Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Автопром неполной занятости

Российским предприятиям в 2015 году пришлось перевести на неполную занятость 62 тыс. человек. Почти половина из них – сотрудники КамАЗа, следует из данных Роструда.

62 тыс. временно занятых

В течение 2015 года в программах поддержки занятости населения Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) приняли участие свыше 1 тыс. организаций и более 62 тыс. человек, рассказал РБК заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков. На организацию временных рабочих мест и переобучение сотрудников государство уже потратило 3,7 млрд руб., субсидии одобрены для 17 регионов.

Государство выделяет деньги на поддержание занятости на предприятиях, вынужденных из-за кризиса оптимизировать численность персонала. В первую очередь это перешедшие в режим неполной занятости из-за снижения спроса на их продукцию градообразующие и системообразующие компании – КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ, Уралвагонзавод, Тверской вагоностроительный завод.

Почти половина всех временно трудоустроенных работников российских предприятий – 27,3 тыс. человек – работает на КамАЗе, следует из данных Роструда. Еще в начале сентября представитель КамАЗа Олег Афанасьев говорил газете «Ведомости», что в госпрограмме занятости участвует «до 17 тыс. сотрудников группы». Это среднее значение, поясняет РБК Афанасьев: «на разные дни простоя выходит разное количество работников». По словам Афанасьева, большая часть сотрудников, задействованных в программе, занимается модернизацией рабочих мест, а еще 6,3 тыс. человек проходят переобучение. Всего на поддержание занятости на КамАЗе из федерального бюджета было выделено 936,1 млн руб. (800 руб. на человека за каждый день простоя).

Всего сейчас на КамАЗе работает около 38 тыс. человек. В 2014-м продажи завода сократились на 14,4%, до 32,6 тыс. грузовиков, в 2015 году падение резко усилилось. По итогам января–августа в России было продано 10,5 тыс. машин – на 42,1% меньше, чем за тот же период прошлого года. Несмотря на падение спроса, КамАЗ не оптимизирует штат, уверяет Афанасьев: численность персонала сокращается только за счет естественной убыли на 1,5–2 тыс. человек в год. Однако, если бы не программа временной занятости, уволено могло быть до 8 тыс. работников, оговаривается представитель компании. Деньги на поддержание занятости на КамАЗе закончатся в сентябре. Но уверяет Афанасьев, массовых сокращений не планируется.

Еще 1,1 тыс. участников госпрограммы работают на дочернем предприятии АвтоВАЗа – Тольяттинском заводе технологического оснащения (размер субсидий для ТЗТО не раскрывается), говорится в данных Роструда. Сам АвтоВАЗ в программе почти не представлен: компании выделены деньги лишь на переобучение 113 сотрудников. Завод сам отказался от помощи – еще в апреле было принято решение не переходить на неполную занятость, поэтому участие АвтоВАЗа в программе перестало быть актуальным, пояснил РБК председатель профкома компании Сергей Зайцев.

АвтоВАЗ оптимизировал штат еще в прошлом году, сократив порядка 20% персонала, который тогда составлял 52 тыс. человек. План на текущий год – сократить еще 1,1 тыс. работников из числа руководителей, специалистов и служащих. Новых сокращений в 2015 году не планируется, утверждает представитель компании Сергей Ильинский. Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон в недавнем интервью изданию gazeta.ru не исключил такой возможности. Продажи автомобилей Lada в этом году продолжают снижаться – по итогам января–августа на 26% (181,8 тыс. машин).

Господдержка для автопрома

На автопром пришлась большая часть средств программы поддержки занятости. Помимо КамАЗа и АвтоВАЗа субсидии были выделены на временное трудоустройство 2,8 тыс. работников группы ГАЗ, но сколько именно денег получила компания от государства, неизвестно. Ее представитель на запрос РБК не ответил, а данные Роструда дают разбивку только по регионам.

Господдержка помогла автоконцернам избежать массовых сокращений, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». С учетом высокой волатильности спроса на автомобили оптимизация штата для автопроизводителей чревата еще большими проблемами: на растущем рынке они могут столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров. КамАЗ получил больше всех, потому что продажи тяжелых грузовиков упали сильнее, чем производителей легковых автомобилей и LCV, думает Беспалов.

2.jpg

По данным Роструда, государство выделило деньги также на временное трудоустройство части работников вагоностроительной отрасли: 4,1 тыс. человек из Уралвагонзавода (УВЗ), 3,2 тыс. из «Алтайвагона» и 4,4 тыс. из Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ), а также несколько тысяч сотрудников предприятий-поставщиков вагоностроителей – мордовских «ВКМ-Стали» и «Неона». В программе также участвуют «Тамбовмаш», «Ревтруд», «Первомайскхиммаш», «Пигмент», завод «Моршан­скхиммаш», «Рузхиммаш», «Пенза­дизельмаш», КЗТМ, Кировский машиностроительный завод 1 Мая и ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов».

Представитель ТВЗ уточнил, что с апреля по июль в программе участвовало 4,4 тыс. работников предприятия, в период с сентября по ноябрь будет привлечено 2,8 тыс. человек, план на 2015 год по переобучению – 288 сотрудников. Компания не планирует сокращений, утверждает ее представитель. В УВЗ заявили, что денег от государства не получили, так как правительство Свердловской области до сих пор не подписало соглашение с Рострудом. Компания пытается сохранить персонал за счет собственных средств. Связаться с представителем регионального правительства вчера не удалось.

Другие участники программы на запросы РБК не ответили.

Сколько стоит безработица

Меры по поддержке занятости и объемы финансирования программы правительство утвердило в январе этого года в рамках антикризисного плана правительства. На предоставление субсидий из федерального бюджета регионам для «снижения напряженности» на рынке труда планировалось направить до 52,2 млрд руб. Средства направлялись на организацию общественных работ и переобучение.

Весной при внесении поправок в бюджет на 2015 год эта сумма была снижена. «Когда был декабрь, мы решили, что может понадобиться 52 млрд. Потом поняли, что этих денег не потребуется, и оставили только 20 млрд, – пояснял РБК чиновник социального блока правительства. – Мы приняли решение, чтобы из этого резерва в том числе направлялись средства на поддержку транспортной отрасли, авиации, на закрытие выпадающих доходов из-за снижения поступлений НДС».

По данным Роструда, объем субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ в 2015 году, составляет 5,2 млрд руб.

Минтруд беспокоит, что сохраняется «много неполной занятости», говорил в июне РБК министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Идет работа с регионами, которые испытывают наибольшие сложности, пояснял он.

«Перед форумом [интервью состоялось на ПМЭФ] я встречался с руководителями Кировской, Свердловской, Челябинской областей, на очереди у нас еще Башкортостан, Вологда, Владимир – это регионы, заявки которых мы рассматриваем. Там находятся крупные либо градообразующие предприятия, на которых большой массив занятых неполное рабочее время. По ним мы хотим принять дополнительные меры, чтобы как-то пройти непростой период. Прогнозы пока неоднозначные. Путем экономической поддержки, надеюсь, мы сможем избежать серьезных рисков», – сказал он.

Согласно данным последнего мониторинга рынка труда, опубликованного Минтрудом на прошлой неделе, по состоянию на 2 сентября 275,8 тыс. человек находились в простое, работали неполное рабочее время или находились в отпусках по соглашению сторон. Большая часть из них – 227,5 тыс. человек – работали неполное рабочее время.

«РБК daily»

16.09.15 «РБК daily»
 

Новости на эту тему

  • вчера, 11:16 АВТОВАЗ изменил сроки корпоративного отпуска в 2017 году

    Работники АВТОВАЗа в следующем году смогут отдохнуть весной и летом. Первая часть корпоративного отпуска ждет заводчан на майских праздниках – с 2 по 8 мая 2017 года. Вторая пройдет летом, с 24 июля по 13 августа. Об этом сообщил председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Сергей Зайцев.

    подробнее
  • 29 ноября 2016 Volkswagen не намерен сокращать персонал на своих заводах в России

    Сокращений на российских предприятиях немецкого концерна Volkswagen не планируется, заявили агентству "ТАСС" в пресс-службе "Фольксваген Групп Русс".

    подробнее
  • 28 ноября 2016 В Москве пройдет конференция Connected Car Summit

    В Москве 20 декабря 2016 года пройдет конференция Connected Car Summit. На мероприятии, в частности, выступят президент НП «Глонасс» Александр Гурко и замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. В фокусе их докладов – развитие беспилотных технологий в автопроме и инновационные бизнес-модели в этой сфере. 

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 11 ноября 2016 Иностранцы пересаживаются на российские авто («Известия»)

    Экспорт легковых автомобилей из России в страны, не входящие в Таможенный союз, вырос вдвое.

    подробнее
  • 25 октября 2016 Автопрому прописали госрегулирование («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", одна из самых радикальных озвученных Минпромторгом идей спасения автопрома – "унификация платформ", которая должна привести к снижению себестоимости машин,– предложена международными консультантами на базе опыта США и Южной Кореи. В этих странах в результате подобной реформы сократились лишние мощности и была оптимизирована структура производства.

    подробнее
  • 24 октября 2016 «Двигатели должны производиться в России» («Газета.Ru»)

    Иностранным автокомпаниям в России в ближайшие годы придется серьезно перестраивать свой бизнес. В Минпромторге хотят, чтобы они производили двигатели и коробки передач в России. Предлагается забыть о конкуренции и наладить совместное производство нужных узлов и деталей. Государство вводит новые правила игры, а рассчитывать на льготы смогут только те, кто их примет. Под вопрос поставлено и количество марок, присутствующих в России.

    подробнее