АВТОСТАТ | Автоаукционы в России: чем отличаются от заграничных и когда станут у нас популярны

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

14.04.15Прочитали 434 раз

Автоаукционы в России: чем отличаются от заграничных и когда станут у нас популярны

Мы давно привыкли к тому, что покупка подержанного автомобиля возможна только "с рук". А ведь российским потребителям уже несколько лет доступны и автоаукционы, где, по сути, сочетаются возможность поторговаться, как на рынке, и уверенность в автомобиле, которую предлагают автосалоны.

Если подумать, то такая площадка должна была стать в России не менее популярной, чем за границей. Но реальность очевидна – россияне, как и прежде, нередко покупают "бэушные" машины с темным прошлым и у частников, которых "в случае чего" днем с огнем не сыщешь. Давайте разберемся, как же работают автоаукционы там, где они являются нормой. А также из первых рук узнаем, что они представляют собой в России и когда, наконец, станут у нас популярными.

Как работают автоаукционы в Японии, США и Германии

Япония

Именно опыт японцев был затем перенят американскими и европейскими аукционами. В Японии продажа машин через аукцион чрезвычайно популярна. Высокий уровень жизни, невысокие на этом уровне цены на машины и высокая стоимость нормочаса на местных СТО – эти факторы приводят к тому, что машины японцы обновляют часто. Частный рынок в Стране восходящего солнца существует, но большинство предпочитает обращаться к аукционщикам.

Огромная часть "бэушных" машин при этом едет за границу. И совсем недавно пальму первенства по популярности подержанных праворулек у России перехватила Мьянма, о чем мы недавно писали.

Аукционы тщательно следят за тем, что выставляется на их площадках. Дурной опыт грозит им большими проблемами с репутацией и вообще с лицензией. Поэтому в надежности машин с японских аукционов можно не сомневаться. Ну а если автомобиль проблемный, об этом честно сообщается.

Самым крупным японским автоаукционом является USS, который имеет площадки во всех крупных городах страны. Сами торги проходят очень быстро и могут занимать всего несколько секунд, настолько много участников. Кстати, участие могут принимать только аккредитованные дилеры, которые должны регулярно платить за членство.

На торгах, которые проходят в специальном помещении, дилеры-участники имеют свои места, оснащенные кнопками. С их помощью они и делают свои ставки. Все происходящее отображается на экране: ставки, фото и информация о лоте. Саму машину участники могут осмотреть до начала торгов. Тогда же можно ознакомиться с информацией по ней: пробег, техническое состояние и данные о ее прошлом.

При этом участие практически во всех японских автоаукционах можно принимать и онлайн, делая свою ставку и ожидая результата торгов. Однако доступ на сайты аукционов есть опять же только у зарегистрирвоанных дилеров. Поэтому, если вы хотите японскую машину с автоаукциона, придется обратиться за помощью к фирмам-посредникам. Благо таковые есть и в России.

США

Сразу оговоримся, что в Америке вам никто не мешает продавать машину тем способом, который вам нравится больше. На аукционы никто палками не загоняет, но популярность такой схемы реализации авто с пробегом все равно высокая.

Автоаукцион под названием Manheim уже стал синонимом этому определению в Америке. Он более полувека работает по всему миру, но большинство его площадок находится именно в США. Особенностью заокеанских аукционов является их разделение на те, где торгуют битыми машинами, и на те, где с молотка продаются авто с маленьким пробегом или в идеальном состоянии.

Кроме того, есть открытые аукционы (в которых могут принимать участие все) и закрытые (только для дилеров). При этом надо понимать, что на открытые аукционы, как правило, попадают довольно побитые жизнью машины. А те, что получше, раскупаются дилерами на закрытых торгах. Еще одна особенность Manheim в том, что большинство представленных на аукционах машин – "лошадки", которые пару-тройку лет поработали прокатными (daily rental) или побывали в лизинге.

Тем не менее на закрытый аукцион через дилера-посредника может попасть и физлицо. Как и в случае с японскими торгами, для этого нужно заключить соответствующий договор с посредником, отдав ему небольшой процент от стоимости авто (порядка 5-7%). В любом случае это выгоднее, так как процент посреднику будет меньше дальнейшей накрутки автосалона.

К тому же посредник сделает за покупателя такую тягомотную работу, как оценка машины и проверка ее прошлого. Еще один бонус – вам не нужно искать нужную машину самому, достаточно найти дилера-посредника и сделать заказ. Как правило, участие в аукционах Manheim можно принять на реальных площадках, где выставлены автомобили. Кроме того, есть возможность принять участие в онлайн-аукционе.

Германия

Здесь рынок так же свободный, а популярность имеют два аукциона подержаных машин – Autobid и Autorola. Оба они работают по всему миру и делятся на три типа: live, online и netlive. Первый логично подразумевает классический аукцион, где можно прийти в конкретное место и бороться за машину вживую, online, само собой, – электронный аукцион.

При этом участники имеют возможность увидеть лот задолго до начала аукциона и получают очень детальную информацию о нем в сопровождении нескольких десятков очень подробных фотографий. А netlive – это гибрид живого и заочного аукционов, то есть лоты одновременно выставлены и на площадке, и в Интернете. Как и в Америке, здесь есть торги для всех и только для дилеров.

Надо отметить, что устроители немецких аукционов берут комиссию и с продавцов, и с участников, но при этом заверяют, что все машины тщательно проверены "на вшивость" как с технической, так и с юридической точки зрения.

Интересно, что некоторые немецкие аукционы работают с так называемой скрытой ценой. То есть вы не узнаете начальную стоимость авто, пока не предложите свою цену. Есть и такие аукционы, которые дают возможность даже понижать ставки. Особенностью торгов среди дилеров является отсутствие минимальной ставки, то есть стоимость авто определяется в процессе аукциона.

Как работают автоаукционы в России

Как мы уже говорили раньше, наш рынок остается "диким", и посредничество в лице дилеров и аукционщиков развито плохо. Ключевыми российскими автоаукционами на сегодня считаются Car&Luck, CarРrice и iAuto. Сразу оговоримся, что мы обратились за комментариями к руководителям всех трех компаний, однако представители Car&Luck от комментариев отказались. В любом случае информация от глав двух других аукционов все равно позволяет делать выводы.

Подчеркнем, что в России принять участие в автоаукционе может кто угодно. Причем любой желающий может стать и покупателем, и продавцом. Это, пожалуй, главное отличие российских компаний. Итак, как говорится, цитируем. На наши вопросы ответили генеральный директор CarРrice Эдуард Гуринович и президент iAuto Сергей Востриков.

Чем отличаются российские автоаукционы от заграничных?

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Мы организованы как место, куда мы пускаем продавать машины физлиц. Мы выступаем посредником, который берет на себя гарантию технического состояния автомобиля, то есть выступаем неким порталом к этому виду аукциона для физических лиц. Для дилеров мы в общем-то ничем особым не отличаемся, с точки зрения дилерской части. Дилеры торгуются за машины так же, как они это делают на Майнхайме, с той лишь разницей, что машина нами не куплена. Если за нее дают низкую цену, то продавец может отказаться и уехать, а в Майнхайме продавец не может отказаться, потому что у него задача продать машину, и он ее продает по цене аукциона. Отказов почти не бывает. А в нашем же случае физлицо необременено, оно может отказаться и уехать. При этом снимать с учета машину не надо. Мы все сделаем на основе договора купли-продажи. Мы клиентоориентированы и заботимся о том, чтобы людям было комфортно, стараемся сделать все для того, чтобы цена была высокой».

Сергей Востриков, iAuto: «Аукционная форма торговли интересна и покупателям, и продавцам. Несмотря на несовершенство законодательства, схема продажи проста: вы приезжаете на аукцион, после технической и юридической экспертизы автомобиль выставляется на онлайн-торги. Участие для продавца бесплатное. Есть прозрачная система оценки технического состояния автомобилей – каждому лоту присваивается класс или баллы. Если на американских аукционах уделяется огромное значение полноценному техническому осмотру авто, то на японских осмотр поверхностный – кузов и салон, специально состояние двигателя или трансмиссии не оценивают. Технически есть различия в проведении аукционов. За границей это большие помещения с несколькими столами для брокеров. У нас все происходит без брокеров, напрямую с продавцами авто. Еще огромное отличие нашего аукциона от остальных в том, что мы проводим аукцион моментально, не тратя время клиента на ожидания выставления лота в течение недели, как это происходит у других».

В чем выгода для продавца?

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Большое количество игроков, справедливая цена. В нашем случае 950 дилеров со всей страны видят вашу машину. Выгода продавца, если говорить про нас, про Caprice, С2В в справедливой цене, отсутствии юридических проблем. Плюс это легко, вы тратите всего полчаса и получаете деньги на руки».

В чем выгода для покупателя?

Сергей Востриков, iAuto: «Выгода для партнеров аукциона – это большой выбор автомобилей на одной площадке по интересным ценам. Прозрачность торгов, юридическая и техническая гарантия – это залог успешного имиджа нашей компании».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Покупатель и продавец в случае аукциона B2B профессионалы, и для них выгода очевидна. Одни получают доступ к маркетплейсу, чтобы быстро продать, другие получают широкий выбор проверенных авто в одном месте при справедливой цене. Главная выгода – это большой выбор и проверенные авто в одном месте».

Как оценивается техническое и юридическое состояние автомобиля?

Сергей Востриков, iAuto: «Техническое состояние автомобиля на нашем аукционе оценивает служба технической экспертизы, технические эксперты. Подтверждается состояние чек-листом, который виден каждому авторизованному партнеру аукциона. С юридической точки зрения мы проверяем машины по всем возможным базам: ГИБДД, судебных приставов, по банковским системам, чтобы она не была залоговой или кредитной. Проверяем, чтобы не было ограничений постановки на учет».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Техническое состояние определяется нашей диагностикой. Юридическое состояние оценивается по всем доступным и недоступным источникам информации, проверяем по базам залогов, базам страховых компаний, банков, даже налоговой и федеральной службы судебных приставов. Мы, имея доступ к нескольким источникам, получаем максимально полную информацию».

Почему в России автоаукционы появились только недавно?

Сергей Востриков, iAuto: «История становления автомобильного рынка в России такова. "Серые" схемы работы, к сожалению, долгое время процветали».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Потому, что в Соединенных Штатах, например, доля дилерского сегмента уже давно превышает 50% подержанных автомобилей. Это исторически так. Люди платят больше за сервис. Это обусловлено культурой потребления, грубо говоря, люди хотят машины с гарантией, кредит со страховкой. При этом в России автокредиты на подержанные авто появились три года назад, страхование, каско тоже не так давно развивается, доля дилеров от 2% до 5%. Для россиян автомобиль это что-то значимое, весомое. В США стоимость автомобилей, с учетом их уровня жизни, очень низкая. В России отношение к авто, соотношение активов семьи и стоимость авто ненормальное, потому что машины дорогие. Отношение к продаже, соответственно, тоже другое. Глобально рынок подержанных автомобилей по-прежнему в 95% C2C. Пару лет назад процент продаж с рук был даже 98%. А аукцион – это место для профессионалов всегда, в любой стране мира. У наших дилеров просто не было потребности обмениваться авто, так как их доля рынка была ничтожно мала. Сейчас потихоньку ситуация начинает меняться в сторону дилеров. И вот этот дилерский сегмент растет, дилерам нужно откуда-то брать машины, поэтому и появились аукционы».

Что нужно, чтобы автоауционы в России стали популярны?

Сергей Востриков, iAuto: «Прежде всего сформировать рынок профессиональных участников аукционных торгов».

Эдуард Гуринович, CarРrice: «Требуются структурные изменения рынка, для которых нужно лет пять, не меньше. Хотя я уверен, что они уже начались и потребуется лет пять, чтобы доля дилеров доросла до 25% от рынка. При этом доля аукционов будет составлять не менее половины, то есть 12% машин будут проходить через аукцион. Подобных CarPrice компаний в России нет. Мы единственные, но при этом за полгода при первоначальном недоверии со стороны игроков рынка мы сумели вырасти в 5-10 раз, добиться продажи тысяч машин ежемесячно и выйти на оборот в 5 млн долларов».

«Колеса»