Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Свежая статья

Авторынок вильнул в рост («Коммерсант») Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

09 декабряподробнее

Авто без культуры

Ровно 130 лет назад, в 1885 г., немецкие механики Карл Бенц и Готлиб Даймлер независимо друг от друга построили экипажи с двигателями внутреннего сгорания. По сути, именно с тех пор и начала формироваться автомобильная культура. Увы, в нашей стране так толком и не привившаяся.

На мой взгляд, главная заслуга Бенца и Даймлера состоит не только в том, что они создали первые авто, но и в последовавшем вслед за тем эффекте: их изобретения положили начало новому явлению в жизни цивилизации, которое сегодня во всем мире известно как автомобильная культура. Как и любое другое направление культуры, это многообразное понятие, включающее в себя самые различные составляющие. В частности то, как автомобиль проектируется, строится, как рекламируется и продается, эксплуатируется, хранится, украшается, где ездит, кто сидит за его рулем… Словом, все, что так или иначе связано с этим транспортным средством. Есть даже литературные произведения, главным героем которых является автомобиль, и это тоже часть автокультуры. Сюда же входит отношение человека к автомобилю, автомобилистов друг к другу и окружающим их людям.

Само собой, в каждой стране своя автомобильная культура. Ее особенности – результат сочетания исторических традиций, общего культурного уровня населения и степени развития автомобилизма. Как правило, в странах, где автомобиль прижился и стал массовым явлением более века назад, уровень этой культуры выше, чем там, где машины появились относительно недавно. Странами с развитой автомобильной культурой традиционно считаются Франция, Германия, Италия, Великобритания, США. Это и понятно: традиции владения автомобилем в них культивируются уже на протяжении нескольких поколений.

Правда, есть и исключения: Япония и Южная Корея, где автомобиль стал по-настоящему массовым только после Второй мировой войны. Однако соответствующая культура там сформировалась очень быстро благодаря высокой дисциплинированности и лояльности населения по отношению к государству.

А что же Россия? Мы, как обычно, идем в общем направлении, но своим собственным путем. Первый автомобиль к нам привезли еще в 1891 г., а первая машина русской постройки появилась в 1896 г. Казалось бы, со столь внушительной историей уровень культуры в этой области должен, что называется, зашкаливать… Но не тут-то было!

Особенность формирования отечественной автомобильной культуры помимо прочего заключается в том, что процесс автомобилизации в России неоднократно прерывался. В первый раз это случилось после Октябрьской революции, когда страна, занимавшая в 1913 г. десятое место в мире по количеству автомобилей, быстро превратилась в одного из аутсайдеров.

Вторая попытка – советская автомобилизация, стартовавшая в 20-х годах прошлого века. Она помогла сдвинуться с места и отчасти наверстать упущенное. Однако во время существования СССР автомобиль был скорее роскошью, символом статуса, нежели средством передвижения. Есть машина – жизнь удалась! Счастливчиков было сравнительно немного, поэтому и автомобильная культура формировалась медленно и сильно отличалась от того, что было в других странах.

Третья волна автомобилизации прямо-таки захлестнула Россию в середине 90-х – каких-то два десятка лет назад. Начался безудержный рост автопарка, автошколы «выпекали» водителей как пирожки, а ГАИ едва успевала выдавать права. Нередко их просто покупали, пренебрегая и процессом обучения, и сдачей экзаменов. За руль садились люди, лишенные элементарных навыков обращения с автомобилем и представлений о том, как правильно вести себя на дороге, привыкшие все жизненные проблемы решать либо силой, либо с помощью денег, даже если это шло вразрез с законом. Правовой нигилизм стал обыденным явлением среди автомобилистов, а ведь такой стереотип поведения очень часто переходит к детям.

Так стоит ли удивляться, что сегодня на российских трассах царят настоящая дикость и оголтелый индивидуализм, помноженные на полное отсутствие чувства ответственности за свои поступки? Очень часто человек, купивший дорогое авто, считает себя не только выше остальных участников движения и норм морали, но и выше закона. Он искренне полагает, что ему все можно, а если нельзя, но очень хочется, то все равно можно! Как результат – дикие гонки по улицам городов, водители, одурманенные алкоголем и наркотиками, немотивированная агрессия, перестрелки по пустячным поводам, аварии с множеством жертв… Итог – около 30 тыс. погибших ежегодно.

Понятно, что дальше так продолжаться не должно. Но что же делать? Ответ на этот вопрос прост и очевиден: следует с раннего детства воспитывать у людей чувство ответственности за свое поведение, понимание ценности и уникальности каждой человеческой жизни, которая может быть отнята в результате случайной автомобильной аварии. Необходимо с детства прививать ту самую автомобильную культуру, пусть даже дело это нелегкое, да и небыстрое, ведь культура из ничего не рождается.

На мой взгляд, здесь далеко не лишней была бы государственная программа пропаганды и развития автомобильной культуры среди населения России. Но это должна быть не формальная одноразовая акция, а долголетний проект, реализация которого проходила бы в общевоспитательных и образовательных учреждениях при помощи специально разработанных методик. Тогда, глядишь, и появится на российских улицах настоящая культура. Та самая, которой нам сегодня совершенно точно не хватает.

MotorPage.ru

13.03.15 MotorPage.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее