Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Автоаукционы в России: чем отличаются от заграничных и когда станут у нас популярны

Мы давно привыкли к тому, что покупка подержанного автомобиля возможна только "с рук". А ведь российским потребителям уже несколько лет доступны и автоаукционы, где, по сути, сочетаются возможность поторговаться, как на рынке, и уверенность в автомобиле, которую предлагают автосалоны.

Если подумать, то такая площадка должна была стать в России не менее популярной, чем за границей. Но реальность очевидна – россияне, как и прежде, нередко покупают "бэушные" машины с темным прошлым и у частников, которых "в случае чего" днем с огнем не сыщешь. Давайте разберемся, как же работают автоаукционы там, где они являются нормой. А также из первых рук узнаем, что они представляют собой в России и когда, наконец, станут у нас популярными.

Как работают автоаукционы в Японии, США и Германии

Япония

Именно опыт японцев был затем перенят американскими и европейскими аукционами. В Японии продажа машин через аукцион чрезвычайно популярна. Высокий уровень жизни, невысокие на этом уровне цены на машины и высокая стоимость нормочаса на местных СТО – эти факторы приводят к тому, что машины японцы обновляют часто. Частный рынок в Стране восходящего солнца существует, но большинство предпочитает обращаться к аукционщикам.

Огромная часть "бэушных" машин при этом едет за границу. И совсем недавно пальму первенства по популярности подержанных праворулек у России перехватила Мьянма, о чем мы недавно писали.

Аукционы тщательно следят за тем, что выставляется на их площадках. Дурной опыт грозит им большими проблемами с репутацией и вообще с лицензией. Поэтому в надежности машин с японских аукционов можно не сомневаться. Ну а если автомобиль проблемный, об этом честно сообщается.

Самым крупным японским автоаукционом является USS, который имеет площадки во всех крупных городах страны. Сами торги проходят очень быстро и могут занимать всего несколько секунд, настолько много участников. Кстати, участие могут принимать только аккредитованные дилеры, которые должны регулярно платить за членство.

На торгах, которые проходят в специальном помещении, дилеры-участники имеют свои места, оснащенные кнопками. С их помощью они и делают свои ставки. Все происходящее отображается на экране: ставки, фото и информация о лоте. Саму машину участники могут осмотреть до начала торгов. Тогда же можно ознакомиться с информацией по ней: пробег, техническое состояние и данные о ее прошлом.

При этом участие практически во всех японских автоаукционах можно принимать и онлайн, делая свою ставку и ожидая результата торгов. Однако доступ на сайты аукционов есть опять же только у зарегистрирвоанных дилеров. Поэтому, если вы хотите японскую машину с автоаукциона, придется обратиться за помощью к фирмам-посредникам. Благо таковые есть и в России.

США

Сразу оговоримся, что в Америке вам никто не мешает продавать машину тем способом, который вам нравится больше. На аукционы никто палками не загоняет, но популярность такой схемы реализации авто с пробегом все равно высокая.

Автоаукцион под названием Manheim уже стал синонимом этому определению в Америке. Он более полувека работает по всему миру, но большинство его площадок находится именно в США. Особенностью заокеанских аукционов является их разделение на те, где торгуют битыми машинами, и на те, где с молотка продаются авто с маленьким пробегом или в идеальном состоянии.

Кроме того, есть открытые аукционы (в которых могут принимать участие все) и закрытые (только для дилеров). При этом надо понимать, что на открытые аукционы, как правило, попадают довольно побитые жизнью машины. А те, что получше, раскупаются дилерами на закрытых торгах. Еще одна особенность Manheim в том, что большинство представленных на аукционах машин – "лошадки", которые пару-тройку лет поработали прокатными (daily rental) или побывали в лизинге.

Тем не менее на закрытый аукцион через дилера-посредника может попасть и физлицо. Как и в случае с японскими торгами, для этого нужно заключить соответствующий договор с посредником, отдав ему небольшой процент от стоимости авто (порядка 5-7%). В любом случае это выгоднее, так как процент посреднику будет меньше дальнейшей накрутки автосалона.

К тому же посредник сделает за покупателя такую тягомотную работу, как оценка машины и проверка ее прошлого. Еще один бонус – вам не нужно искать нужную машину самому, достаточно найти дилера-посредника и сделать заказ. Как правило, участие в аукционах Manheim можно принять на реальных площадках, где выставлены автомобили. Кроме того, есть возможность принять участие в онлайн-аукционе.

Германия

Здесь рынок так же свободный, а популярность имеют два аукциона подержаных машин – Autobid и Autorola. Оба они работают по всему миру и делятся на три типа: live, online и netlive. Первый логично подразумевает классический аукцион, где можно прийти в конкретное место и бороться за машину вживую, online, само собой, – электронный аукцион.

При этом участники имеют возможность увидеть лот задолго до начала аукциона и получают очень детальную информацию о нем в сопровождении нескольких десятков очень подробных фотографий. А netlive – это гибрид живого и заочного аукционов, то есть лоты одновременно выставлены и на площадке, и в Интернете. Как и в Америке, здесь есть торги для всех и только для дилеров.

Надо отметить, что устроители немецких аукционов берут комиссию и с продавцов, и с участников, но при этом заверяют, что все машины тщательно проверены "на вшивость" как с технической, так и с юридической точки зрения.

Интересно, что некоторые немецкие аукционы работают с так называемой скрытой ценой. То есть вы не узнаете начальную стоимость авто, пока не предложите свою цену. Есть и такие аукционы, которые дают возможность даже понижать ставки. Особенностью торгов среди дилеров является отсутствие минимальной ставки, то есть стоимость авто определяется в процессе аукциона.

Как работают автоаукционы в России

Как мы уже говорили раньше, наш рынок остается "диким", и посредничество в лице дилеров и аукционщиков развито плохо. Ключевыми российскими автоаукционами на сегодня считаются Car&Luck, CarРrice и iAuto. Сразу оговоримся, что мы обратились за комментариями к руководителям всех трех компаний, однако представители Car&Luck от комментариев отказались. В любом случае информация от глав двух других аукционов все равно позволяет делать выводы.

Подчеркнем, что в России принять участие в автоаукционе может кто угодно. Причем любой желающий может стать и покупателем, и продавцом. Это, пожалуй, главное отличие российских компаний. Итак, как говорится, цитируем. На наши вопросы ответили генеральный директор CarРrice Эдуард Гуринович и президент iAuto Сергей Востриков.

Чем отличаются российские автоаукционы от заграничных?

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Мы организованы как место, куда мы пускаем продавать машины физлиц. Мы выступаем посредником, который берет на себя гарантию технического состояния автомобиля, то есть выступаем неким порталом к этому виду аукциона для физических лиц. Для дилеров мы в общем-то ничем особым не отличаемся, с точки зрения дилерской части. Дилеры торгуются за машины так же, как они это делают на Майнхайме, с той лишь разницей, что машина нами не куплена. Если за нее дают низкую цену, то продавец может отказаться и уехать, а в Майнхайме продавец не может отказаться, потому что у него задача продать машину, и он ее продает по цене аукциона. Отказов почти не бывает. А в нашем же случае физлицо необременено, оно может отказаться и уехать. При этом снимать с учета машину не надо. Мы все сделаем на основе договора купли-продажи. Мы клиентоориентированы и заботимся о том, чтобы людям было комфортно, стараемся сделать все для того, чтобы цена была высокой».

Сергей Востриков, iAuto: «Аукционная форма торговли интересна и покупателям, и продавцам. Несмотря на несовершенство законодательства, схема продажи проста: вы приезжаете на аукцион, после технической и юридической экспертизы автомобиль выставляется на онлайн-торги. Участие для продавца бесплатное. Есть прозрачная система оценки технического состояния автомобилей – каждому лоту присваивается класс или баллы. Если на американских аукционах уделяется огромное значение полноценному техническому осмотру авто, то на японских осмотр поверхностный – кузов и салон, специально состояние двигателя или трансмиссии не оценивают. Технически есть различия в проведении аукционов. За границей это большие помещения с несколькими столами для брокеров. У нас все происходит без брокеров, напрямую с продавцами авто. Еще огромное отличие нашего аукциона от остальных в том, что мы проводим аукцион моментально, не тратя время клиента на ожидания выставления лота в течение недели, как это происходит у других».

В чем выгода для продавца?

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Большое количество игроков, справедливая цена. В нашем случае 950 дилеров со всей страны видят вашу машину. Выгода продавца, если говорить про нас, про Caprice, С2В в справедливой цене, отсутствии юридических проблем. Плюс это легко, вы тратите всего полчаса и получаете деньги на руки».

В чем выгода для покупателя?

Сергей Востриков, iAuto: «Выгода для партнеров аукциона – это большой выбор автомобилей на одной площадке по интересным ценам. Прозрачность торгов, юридическая и техническая гарантия – это залог успешного имиджа нашей компании».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Покупатель и продавец в случае аукциона B2B профессионалы, и для них выгода очевидна. Одни получают доступ к маркетплейсу, чтобы быстро продать, другие получают широкий выбор проверенных авто в одном месте при справедливой цене. Главная выгода – это большой выбор и проверенные авто в одном месте».

Как оценивается техническое и юридическое состояние автомобиля?

Сергей Востриков, iAuto: «Техническое состояние автомобиля на нашем аукционе оценивает служба технической экспертизы, технические эксперты. Подтверждается состояние чек-листом, который виден каждому авторизованному партнеру аукциона. С юридической точки зрения мы проверяем машины по всем возможным базам: ГИБДД, судебных приставов, по банковским системам, чтобы она не была залоговой или кредитной. Проверяем, чтобы не было ограничений постановки на учет».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Техническое состояние определяется нашей диагностикой. Юридическое состояние оценивается по всем доступным и недоступным источникам информации, проверяем по базам залогов, базам страховых компаний, банков, даже налоговой и федеральной службы судебных приставов. Мы, имея доступ к нескольким источникам, получаем максимально полную информацию».

Почему в России автоаукционы появились только недавно?

Сергей Востриков, iAuto: «История становления автомобильного рынка в России такова. "Серые" схемы работы, к сожалению, долгое время процветали».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Потому, что в Соединенных Штатах, например, доля дилерского сегмента уже давно превышает 50% подержанных автомобилей. Это исторически так. Люди платят больше за сервис. Это обусловлено культурой потребления, грубо говоря, люди хотят машины с гарантией, кредит со страховкой. При этом в России автокредиты на подержанные авто появились три года назад, страхование, каско тоже не так давно развивается, доля дилеров от 2% до 5%. Для россиян автомобиль это что-то значимое, весомое. В США стоимость автомобилей, с учетом их уровня жизни, очень низкая. В России отношение к авто, соотношение активов семьи и стоимость авто ненормальное, потому что машины дорогие. Отношение к продаже, соответственно, тоже другое. Глобально рынок подержанных автомобилей по-прежнему в 95% C2C. Пару лет назад процент продаж с рук был даже 98%. А аукцион – это место для профессионалов всегда, в любой стране мира. У наших дилеров просто не было потребности обмениваться авто, так как их доля рынка была ничтожно мала. Сейчас потихоньку ситуация начинает меняться в сторону дилеров. И вот этот дилерский сегмент растет, дилерам нужно откуда-то брать машины, поэтому и появились аукционы».

Что нужно, чтобы автоауционы в России стали популярны?

Сергей Востриков, iAuto: «Прежде всего сформировать рынок профессиональных участников аукционных торгов».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Требуются структурные изменения рынка, для которых нужно лет пять, не меньше. Хотя я уверен, что они уже начались и потребуется лет пять, чтобы доля дилеров доросла до 25% от рынка. При этом доля аукционов будет составлять не менее половины, то есть 12% машин будут проходить через аукцион. Подобных CarPrice компаний в России нет. Мы единственные, но при этом за полгода при первоначальном недоверии со стороны игроков рынка мы сумели вырасти в 5-10 раз, добиться продажи тысяч машин ежемесячно и выйти на оборот в 5 млн долларов».

«Колеса»

14.04.15 «Колеса»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему