Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Авто без культуры

Ровно 130 лет назад, в 1885 г., немецкие механики Карл Бенц и Готлиб Даймлер независимо друг от друга построили экипажи с двигателями внутреннего сгорания. По сути, именно с тех пор и начала формироваться автомобильная культура. Увы, в нашей стране так толком и не привившаяся.

На мой взгляд, главная заслуга Бенца и Даймлера состоит не только в том, что они создали первые авто, но и в последовавшем вслед за тем эффекте: их изобретения положили начало новому явлению в жизни цивилизации, которое сегодня во всем мире известно как автомобильная культура. Как и любое другое направление культуры, это многообразное понятие, включающее в себя самые различные составляющие. В частности то, как автомобиль проектируется, строится, как рекламируется и продается, эксплуатируется, хранится, украшается, где ездит, кто сидит за его рулем… Словом, все, что так или иначе связано с этим транспортным средством. Есть даже литературные произведения, главным героем которых является автомобиль, и это тоже часть автокультуры. Сюда же входит отношение человека к автомобилю, автомобилистов друг к другу и окружающим их людям.

Само собой, в каждой стране своя автомобильная культура. Ее особенности – результат сочетания исторических традиций, общего культурного уровня населения и степени развития автомобилизма. Как правило, в странах, где автомобиль прижился и стал массовым явлением более века назад, уровень этой культуры выше, чем там, где машины появились относительно недавно. Странами с развитой автомобильной культурой традиционно считаются Франция, Германия, Италия, Великобритания, США. Это и понятно: традиции владения автомобилем в них культивируются уже на протяжении нескольких поколений.

Правда, есть и исключения: Япония и Южная Корея, где автомобиль стал по-настоящему массовым только после Второй мировой войны. Однако соответствующая культура там сформировалась очень быстро благодаря высокой дисциплинированности и лояльности населения по отношению к государству.

А что же Россия? Мы, как обычно, идем в общем направлении, но своим собственным путем. Первый автомобиль к нам привезли еще в 1891 г., а первая машина русской постройки появилась в 1896 г. Казалось бы, со столь внушительной историей уровень культуры в этой области должен, что называется, зашкаливать… Но не тут-то было!

Особенность формирования отечественной автомобильной культуры помимо прочего заключается в том, что процесс автомобилизации в России неоднократно прерывался. В первый раз это случилось после Октябрьской революции, когда страна, занимавшая в 1913 г. десятое место в мире по количеству автомобилей, быстро превратилась в одного из аутсайдеров.

Вторая попытка – советская автомобилизация, стартовавшая в 20-х годах прошлого века. Она помогла сдвинуться с места и отчасти наверстать упущенное. Однако во время существования СССР автомобиль был скорее роскошью, символом статуса, нежели средством передвижения. Есть машина – жизнь удалась! Счастливчиков было сравнительно немного, поэтому и автомобильная культура формировалась медленно и сильно отличалась от того, что было в других странах.

Третья волна автомобилизации прямо-таки захлестнула Россию в середине 90-х – каких-то два десятка лет назад. Начался безудержный рост автопарка, автошколы «выпекали» водителей как пирожки, а ГАИ едва успевала выдавать права. Нередко их просто покупали, пренебрегая и процессом обучения, и сдачей экзаменов. За руль садились люди, лишенные элементарных навыков обращения с автомобилем и представлений о том, как правильно вести себя на дороге, привыкшие все жизненные проблемы решать либо силой, либо с помощью денег, даже если это шло вразрез с законом. Правовой нигилизм стал обыденным явлением среди автомобилистов, а ведь такой стереотип поведения очень часто переходит к детям.

Так стоит ли удивляться, что сегодня на российских трассах царят настоящая дикость и оголтелый индивидуализм, помноженные на полное отсутствие чувства ответственности за свои поступки? Очень часто человек, купивший дорогое авто, считает себя не только выше остальных участников движения и норм морали, но и выше закона. Он искренне полагает, что ему все можно, а если нельзя, но очень хочется, то все равно можно! Как результат – дикие гонки по улицам городов, водители, одурманенные алкоголем и наркотиками, немотивированная агрессия, перестрелки по пустячным поводам, аварии с множеством жертв… Итог – около 30 тыс. погибших ежегодно.

Понятно, что дальше так продолжаться не должно. Но что же делать? Ответ на этот вопрос прост и очевиден: следует с раннего детства воспитывать у людей чувство ответственности за свое поведение, понимание ценности и уникальности каждой человеческой жизни, которая может быть отнята в результате случайной автомобильной аварии. Необходимо с детства прививать ту самую автомобильную культуру, пусть даже дело это нелегкое, да и небыстрое, ведь культура из ничего не рождается.

На мой взгляд, здесь далеко не лишней была бы государственная программа пропаганды и развития автомобильной культуры среди населения России. Но это должна быть не формальная одноразовая акция, а долголетний проект, реализация которого проходила бы в общевоспитательных и образовательных учреждениях при помощи специально разработанных методик. Тогда, глядишь, и появится на российских улицах настоящая культура. Та самая, которой нам сегодня совершенно точно не хватает.

MotorPage.ru

13.03.15
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 22 февраля 2017 Ой, растет «Калина» («Российская газета»)

    Впервые за 4 года доля проданных машин российских марок превысила 20 процентов. Налицо достаточно серьезный рост, однако причины его, считают эксперты, далеко не самые радужные. Хотя, безусловно, позитив в этой динамике тоже есть.

    подробнее
  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее