Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 43 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

ТОП-10 автомобилей с пробегом в 2016 году

Аналитика

Европейский авторынок в 2016 году вырос на 6,5%

Продажи легковых автомобилей в Европе по итогам 2016 года увеличились на 6,5% до 15 млн 131 тыс. 719 машин. Таким образом, европейский авторынок показывает положительную динамику третий год подряд, отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА).

17 январяподробнее

Свежая статья

Машины пустили по рукам («Газета.Ru») Машины пустили по рукам («Газета.Ru»)

Продажи автомобилей с пробегом в России в 2016 году почти в четыре раза превысили объем рынка новых легковых автомобилей. Пока автокомпании регулярно переписывают ценники в сторону увеличения, потребители вынуждены приобретать подержанные машины. Правда, автомобили с пробегом, как отмечают эксперты, тоже прибавляют в цене, когда на них растет спрос.

17 январяподробнее

Премьера Дмитрия Медведева просят вернуть льготные автокредиты

Автодилеры попросили у государства 20 млрд руб. на возобновление программы льготного автокредитования. Без этих денег продажи автомобилей в России в 2015 году могут упасть на 30%. На столько же сократится численность автодилеров.

Письмо премьеру

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо (есть в распоряжении РБК) премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать авторынок за счет субсидирования процентной ставки по кредитам на покупку машины. На эти цели РОАД попросила у государства 20 млрд руб. на 2015 год, или 10 млрд руб. на первое полугодие.

По базовому прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи автомобилей в России снизятся на 24%, до 1,89 млн штук. Без поддержки сегмента автокредитования в текущем году авторынок упадет еще сильнее – на 28–30%, пишет РОАД. По оценке ассоциации, это приведет к сокращению ВВП страны на 0,5%.

Текущая банковская ставка составляет в среднем 23%, а для устойчивого спроса на автокредиты она должна быть не больше 15%, говорится в письме. С такой ставкой будет реализовано 30% от годовых продаж автомобилей, или 620–680 тыс. машин. Без гос­поддержки доля автокредитов может «упасть в разы», уточняет президент РОАД Владимир Моженков.

В прошлом году при ставке 13% в кредит было продано менее 40% автомобилей против 45% в 2013 году при ставке 9%, подсчитало Национальное бюро кредитных историй. С 2007 по 2012 год доля кредитных автомобилей составляла 30–35%, кроме 2009 года – 26%. В январе уровень продаж в кредит снизился до 8% против 35% годом ранее. Дилеры добавляют, что январские продажи оказались ниже прошлогодних примерно на 60%.

Если государство не пойдет навстречу дилерам, из них в 2015 году с рынка может уйти 30–35%, говорит Моженков: «Исторически, при падении продаж на тысячу автомобилей, закрывается один дилерский центр, и наоборот». По его мнению, именно автокредитование является двигателем рынка автомобилей.

РОАД также предлагает разрешить использовать материнский капитал на покупку автомобиля, а также выделить финансирование на обновление автопарка фермеров, предпринимателей и сельских работников.

В декабре 2014 года Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам проработать вопрос возобновления программы льготного кредитования до 5 февраля. Но уже в январе глава Минпромторга Денис Мантуров высказался против возвращения данного механизма господдержки. В Минфине от комментариев отказались, в Мин­экономразвития на запрос не ответили.

Опыт 2013 года

Программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда ставка ЦБ была 8% (сейчас – 17%). Всего по программе было выдано 280 тыс. льготных кредитов, совокупная поддержка государства составила 8,6 млрд руб. РОАД отмечает, что программа принесла бюджету в виде налогов 28 млрд руб. Программу предполагалось продлить до апреля 2014 года, но государство сочло это нецелесообразным.

По словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, в 2013 году государство субсидировало примерно 6% от базовой ставки банка, это 30–50% от эффективной ставки. «К ноябрю банки повысили базовые ставки с 12 до 18%, фактически отменив скидку от государства. Программа перестала быть выгодной для покупателя», – пояснил Морозов.

Государство продолжает поддерживать спрос на автомобили через программу утилизации. В 2014 году на нее было выделено 10 млрд руб., еще 20 млрд руб. предлагается направить в 2015 году. «Программа обновления автопарка, в плане поддержки спроса, – более эффективный механизм. По ней покупатель получает прямую выгоду. Наконец, бюджетная эффективность программы обновления автопарка сегодня выше: на каждый вложенный рубль государству возвращается более четверти», – добавил Морозов.

Льгота на автокредиты эффективна при банковской ставке 12–14%, говорит Андрей Рожков из ИФК «Метрополь», на текущих уровнях скидка от государства не сильно повысит привлекательность займов. По мнению аналитика, программа утилизации наиболее эффективна, чем предложения РОАД, но и она не решает фундаментальных проблем авторынка – падения спроса на фоне замедления экономики и падения доходов населения.

«РБК»

27.01.15 «РБК»
 
Загрузка...