Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

«АвтоВАЗ» споткнулся о запчасти

«АвтоВАЗ» остановил конвейер из-за проблем с поставщиками автокомпонентов. Руководитель предприятия швед Бу Андерссон продолжает требовать от них отсрочек в платежах, снижения цен и повышения качества продукции, считают эксперты. Они отмечают, что поставщики привыкли работать по низким стандартам, но Андерссон этого не допустит и готов позволить предприятию пойти на короткий простой.

В понедельник вечером стало известно, что тольяттинский автогигант «АвтоВАЗ» остановил конвейер из-за проблем с поставками автокомпонентов. Как пояснил «Газете.Ru» руководитель пресс-центра автозавода Сергей Ильинский, сборочные линии встали в связи со сложностями в поставках компонентов, в том числе сидений, выхлопных систем, датчиков.

«Речь идет о полной остановке производства, – сказал Ильинский. – Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы возобновить производство, ведя интенсивные переговоры с поставщиками. Рабочие сегодня занимались плановыми мероприятиями по улучшению своей рабочей среды».

При этом дату возобновления производства в компании пока не называют, что косвенно может свидетельствовать о серьезности ситуации. Проблемные запчасти для завода поставляют несколько поставщиков, но с кем именно у завода возникли проблемы, пока неясно.

Французская Faurecia на своем заводе в Тольятти делает для «АвтоВАЗа» сиденья для моделей Renault Logan, Nissan Almera и Lada Largus. Есть у Faurecia в России и еще один завод по производству сидений – в Санкт-Петербурге. Среди прочих клиентов компании помимо упомянутых брендов есть еще и Volkswagen. Кроме того, сиденья для основных «вазовских» моделей делают две тольяттинские компании «АвтоВАЗагрегат» и «ТПВ Рус». Что касается выхлопных систем, то их «АвтоВАЗу» поставляют три компании: «АвтоВАЗагрегат», Faurecia и Eberspacher. Поставку датчиков на автозавод осуществляет владимирский завод «Автоприбор».

Отметим, что это далеко не первый случай, когда из-за отсутствия взаимопонимания с поставщиками «АвтоВАЗ» вынужден идти на крайние меры и останавливать производство. Дело в том, что президент предприятия швед Бу Андерссон еще в 2014 году поставил задачу увеличить отсрочку по оплате запчастей поставщикам и добиться от них снижения цены на свою продукцию и улучшения ее качества.

Кроме того, Андерссон задался целью в максимально возможной степени отказаться от услуг сторонних компаний-поставщиков. Так, как ранее рассказывал «Газете.Ru» источник на предприятии, узнав, что заводу приходится закупать кресла для автомобилей по цене, сравнимой с креслами для Porsche, Андерссон пришел в ярость и потребовал пересмотреть политику закупок у поставщиков.

В продолжение скандала в конце прошлого года своей должности лишился директор «АвтоВАЗа» по закупкам Мариуш Напиорковски. Согласно официальной формулировке, он был уволен из-за ненадлежащего исполнения обязанностей и несоответствия занимаемой должности. По факту же Напиорковски выдворили с предприятия после того, как перебои и проблемы в работе поставщиков привели к тому, что на заводе было собрано порядка 4 тыс. некомплектных автомобилей, а также к полной остановке конвейера.

Именно в конце октября «АвтоВАЗ» внес существенные изменения в график расчета с поставщиками. Так, срок оплаты за комплектующие был увеличен с 30–40 дней сразу до 60–65. Не исключалось, что именно новый график расчетов и привел к перебоям в поставках комплектующих и остановке производства автомобилей Kalina и Granta с 22 по 27 октября. При этом после увольнения Напиорковски в ряде СМИ появилась информация о том, что его уличили в коррупции, однако в пресс-службе «АвтоВАЗа» категорически отвергли эту информацию.

Жесткая позиция Андерссона

Как заявил в конце 2014 года Андерссон, приоритет компании – закупки у российских поставщиков. «Они расположены сравнительно близко, наши закупки осуществляются в рублях, и нам не нужно проводить грузы через таможню, – говорил Андерссон на крупной встрече с поставщиками. – В России у нас 709 поставщиков, и сегодня 81% наших закупок – это продукция российских компаний. Большинство из них работает очень хорошо, но в этом году у нас были проблемы с 11 поставщиками. Мы вынуждены сокращать наш производственный график».

В начале текущего года Андерссон отчитался о том, что ему все-таки удалось наладить диалог со смежниками. «В ноябре у нас было несколько сотен некомплектных автомобилей и много недовольных дилеров, – заявлял Андерссон. – С тех пор между «АвтоВАЗом» и поставщиками наладился конструктивный диалог. Я хотел бы поблагодарить правительство и поставщиков, потому что мы решили все волнующие нас вопросы. Мы можем спорить и не соглашаться по поводу цен – это нормально, но это не должно приводить к остановке конвейера – с этим согласны все».

После этого он не раз заявлял о том, что не допустит остановки конвейера и не планирует новых простоев в третьем квартале. Последнее такое обещание он дал в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге. По словам шведа, компания рассчитывает выпускать «Приору» в одну смену, «Калину» и «Гранту» – в две. Линии по сборке «Ларгусов», а также «Рено» и «Ниссанов» будут работать по трехсменному графику. Отметим, что в этом году «АвтоВАЗ» дважды отправлял рабочих в вынужденные отпуска. Это произошло в январе и в мае.

«АвтоВАЗу» простой не повредит

В свою очередь эксперты уверены, что текущий простой будет коротким, а сама компания имеет полное право требовать от поставщиков улучшения качества продукции. «Это не первая остановка из-за проблем с поставщиками, – сказал «Газете.Ru» генеральный директор радио «Страна» Игорь Моржаретто. – В прошлом году остановка была более длительной, и дело было не только в перебоях с поставками, но и в браке. Мне нравится позиция Андерссона – он уверенно заявляет, что не будет работать с теми, кто поставляет некачественные детали и срывает сроки. Понятно, что поставщикам с ним сложно договориться. Но больше выпускать неукомплектованные автомобили он не будет. Сейчас на заводе действуют новые правила, подразумевающие высокие критерии качества. Это раньше завод «Москвич» мог выпускать автомобили без фар, и их все равно расхватывали, но теперь все изменилось. «АвтоВАЗ» – это желанный партнер для каждого, и любой поставщик должен выпрыгивать из штанов, только бы получить контракт. Сейчас рынок перенасыщен, и я уверен, что один-два дня простоя компании никак не повредят, это рабочий процесс».

Председатель неофициального профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев также уверен, что «АвтоВАЗ» может позволить себе короткий простой, и полагает, что Андерссону стоит попытаться найти с поставщиками компромисс.

«Это не первый случай, и все упирается в сроки отсрочки платежей, которые устанавливает «АвтоВАЗ», а поставщиков не устраивает, – говорит Золотарев «Газете.Ru». – Но «АвтоВАЗ» может диктовать свои условия. У поставщиков нет возможности лоббировать свои интересы и выходить на других автопроизводителей. Руководству «АвтоВАЗа» нужно действовать более гуманно и трезво оценивать возможности поставщиков, ведь они не всегда могут согласиться с поставленными условиями. Они расслабились, привыкли, что в 90-е годы их продукцию брали в любом случае вне зависимости от качества, а сейчас их нужно строить, требовать, чтобы они соблюдали необходимые стандарты».

«Газета.Ru»

23.06.15 «Газета.Ru»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 7 ноября 2016 О чем рассказали российские поставщики на «Автомеханике» в Германии. Обзор («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» публикует серию мини-интервью с российскими компаниями-участниками немецкой выставки «Автомеханика», которая прошла в начале осени во Франкфурте-на-Майне.

    подробнее
  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 19 сентября 2016 Российскому автопрому показали китайский путь («Коммерсант»)

    На АвтоВАЗе считают, что если не начать развивать в стране инжиниринговую базу, то Россия откатится на начальный уровень развития индустрии. В компании говорят о необходимости создания отечественных платформ и компонентов на базе локальных поставщиков, что принесет экономике 5,5 трлн руб. до 2025 года. Подобный путь прошли, например, Китай и Южная Корея, в разное время перешедшие от сборки импортных моделей к созданию своей автоиндустрии, но применить их опыт в России будет непросто.

    подробнее