Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Россия создает особые требования к гибридам и электромобилям

Минпромторг поручил Научно-исследовательскому автомобильному институту (НАМИ) провести лабораторные испытания электрокаров и автомобилей с гибридными двигателями. Цель работы – изучить все риски при эксплуатации подобной техники: перенапряжение при зарядке, короткое замыкание, пробой изоляции и т.п., а также ДТП и прочие нештатные ситуации с участием подобного транспорта. В 2016 году по итогам этой работы планируется создать специальные требования по безопасности, которым обязан будет соответствовать каждый гибрид и электрокар, импортируемый либо производящийся в России. Вся сумма новых требований будет учтена в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

– Активная разработка колесных транспортных средств с комбинированными энергоустановками [гибридов] и электромобилей в РФ, а также нарастающая популярность таких транспортных средств требуют повышенного внимания к вопросам безопасности в связи с многочисленными дополнительными рисками, связанными с их эксплуатацией. На данный момент отсутствуют единые требования к проектируемым компонентам в составе транспортного средства с комбинированными энергоустановками и в целом к таким транспортным средствам, – поясняется в материалах Минпромторга, с которыми ознакомились «Известия».

По мнению министерства, на данный момент в России недостаточно изучены вопросы активной и пассивной электробезопасности гибридов и электромобилей. У спасательных бригад отсутствуют средства защиты и инструкции на случай пожаротушения либо ликвидации последствий аварий с участием подобных машин. Особую опасность для людей представляет ядовитый электролит в литий-ионных аккумуляторах (жидкость вызывает химические ожоги), требующий дополнительных правил пожарной безопасности и регламентации способов его нейтрализации.

– Зарядные устройства для транспортных средств с комбинированными энергоустановками и электромобилей требуют повышенных мер безопасности при работе с ними, иначе возможно поражение электрическим током вплоть до летального исхода, – аргументируют в Минпромторге. – Отсутствие дополнительных требований к изоляции, дополнительной пыле- и влагозащищенности может привести к поражению электрическим током при длительной эксплуатации транспортного средства, а также при определенных погодных условиях.

Исследования будут проводиться в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». В целях ФЦП стоит снижение смертности на дорогах к 2020 году на 8 тыс. человек (28,8%) по отношению к 2012-му. В числе задач НАМИ – разработка средств контроля сопротивления изоляции между высоковольтной и низковольтной сетью автомобилей. Решение о том, будут ли российские датчики устанавливаться в обязательном порядке в бортовую систему всех электрифицированных автомобилей, будет принято по результатам исследований института. Кроме того, НАМИ создаст информационную базу для МЧС и ГИБДД, где будут оговорены способы нейтрализации последствий аварий электромобилей и гибридов. Кроме того, институт разработает проект поправок к техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», определяющих дополнительные требования к электрокарам и гибридам.

Наличие собственных требований к различным категориям транспортных средств помогает России улучшить их безопасность, считают эксперты.

– Что сейчас представляет техрегламент Таможенного союза – это примерно 80% общемировых требований к транспортным средствам, мы их просто прописали у себя в Таможенном союзе, 20% – это наши союзные требования. И, кончено же, все понимают, что техрегламент не застывший во времени документ, он должен развиваться по мере необходимости, если того требует безопасность. Тем более что и количество правил ЕК ООН [свод европейских требований к автотранспорту] постоянно растет, – полагает Андрей Иванов, проректор по научной работе Московского автодорожного университета (МАДИ).

Особые требования к гибридам и электромобилям никоим образом не должны повлиять на взаимоотношения иностранных компаний и российского правительства, уверен Иванов. Впрочем, и сами производители пока не видят необходимости в каком-либо дополнительном усилении безопасности своей продукции.

– Модели Lexus с гибридным приводом в России продаются с 2005 года. С того момента никаких проблем с безопасностью наших машин ни разу не возникало. Мы одни из первых их начали продавать, и никаких случаев возгорания не было, поэтому я не понимаю, какие дополнительные проверки нужны. Никаких специальных требований в предэксплуатационный период либо во время использования наши машины не требуют, – заверила руководитель по связям с общественностью компании Lexus Елена Горлова.

Аналогичным образом отреагировал и представитель Mercedes-Benz в России Андрей Родионов, он сообщил «Известиям», что все гибридные модели Mercedes-Benz соответствуют требованиям безопасности Евросоюза и никаких доработок не требуют. Оперативные комментарии других представителей компаний, импортирующих гибриды и электромобили в Россию, получить не удалось.

Отдельной статистики аварийности электрического транспорта на данный момент не ведется. Тем не менее начиная с 2010 года, когда электромобили и гибриды стали активно поступать в продажу (до этого их распространение не носило массового характера), были зафиксированы отдельные случаи теплового разгона аккумуляторов (химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла) у таких автомобилей, как Zotye M300 EV, Fisker Karma, Mitsubishi i-MiEV, Outlander P-HEV, Chevrolet Volt, Dodge Ram 1500 Plug-in Hybrid, Toyota Prius.

Первый случай возгорания электромобиля из-за ДТП произошел в 2012 году в китайской провинции Шэньчжэнь с автомобилем BYD e6. В 2013 году произошли два случая возгорания американского электроспорткара Tesla Model S: один – при столкновении, второй – после наезда на трассе водителем Tesla на металлический предмет, который повредил целостность батареи, расположенной в днище машины. При этом пожарные только с третьей попытки смогли потушить автомобиль, после первых двух огонь разгорался с новой силой.

Эти инциденты побудили Национальный институт безопасности дорожного движения США NTHSA (регулирует сферу дорожного движения и безопасности) провести в 2014 году расследование, в ходе которого выяснилось, что автомобили с литий-ионными аккумуляторами обладают риском потенциального возгорания. Концерны GM и Nissan выпустили специальные брошюры для медиков и пожарных, в которых объяснили, что делать для отключения и обезвреживания мощных аккумуляторов гибридов и электрокаров.

Именно нарушение целостности оболочки высокоемких батарей может привести к возгоранию, объясняют специалисты.

– Загореться аккумулятор может при коротком замыкании внутри себя, когда начинает идти большой ток разряда. По нашему опыту, именно взрыв батареи маловероятен – для этого должно произойти мгновенное выделение энергии. Здесь же реакция развивается поступательно. Скорее взрыв произойдет в гибридах, которые используют суперконденсаторы [закрытый проект гибридного кроссовера ё-мобиль предполагал их использование], – рассказал доцент кафедры энергетических установок Нижегородского государственного технического университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) Александр Тихомиров.

В то же время собеседник отмечает, что при возгорании бензиновый автомобиль куда опаснее: энергии выделяется больше, а топливо растекается, пропитывает горючие материалы и плохо тушится. По словам Тихомирова, современные электромашины хорошо подготовлены к внештатным ситуациям.

– Стандарты защиты от поражения током очень серьезные: высокое напряжение тщательно изолировано, любые утечки тока на кузов постоянно измеряются, и в случае чего главный выключатель разорвет соединение батареи с энергетической сетью машины, – объяснил эксперт.

Несмотря на наличие проблемы, нельзя ее назвать чем-то первостепенным и утверждать, что она требует безотлагательного решения, убежден автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

– Электромобилей в стране три с половиной штуки, нет никакой инфраструктуры, да и перспектив, что она когда-нибудь появится, тоже нет, – иронически заметил Моржаретто. – Гибридов тоже мало в силу их дороговизны. Проблема пока нишевая и с точки зрения нашего автопрома не представляет массового интереса. Сейчас куда более важно, к примеру, прописать более четкие требования для автомобилей, работающих на газомоторном топливе – им нужны льготы. Вот это актуальная проблема.

«Известия»

19.01.15 «Известия»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 30 ноября 2016 Билет на электричку (MotorPage.ru)

    Бьющий буквально через край энтузиазм в том, что касается развития транспортных средств на электротяге, сегодня демонстрируют первые лица чуть ли не всех крупнейших автопроизводителей планеты. Тот же Парижский автосалон в очередной раз отметился впечатляющими концепт-карами с электрической начинкой, заявлениями ведущих мировых компаний о новых инвестициях в электрические технологии и даже о создании новых брендов, в гамме которых будут исключительно машины на электротяге.

    подробнее
  • 29 ноября 2016 Езда не стоит свеч («Российская газета»)

    Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.

    подробнее
  • 7 октября 2016 Плюс электрификация всей страны («Коммерсант»)

    Электромобили чем-то напоминают коммунизм – это светлое будущее, которое почему-то никак не может наступить. Появившись примерно в то же время, что и машины с двигателем внутреннего сгорания, электрические машины проиграли конкуренцию и весь XX век оставались на вторых ролях. Затем вроде бы начали возрождаться, но до сих пор не сумели занять сколько-нибудь существенную часть рынка.

    подробнее