреждения значительно повысили свои требования к кредитной истории заемщика.

Впрочем, в отличие от большинства стандартных банков, дочерние финансовые структуры автокорпораций чувствуют себя в России вполне уверенно. Возможно, потому, что не заигрывали с ненадежными заемщиками.

– Значительного роста просрочки по выданным нами кредитам не наблюдается, – комментирует ситуацию президент АО «Тойота Банк» Александр Колошенко. – Поведение розничного кредитного портфеля остается весьма стабильным. Рост просроченной задолженности характерен для банков, которые стремились агрессивно, «любой ценой» привлечь клиентов и нарастить свой кредитный портфель, в том числе принимая крайне агрессивные бизнес-модели. Допускаем, что особенно это может быть заметно в сегменте так называемых экспресс-кредитов. Многие банкиры наивно полагали, что ростом ставки можно “закрыть” растущий кредитный риск. Очевидно, что это справедливо для небольшого роста кредитного риска (ухудшения профиля заемщика), но не работает для людей, которые не собираются или вовсе не могут платить по кредиту – они готовы принять любую ставку. Более того, новые ограничения Банка России по максимальной полной стоимости кредита справедливо ограничивают подобные деструктивные бизнес-модели. Видимо, в ближайшем будущем некоторым игрокам придется привести в порядок свой блок управления кредитным рисками или покинуть рынок. Что касается кэптивных банков, рискну предположить, что основной бизнес таких специализированных игроков строится на поддержке продаж своего автопроизводителя и предложении интересных ставок, и уж точно при отсутствии попыток играть в «захват рынка». Скорее всего, резкого ухудшения кредитных портфелей мы не увидим.

Между тем, кэптивные банки, которые охватывают далеко не все бренды, вряд ли смогут спасти сегмент автокредитования от неизбежного падения. Соответственно, банковские проблемы негативно скажутся и на автомобильном рынке в целом.

А самим банкирам, похоже, придется серьезнее проверять клиентов. В кризисных условиях резко увеличилось количество попыток потенциальных заемщиков ввести финансистов в заблуждение. По данным нескольких бюро кредитных историй, доля кредитных заявок, содержащих недостоверные данные о доходе, в первом полугодии подскочила в три раза.

Очевидно, что люди отдавали себе отчет: обслуживать займы они не смогут. Тем не менее, пытались получить в банках деньги. В два раза увеличилось и число кредитных заявок, которые по мнению специалистов можно приравнять к мошенничеству. Еще одно доказательство серьезных проблем в сфере автокредитования.

«Клаксон»

18.09.15 «Клаксон»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему