Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

28.11.14 Прочитали 1419 раз

Доля автокредитов упала до минимума

Доля автокредитов от общего числа проданных автомобилей достигла в 2014 году максимально низкого уровня за последние 4 года, просроченная задолженность продолжает свой рост несмотря ни на что.

Рынок кредитования физических лиц (без учета ипотеки) с начала текущего года показывает непрерывное снижение темпов роста. Так, по данным ЦБ, на 01.10.2014 года банками было выдано населению 11,07 трлн. рублей, это минимальный показатель по увеличению кредитного портфеля с посткризисного времени – всего +17% за год. Данная негативная тенденция не обошла стороной и рынок автокредитования.

С января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тысяч автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля автокредитов снизилась на 25% и на данный момент составляет не более 38% (в 2013 году она была на уровне 50%, в 2012 году – 45%, в 2011 году – 40%). Таким образом, сейчас на рынке мы наблюдаем максимально низкий показатель за последние 4 года. Если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, то можно прогнозировать, что доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30-35%.

Объем займов на покупку автомобилей, полученных гражданами за первые 10 месяцев текущего года, сократился на 10% до 369,2 млрд. руб.

По мнению аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», сложившуюся ситуацию можно объяснить рядом объективных причин.

Во-первых, в отличие от текущего года в прошлом, 2013 году, действовала программа Минпромторга по стимулированию продаж в кредит автомобилей, по которой предоставлялась существенная скидка к процентной ставке, из-за чего, в том числе, росла заинтересованность граждан в автокредитах. В 2014 году эта программа прекратила свое действие, что непосредственным образом сказалось на снижении количества автомобилей, приобретенных в кредит.

Во-вторых, на рынке автопродаж последние несколько месяцев наблюдается заметное перераспределение интересов потенциальных покупателей в сторону подержанных автомобилей. Многие россияне вообще приняли решение отложить на неопределенный срок приобретение нового автомобиля. Этой осенью предпочтение отдавалось вложению имеющихся накоплений в покупку недвижимости, в том числе, и с помощью ипотечного кредитования, а также формированию сбережений.

Кроме того, необходимо также учесть, что на падение рынка автокредитования повлияло и то, что банки на фоне общей закредитованности населения и роста уровня просроченной задолженности по платежам повысили ставки и на автокредиты, а также увеличили первоначальные взносы - в среднем процент по кредитным программам вырос на 2-3%, а ставка первоначального взноса повысилась на 10%, все это снижает привлекательность автокредитования в глазах потенциальных заемщиков.

Также стоит отметить, что сегмент кредитования автомобилей изначально подразумевает залог (в качестве которого непосредственно выступает сам автомобиль), однако в отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене каждый месяц и при реализации предмета залога в случае дефолта заемщика кредитор получит максимум 50-60% от суммы ранее выданного кредита, что делает данный сегмент кредитования менее привлекательным для банка с точки зрения его надежности.

Средний размер автокредита составляет сегодня в среднем 546,9 тыс. рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Основная причина – рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства.

Однако несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 01.11.2014 года просрочка составила 56,73 млрд. рублей, рост с начала года – более 35%. По итогам года данный показатель может составить около 59 млрд. рублей, что будет означать ее годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное увеличение за последние 3 года – в период 2012-2013 г.г. ежегодный рост не превышал 25%.

Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение финансового положения населения (реально располагаемые доходы населения выросли за год всего на 0,6% при росте инфляции 8%). Очевидно, что при текущем уровне закредитованности заемщикам все сложнее соблюдать платежную дисциплину (средний показатель по стране составляет 1,7 кредита на должника (в прошлом году 1,4), максимальный – 17-20 просроченных кредитов разным банкам у одного заемщика). Увеличилась и доля граждан, обслуживающего одновременно несколько кредитов, равно как и выросла доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сегодня показатель DTI (отношение долга к доходам) порой достигает 45% (критическим считается показатель в 50%).

Ухудшение платежеспособности населения в данном сегменте кредитования легко подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если год назад средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 24,4 месяца (или через 2 года), то сейчас этот показатель 14,9 месяца (или 1,2 года) – то есть всего за 1 год платежеспособность населения в данном сегменте кредитования снизилась практически в 2 раза.

Еще раз стоит отметить, что сейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому в отличие от предыдущих лет кредиты на покупку автомобиля они выдают более осторожно, внимательно оценивая заемщика и стараясь минимизировать свои риски. Кроме того, кредиторы в разы повысили свои требования к кредитной истории заемщика и его финансовому положению.

Следствием общего роста объема просроченной задолженности по автокредитам является и увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на долю автокредитов приходится около 15%, в 2012 году данный показатель был на уровне 10%, в 2011 – 4,4%, в 2010 – 2,1%, 2009 – 1,2%.

Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Новосибирская область, Самарская область, Тюменская область, Пермский край, Республика Татарстан.

Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году – 226,4 тыс. рублей, в 2013 году – около 323,1 тыс. рублей, в 2014 году –385,97 тыс. рублей – данная динамика связана с увеличением роста ставок кредитования в России – в среднем они сейчас составляют 16% (в 2013 – 13%), а также с ростом цен на сами автомобили. Средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла с начала года на более чем 9% до 990 тыс. рублей (в 2013 году – 900 тыс. рублей, в 2012 году – 848,85 тыс. рублей), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.

Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 года, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью – к нам в работу стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка».

"SEQUOIA"